Jump to content

Recommended Posts

Здравствуйте, хочу еще раз затронуть тему так называемых циркулей на самолетах с свободноориентированной задней опорой, блокируемой или не блокируемой, честно пытался разобраться от чего так происходит, и как избегать этого явления, в целом понятно, что когда смещается вектор движения самолета по земле, хвостовая часть по инерции стремится двигаться прямо, и в результате "обгоняет" замедляющуюся переднюю часть и далее весь аппарат описывает круг вокруг  оси. (извиняюсь за сумбурность, но как то так я себе это представляю) Все это хорошо вписывается в представление о самолете движущимся с относительно большой скоростью, но немного непонятно, почему даже при минимальной скорости, самолет невозможно удержать от этого циркуля ни какими тормозами? Почему при скорости входа в циркуль 10-20 км\ч самолет с зажатыми тормозами  все равно описывает полторы окружности вокруг оси, точно так же как и на большей скорости, от куда берется энергия толкающая хвостовую часть с такой силой? Или куда пропадают тормозные моменты на колесах?

Я записал небольшое видео, что бы повнимательнй посмотреть, что же происходит в этот момент, 

 

 

газдавался только для придания самолету небольшой поступательной скорости, и убирался еще до начала вводе самолета в циркуль, и как только самолет начинало вести, зажимался намертво тормоз, как можно видеть, сперва самолет крутится вокруг почти неподвижной внутренней стойки, а внешняя постепенно замедляется, затем когда останавливается и внешняя, в движение вновь приходит заторможенная правая, но уже в обратном направлении, не связано ли это с тем что в обратную сторону у нас в игре колеса не тормозятся? Может это может объяснить то что самолет на малой скорости невозможно ужержать от полутора кругов вокруг оси? Ведь было бы вполне логично, если бы он остановился после прекращения движения колеса внешней стойки, а не делал бы еще почти полный круг?

И вот еще заметил странность, как известно с недавних пор игра пишет треки в файлы поддерживаемые  программой Tacview, так вот открыв трек с которого я писал ролик выше, этой программой, можно увидеть, как странно меняется угол атаки самолета во время циркуля, пока не пойму, что бы это могло значить, но при начале движения программа показывает вполне логичные 13 градусов,

 а вот что происходит с углом атаки дальше, я не понял, может кто подскажет? Если что, угол атаки на видео обозначен как АОА в инфо окне над самолетом

 

 

 

  • Upvote 9

Share this post


Link to post
Share on other sites

похоже, что когда на развороте колёса крутятся в разные стороны - тормоза отказывают.

т.е. например левое крутится вперёд, а правое назад...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ну обратный угол атаки - 167, это от обратного вращения, после прекращения поступательного движения вперёд, присмотритесь самолёт движется обратной кромкой крыла, 180-13=167.

 

Вокруг стойки шасси  строго вращательное движение, обратной кромкой крыла вперёд.

Edited by ROSS_BW_Kuznechik
  • Upvote 2

Share this post


Link to post
Share on other sites

похоже, что когда на развороте колёса крутятся в разные стороны - тормоза отказывают.

т.е. например левое крутится вперёд, а правое назад...

По логике колесо,  вокруг которого вращается Ц.М. и весь самолёт,  не крутится на своей оси, при поступательной скорости 0, строго круговое движение вокруг заторможенной  стойки.

 

Вот почему меняются стойки вокруг которых вращается Ц.М.  - вопрос? Похоже смена "стоек вращения" и даёт тот самый импульс для циркуля.

Edited by ROSS_BW_Kuznechik

Share this post


Link to post
Share on other sites

На видео при зажатых, как вы пишете, тормозах, после начала циркуля педали давались против разворота - это видно по положению РН.

При отклонении педалей - у данного самолёта РАСтормаживается колесо, противоположное нажатой педали.

То есть, если в циркуле самолёт крутит, например, влево, а вы стремясь остановить вращение дали противоположную, правую педаль и нажали на тормоз - то правое колесо будет заторможено, а левое - расторможено.

 

Если внимательно посмотреть на видео, то можно заметить, что во время циркуля самолёт довольно быстро переходит к вращению вокруг заторможенного колеса, которое затем остаётся практически на одном месте. Расторможенное колесо при этом совершенно логично описывает дугу и катится свободно, то есть ничто не мешает самолёту крутиться вокруг заторможенного колеса, кроме силы трения качения двух других колёс, которые, разумеется, довольно слабы, чтобы погасить инерцию вращения 3-тонного самолёта.

Попробуйте при попытке остановить циркуль держать педали ровно - так эффективность тормозов будет выше, потому что будут заторможены оба колеса.

 

Проверить - работают ли тормоза при обратном вращении колёс очень просто: достаточно пустить самолёт "задним ходом" и затормозить :) (требуется некоторая сноровка, конечно)

 

P.S.

 

По результатам проведённых дополнительных тестов некоторым самолётам эффективность тормозов будет немного увеличена, видимо уже в дополнении 2.012. Среди них будет ЛаГГ-3 и Ла-5, и ещё несколько, сейчас уточняем цифры, поэтому полный список будет позже.

 

P.P.S.

 

Угол атаки при таком циркуле смотреть нет никакого смысла. Предполагаю, что TacView вычисляет УА по вектору скорости ц.м. в сравнении с углами ориентации самолёта, а тут и ц.м. движется по довольно замысловатой загогулине, и корпус самолёта покачивается.

 

UPD: не в ц.м., а скорее даже в центре модели, то есть связанной системы координат (ССК), т.к. TacView ничего не знает о расположении ц.м. в ССК, что ещё накладывает на такое измерение УА дополнительные погрешности связанные с вращением центра ССК относительно ц.м.

  • Upvote 20

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо за развернутый ответ, Андрей Петрович, да действительно, инстинктивно все время давал педаль в противоход развороту, и получается тем самым усугублял картину, сейчас попробовал сделать то же но без педали, в целом пропало переваливание со стойки на стойку и и действительно сократилось время до полной остановки, а с ним лавочка стала описывать не полтора круга, а практически круг, и теперь она встает на прежний курс, а не на обратный, как с педалью.

Вот что получилось на этот раз:

 

 

теперь оборот происходит вокруг преимущественно внешней стойки, и работа тормозов видна получше, так же попытался пустить лавочку задом не перед, в общем видно, что тормоза однозначно работают, но как Вы и написали добавить им эффективности будет весьма полезно, думаю от этого улучшится не только ситуация с циркулями :)

 

P/S: То есть с новыми тормозами теперь возможно будет если не капотировать полностью с переворотом, то хотя бы воткнуть самолет носом в полосу?

P.P.S: И еще? пользуясь случаем), не посмотрите, что можно сделать с через чур высокой вероятностью капотирования лавочки через нос на спину, при посадке на брюхо?

Share this post


Link to post
Share on other sites

P/S: То есть с новыми тормозами теперь возможно будет если не капотировать полностью с переворотом, то хотя бы воткнуть самолет носом в полосу?

Думаю, что всё равно вряд ли, у них не та эффективность.

 

P.P.S: И еще? пользуясь случаем), не посмотрите, что можно сделать с через чур высокой вероятностью капотирования лавочки через нос на спину, при посадке на брюхо?

Взаимодействие корпуса с поверхностью - весьма сложная и тонкая модель, если здесь что-то и менять - то это не настройки (они сейчас оптимальны для этой модели), а сам подход. В обозримом будущем эта работа не запланирована, так как объективно говоря это не самое наше "проблемное" место, скорее даже тут мы имеем хорошее преимущество по сравнению с другими симуляторами.

  • Upvote 2

Share this post


Link to post
Share on other sites

Сколько ни поднимай тему "циркулей", заключение будет одно: в игре все правильно - правьте свои "кривые" руки-ноги, господа вирпилы. Сейчас кто-нить из асов выложит видео лихой натренированной рулёжки и посадки без пресловутых реверансов и на этом всё в н-ный раз закончится.  Рулёжки, "циркули"... странные люди. Ногибать! Это да! А вы с какими-то непонятными мелочами...  

  • Upvote 3

Share this post


Link to post
Share on other sites

Сколько ни поднимай тему "циркулей", заключение будет одно: в игре все правильно - правьте свои "кривые" руки-ноги, господа вирпилы. Сейчас кто-нить из асов выложит видео лихой натренированной рулёжки и посадки без пресловутых реверансов и на этом всё в н-ный раз закончится.  Рулёжки, "циркули"... странные люди. Ногибать! Это да! А вы с какими-то непонятными мелочами...  

А вы почитайте практически каждый вопрос любого новичка(что в теме с вопросами от новичков, некоторые даже отдельные темы создают) - "не могу приземлиться, в игре что-то не так, я же всё правильно делаю!?", "не могу взлететь, самолёт крутит, что с вашей игрой не так?" и т.п.. А когда кто-то начинает показывать, что всё в норме и всё нормально взлетает и садиться - новичков всё равно не устраивает, у них же много часов налёта в картохе или улитке. Кто-то начинает говорить, что всё делает по РЛС, прям "точь в точь", а как покажут трек - так все ошибки видны, и из РЛС выполняется только "выпустить шасси".

  • Upvote 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ну скажем при всем при этом в БЗС самолет колбасит на посадке так, что в реале к полетам наверное не пустили бы да и не спорит Петрович жеж....просто у нас симулятор в основном про воздушный бой 40-х годов и посадка как бы не приятно, но не "сей час". Мессер вроде садится хорошо. Хотя он вроде и считался не очень хорошим в этом деле.

  • Upvote 2

Share this post


Link to post
Share on other sites

У Микояна в мемуарах про И-16: "...у этого самолёта была неприятная особенность - стремление к неконтролируемым разворотам на посадке, тут надо было сразу, резко дать противоположную ногу и сразу вернуть её обратно..."

К слову наш "ишачок" не "циркулит"...от себя замечу если я красиво, с правильным выдерживанием, без "козла" сел на три точки, то циркуля нет, если "скозлил" 95% что будет...

Share this post


Link to post
Share on other sites

У Микояна в мемуарах про И-16: "...у этого самолёта была неприятная особенность - стремление к неконтролируемым разворотам на посадке, тут надо было сразу, резко дать противоположную ногу и сразу вернуть её обратно..."

К слову наш "ишачок" не "циркулит"...от себя замечу если я красиво, с правильным выдерживанием, без "козла" сел на три точки, то циркуля нет, если "скозлил" 95% что будет...

Всё таки речь тут не совсем об том, о чём вспоминал Микоян. Посмотрите ещё раз видео выложенное автором темы в первом сообщении, начало пробега после посадки на скорости +-160км\ч с последующим снижением скорости и неконтролируемые "циркули" при этом, это одно, а вот неконтролируемый "циркуль" при скорости 20км/ч на рулении, это немного другое. Вот это и вызывает вопросы, на что и обратил внимание автор темы.

  • Upvote 2

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ну вот, почти про циркули.

Что поддерживает авторотацию в этой ситуации? Почему РН не эффективен? Попытка повторить трюк в других симуляторах успеха не имела. Это фича или баг?

Подумав, что внешние условия для возникновения "крендельков" неизвестны (ураганный ветер, неуязвимость, управление мышью и тд и тп), решил проверить на повторяемость

Заправка 10%, зажат правый тормоз, РВ влево, РН на пикирование, тяга 100%. При этом заторможенное колесо ОТОРВАНО ОТ ЗЕМЛИ!

 

1. Если вращаться самолет заставляет, заторможенное правое колесо, то как это может быть, если оно приподнято над землей?
2. Почему, если заторможенное колесо приподнято над землей и тормозить не может, отклоненный влево РН не останавливает вращение?
3. Что порождает левый крен ( ручка отклонена вправо до упора, препятствуя крену, скорость потока, набегающего на левое крыло, выше, значит, на нем выше подъемная сила)? Реактивный момент винта? Если это так, то почему при резкой даче газа с места (при рулях в нейтрали!) у Эмиля такого крена не наблюдается? Где реактивный момент в этом случае?
В общем, ролик состоит из сплошных противоречий. Которые говорят о том, что с балансом сил и моментов что-то не в порядке.

Edited by =V=Heromant
  • Upvote 3

Share this post


Link to post
Share on other sites

(прошу прощения за мат, из песни слов не выкинуть :) )

Просить прощения за мат зная, что он запрещён правилами форума, и тем не менее сознательно идя на это нарушение - не освобождает тебя от ответственности.

 

Прежде чем тебя забанит модератор, Берри, я хотел бы успеть понять: ты задавая этот вопрос хотел разобраться и получить ответ - как такое может быть и что происходит на видео, или это такая форма предъявления претензии, и твой вопрос в том - как разработчик допустил такое, и когда исправит?

 

Если второе - то в выбранном тобой тоне диалога у нас с тобой не получится. Определись.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Конечно разобраться. Непонятно как такое получается.

Не претензия ни в коем разе, и не требую немедленного исправления. До декабря потерпит)

Может при переходе «земля-воздух» что-то отваливается? Такое ощущение что самолёт в штопор попадает.

 

За «как так-то» прощу прощения если обидел.

Edited by ROSS_BerryMORE
  • Upvote 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

...или это такая форма предъявления претензии, и твой вопрос в том - как разработчик допустил такое, и когда исправит?

После обновления циркулей и так уже больше нет. Теперь гораздо проще не допустить  циркуль при рулении или при пробежке. Сделаете еще проще - и будет старый Ил-2. 

  • Upvote 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Конечно разобраться. Непонятно как такое получается.

Не претензия ни в коем разе, и не требую немедленного исправления. До декабря потерпит)

Может при переходе «земля-воздух» что-то отваливается? Такое ощущение что самолёт в штопор попадает.

За «как так-то» прощу прощения если обидел.

В таком случае надо сесть и внимательно нарисовать все силы, действующие на самолет.

В частности крен на втором видео - следствие центробежной силы вкупе с реакцией опоры, действующей на шасси. Ближайший аналог - переворот автомобиля при сильном заносе (без реактивного момента, крыльев и обдувки).

А вращение поддерживает сам мотор, всегда заправленный внутрь поворота при заваливании на крыло. И что интересно: траектория потихоньку при движении на одной стойке распрямляется, угловая скорость вращения падает (видимо, от рн) и самолет потихоньку пытается перейти в прямолинейное движение на двух стойках. Но тут на землю опускается заторможенное колесо, самолет резко получает пинок по вращению, снова заваливается на крыло и отрывает заторможенную стойку и цикл повторяется.

Здесь можно попробовать разные вариации по рн и понять, что именно заставляет самолет прекращать вращаться и пытаться опускать вторую стойку. Или точнее найти условия, когда он будет стабильно вращаться, завалившись на крыло.

 

Перехода "земля-воздух" в афм быть не должно и вряд ли он есть здесь.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Трактория не распрямляется, центр смещается, а радиус и угловая скорость постоянны. По крайней мере так траекторию рисует таквью.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Тяга зверская. И шасси какие прочные.

"Всё что сделано по русски - не боится перегрузки!" (с)

 

При правом вращении винта (у мессера такое вроде бы) при развороте вправо - нос самолета не должен опускаться? А у автора ролика рули высоты на пикирование установлены. Т.е. если винт так адски дует то в два раза быстрей должен землю поцеловать?

 

 

После последнего хофикса в 2.12 мессеры стали летать по старому КМК (снова можно доворачивать резко, в виражи на закрылках с лавками ввязываться без проблем). Может опять что-то отвалилось?

 

Edited by Makz
  • Upvote 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

В таком случае надо сесть и внимательно нарисовать все силы, действующие на самолет.

 

 Но тут на землю опускается заторможенное колесо, самолет резко получает пинок по вращению, снова заваливается на крыло и отрывает заторможенную стойку и цикл повторяется.

 

Перехода "земля-воздух" в афм быть не должно и вряд ли он есть здесь.

На втором ролике нет опускания заторможенного колеса на землю, да и на первом я такого события не углядел. Есть ролик в другом ракурсе.

 

Насчет перехода не уверен, должен быть или нет) по крайней мере под Харриер улучшали, там 4-ре точки касания. возможно это (переход по фазам "земля-воздух") облегчает расчеты сил.

Edited by ROSS_BerryMORE
  • Upvote 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Хм, значит показалось.

Но при этом центр вращения "уплывает" и есть ощущение, что в какой-то точке он несколько замедляет вращение, замедляется сам, а потом резко начинает крутить по новой.

На "другом ракурсе" не видно ничерта по причине его беспорядочного вращения :) Надо такую штуку с f11 снять сбоку.

Share this post


Link to post
Share on other sites

18.09.2017г при приземлении у меня что-то хрустнуло внизу, а потом я минут 5 пытался завершить вылет потому что самолет у меня не останавливался и постоянно крутился. Вот фрагмент записи того как это было. Возможно будет полезным. Реплей тоже сохранился если надо.

Share this post


Link to post
Share on other sites

А вращение поддерживает сам мотор, всегда заправленный внутрь поворота при заваливании на крыло.

Разве для вращения не нужно плечо? Для плеча точка вращения. На записи точка вращения - левая стойка. Справа ничего нет.

Share this post


Link to post
Share on other sites

"ПЕЙН, Я ПЛЕЧА НЕ ЧУВСТВУЮ!!!" :)

 

Ну, во-первых - плечо есть. Точка приложения тяги не находится на колесе. Во-вторых для разворота тела вокруг точки в том числе кроме самого "плеча" нужна перпендикулярная относительно оси плеча компонента силы - она тоже есть, поскольку в том числе мотор расположен по центру и тяга направлена по оси симметрии, а шасси - сбоку и ось плеча между колесом и винтом имеет наклон к оси симметрии.

 

Кроме этого для рассмотрения поворота при криволинейном движении не нужно "плечо", достаточно компоненты силы, направленной перпендикулярно вектору скорости.

То есть если ты возьмешь тележку в виде материальной точки и в ЦМ разместишь мотор, который будет дуть под неким углом к углу установки колес (вектору движения) - она у тебя тоже будет "вращаться", а точнее - начнет двигаться по окружности. При этом в поворот тележку будут заправлять и мотор, и сила реакции опоры, а из поворота уже непосредственно когда вращение есть свершившийся факт - центробежная сила.

Edited by DeadlyMercury

Share this post


Link to post
Share on other sites

Он крутится не вокруг стойки законцовки крыла, а вокруг шасси. Поэтому плечо меньше.

ЗЫ рисовательный скилл у тебя просто офигенный :) Красиво, да еще и с перспективой :)

Edited by DeadlyMercury

Share this post


Link to post
Share on other sites

Конечно разобраться. Непонятно как такое получается.

 

 

За «как так-то» прощу прощения если обидел.

 

Если разобраться - то я всегда открыт к диалогу, и готов как объяснить, если что-то интересует, так и подискутировать если вопрос спорный. И очень бы хотелось придерживаться определённых рамок культуры общения. Я здесь отвечаю исключительно по личной инициативе, а не по должностной инструкции - у меня такой обязанности нет. Просьба это как-то учитывать при выборе формы беседы. Спасибо за понимание.

 

По сути:

На подобных режимах, как на видео с Мессером, киль не находится в прямом потоке от винта, и поэтому нет реакции на РН. Возможно это ответ на вопрос, почему самолёт не ведёт себя подобным образом в других симуляторах - я предположу, что может быть они не учитывают запаздывание потока при моделировании обдувки хвостового оперения потоком от винта. То, что элероны отклонены - на подобных скоростях это не играет роли, скорость их обтекания слишком мала. Тут, очевидно, основную роль играют силы набранной инерции (углового вращения) и малое трение свободно катящихся колёс. То есть система, набравшая угловую скорость, находится в состоянии близком к моментному равновесию, когда все действующие моменты уравновешены между собой (ну или почти уравновешены, так как движение всё же слегка неравномерное). Это состояние соответствует 1-му закону Ньютона, только в применении не к линейному, а к угловому движению. А какие именно силы и моменты поддерживают вращение в состоянии равновесия - нужно рисовать схемку и смотреть. Я попозже сделаю небольшую иллюстрацию.

18.09.2017г при приземлении у меня что-то хрустнуло внизу, а потом я минут 5 пытался завершить вылет потому что самолет у меня не останавливался и постоянно крутился. Вот фрагмент записи того как это было. Возможно будет полезным. Реплей тоже сохранился если надо.

 

Вот тут уже явно баг, конечно. А есть возможность повторить? Особенно интересует "что-то хрустнуло", так как причина, возможно, связана с этим...

  • Upvote 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Относительно шасси - что дутик, что мотор пытаются препятствовать развороту, хотя и не очень сильно (у мотора - небольшое плечо и небольшая проекция)

Однако мотор, заправленный внутрь окружности, провоцирует изменение траектории (собственно организует центростремительную силу вкупе с шасси и дутиком), что провоцирует центробежную силу, момент которой как раз сильно заправляет нос в поворот.

 

Если изначально дать короткий импульс или просто положить самолет на крыло и дать газ - он сам по себе так вращаться не будет, наоборот, он попробует развернуться на лежащее крыло. Тут большую роль играет именно то, что нос оказался внутри окружности и тем самым движение по этой окружности поддерживает.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ребят, вы когда силы рассматриваете, учитывайте ещё, что самолёт "в заносе" на этом режиме, то есть колесо не катится, а проскальзывает боком во внешнюю сторону.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Что-то типа такого:

 

SOrD8u7.jpg

 

 

Соответственно при переходе в систему координат, связанную с самолетом, и рассмотрению моментов сил, которые будут его вращать - добавляется момент центробежной силы ma.

Учитывая, что самолет вращается равномерно (почти - уход центра вращения говорит о том, что есть некоторая неравномерность - впрочем, она может быть вызвана разными параметрами земли и соответственно сил трения) - все моменты и все силы уравновешены. Тут уже вопрос не в качественном "как такое вообще возможно?", а в количественном "при какой тяге/скорости/радиусе такое возможно".

 

Я пробовал воспроизвести - у меня получается стабильный круг с гораздо большим радиусом, при этом РН не терял своей эффективности (тут интересно вопрос при какой скорости вращения самолета вокруг оси РН теряет свою эффективность - в теории можно рассчитать, если найти скорость потока воздуха, отбрасываемого винтом). Еще из интересного - в начальный момент "закручивания траектории" при заваливании на крыло самолет этому сопротивляется - пытается увести нос из поворота и опуститься на стойку обратно. И именно стабильное движение по окружности прекращает эти "попытки".

Share this post


Link to post
Share on other sites

Кроме этого для рассмотрения поворота при криволинейном движении не нужно "плечо", достаточно компоненты силы, направленной перпендикулярно вектору скорости.

То есть если ты возьмешь тележку в виде материальной точки и в ЦМ разместишь мотор, который будет дуть под неким углом к углу установки колес (вектору движения) - она у тебя тоже будет "вращаться", а точнее - начнет двигаться по окружности. При этом в поворот тележку будут заправлять и мотор, и сила реакции опоры, а из поворота уже непосредственно когда вращение есть свершившийся факт - центробежная сила.

Так мессер-то не тележка с тягой из центра массы. И не дует под неким углом.

На первом ролике мессер крутится вокруг центра массы. На одной стойке шасси. Тут скорее аналогия с человеком на роликах на одной ноге с огромным вентилятором на вытянутых руках.

post-17264-0-05815100-1508920193_thumb.jpg

Что может заставить так долго вращаться самолет. Не замедлить вращение и покатиться вперед и упасть на нос а продолжать вращение.

 

На подобных режимах, как на видео с Мессером, киль не находится в прямом потоке от винта, и поэтому нет реакции на РН.

Так ведь поток от винта имеет скорость что-то типа 200 км/час (поэтому самолеты так ловко в воздухе на низких скоростях держатся и управляются) - это 55 м/с. Длинна мессера 9 метров. 

Вообще руль направления по воспоминаниям пилотов был не эффективен до набора определенной скорости, но тут явно не та скорость так что, наверно, по эффективности РН все правильно и без потока винта.

А от вращения такого быстрого из-за гироскопического момента, мессер не должен был нос опустить? 

post-17264-0-79799500-1508920373_thumb.jpg

post-17264-0-17630200-1508920379_thumb.jpg

 

  • Upvote 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я не про первое, я про второе.

Первое - есть более интересный ролик со спитом, где вообще тормоза ничего не дают и где вращение останавливает только остановка двигателя:

https://plays.tv/video/59efc6b88fa271ae02/battle-for-gyroscope-

 

Теоретически это можно объяснить как раз движением ЦМ (он же не между стоек шасси - он где-то дальше) по окружности с применением к нему постоянной центростремительной силы.

В этом случае скорость вращения самолета должна зависеть от газа и отдельный интерес появляется в проверке, при какой угловой скорости вращения самолет перестает слушаться РН.

Share this post


Link to post
Share on other sites

PS на твоей картинке центр вращения - перекрестье между шасси, а не ЦМ.

Если самолет вращается вокруг ЦМ - то шасси должны то "разжиматься" под возрастающую колею, то "сжиматься".

При этом движение более сложное: шасси идут не по одной окружности, а по двум разным разного радиуса - но их центр лежит на линии между стойками, а не в стороне сзади или спереди самолета. Просто дополнительно центр вращения смещается от оси симметрии вбок.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Так ведь поток от винта имеет скорость что-то типа 200 км/час (поэтому самолеты так ловко в воздухе на низких скоростях держатся и управляются) - это 55 м/с. Длинна мессера 9 метров. 

 

Кстати говоря, это всего-лишь означает, что он доходит до хвоста за 0.16с (это не учитывая, что поток несколько тормозится). Если за эти 0.16с самолет уйдет на 15 градусов - руль уйдет с оси потока на 2.3 метра, что более чем достаточно для выхода из потока. Таким образом самолет совершит оборот за 3.84 секунды (для ровного счета - пусть будет 4, ибо запас неплохой есть) или угловая скорость порядка 90 градусов в секунду.

Смотрим первый ролик и видим, что самолет за 8 секунд провернулся на три оборота - то есть условие "4 секунды на круг" соблюдено :)

В ролике со спитом - 4 оборота за 15 секунд, тоже укладывается. Второй ролик даже показывает, что для выхода РН из потока требуется даже меньшая скорость вращения.

 

В общем в этом плане интересно поисследовать вопрос выхода РН из потока и посмотреть, на каких угловых скоростях начинаем его терять.

Кроме того для спитфаера и его вращения "одним двигателем" очень интересно, что будет, если поднять нос и переместить ЦМ ближе к точке вращения или почти в эту точку. Бэрри этот вопрос обещал сегодня вечером проверить.

Edited by DeadlyMercury

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да, и поэтому интересно на "статично вращающихся самолетах" (как в случае с спитом) этот вопрос промерить - ведь скорость вращения можно регулировать тягой.

Конкретно второй ролик у меня не получилось повторить - у меня получался гораздо больший радиус и РН эффективность не терял.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ну так у меня и радиус разворота был гораздо больше, и угловая скорость вращения гораздо меньше...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Итак, полет из второго ролика - воспроизвел, "целебный" пинок уходит не только мотору, но в большой степени рулю высоты: взятие ручки "от себя" вкупе с заблокировнной стойкой и провоцирует такой круг, тогда как прижатие дутика "на себя" устраняет вращение и самолет уходит в прямой пробег. Силой прижатия дутика можно регулировать радиус круга.

 

На тормоз поднятого колеса, ожидаемо, эффекта нет.

 

Первое видео и похоже видео со спитом мне показалось интереснее - воспроизвел с разблокированной стойкой. При этом действительно "обороты" самолета зависят от тяги, а на руль реакции никакой, хотя левое и правое вращение различаются (16 и 14 секунд независимо от положения РН):

И тут возникает вопрос, как проверить влияние на РН снижение оборотов вращения... Простое уменьшение газа также влечет уменьшение потока на РН, а проверка в лоб "на каком газу самолет перестанет вращаться" полупровалилась - слишком мало тяги надо для этого. Тормоза, что ли, использовать...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...