Перейти к публикации

Рекомендованные сообщения

Опубликовано:

Командир 8-й эскадрильи 52-й истребительной эскадры (Staffelkapitän 8.Staffel/Jagdgeschwader 52) .... 6 марта 1943 года у Керченского пролива.

http://waralbum.ru/255531/

gunther_rall_with_his_comrades_luftwaffe

  • Поддерживаю! 1
Опубликовано: (изменено)

Краснодар, аэрофотосъемка Люфтваффе 1942 год

 

 

61dfe8bebbee.jpg1330188800092.jpg[/ler]

 

 

Какаято церковь в Краснодаре.

 

 

 

d87172b91ccc.jpg

 

Изменено пользователем =ART=RUS66
Опубликовано: (изменено)

Большая статья:«Мессершмитты» над Кубанью

Инфы много, хз может вам и пригодится. 

http://www.tinlib.ru/transport_i_aviacija/aviacija_i_vremja_2005_05/p11.php

 

Словацкие «Мессершмитты» на аэродроме Анапа

 

pic_116.jpg


===============================

Подробная карта Новороссийска 1943г.

Можно смотреть он-лайн или скачать

http://www.etomesto.ru/karta2000/

Изменено пользователем =ART=RUS66
Опубликовано: (изменено)

karta.png

 

Старые карты Краснодара и Краснодарского края, Кубани и Кавказа.

Очень много старых карт

http://www.etomesto.ru/kuban/

 

Карты РККА. Довоенный Генштаб онлайн.

http://www.etomesto.ru/map-atlas_rkka/

 

Карта РККА Кавказа и южного Поволжья • 5 км.

http://www.etomesto.ru/map-rkka_ug-5/?x=43.714167&y=45.845029

 

Карта генштаба РККА юга России • 2 км.

http://www.etomesto.ru/map-rkka_ug/?x=38.929476&y=45.053993

 

686227.jpg

 

Изменено пользователем =ART=RUS66
  • Поддерживаю! 1
Опубликовано:
Аэродром Багерово построили во время Великой Отечественной войны. Аэродром использовался для размещения авиационных частей и соединений ВВС РККА. В период с апреля по май 1942 года на аэродроме размещались полки 15-й ударной авиационной группы Ставки ВГК, выполнявшие авиационную поддержку обороняющихся войск Крымского фронта.

После вывода авиации с Крыма в 1942 году на аэродроме базировались немецкие Люфтваффе.


1456595811_aerodrom-bagerovo-1.jpg 1456595861_poligon.jpg


  • Поддерживаю! 2
Опубликовано: (изменено)

аэродром Мысхако, вроде как местные говорят что его построили немцы.

Сейчас он закрыт.

https://pastvu.com/p/365315

 

 

post-13891-0-87965900-1474911352_thumb.jpg

 

 

==============================

 

Какойто аэродром "бароновка" под Армавиром

Местоположение  дальнего привода

http://www.esosedi.ru/onmap/byivshiy_dalniy_privod_ayerodroma_baronovka_/10258288/index.html#lat=44910080&lng=39741883&z=7&mt=1&v=1

Местоположение ближнего привода

http://www.esosedi.ru/onmap/byivshiy_blizhniy_privod_ayerodroma_baronovka/10258301/index.html#lat=44904822&lng=41025700&z=13&mt=1&v=1

Изменено пользователем =ART=RUS66
  • Поддерживаю! 1
Опубликовано: (изменено)

Пара фотографий Багерово из книги про KG 51 В.Дириха. Одна из них чуть-чуть позволяет судить об окружающем пейзаже.

 

post-3724-0-19084500-1474985372_thumb.jpg post-3724-0-44167600-1474985381_thumb.jpg post-3724-0-01535000-1474985389_thumb.jpg

 

Интересная фотография аварийной посадки в окрестностях Тамани. Надпись гласит (примерно) "Всего в нескольких ярдах! Удачная ночная вынужденная посадка юго-восточнее Тамани"

 

post-3724-0-36788400-1474985464_thumb.jpg

Изменено пользователем Lofte
  • Поддерживаю! 2
Опубликовано:

Похоже, удалось установить точное расположение ВПП в Багерово. На одной из карт 1941 года отсюда (первый десант) аэродром оказался нанесён. Там же есть аэродром Марфовка. Перечёркивание обоюдоострыми стрелочками наверно означает "уничтожен" (?)

 

post-3724-0-22658300-1475005563_thumb.jpg post-3724-0-12912700-1475005978_thumb.jpg

  • Поддерживаю! 3
  • 1CGS
Опубликовано:

Ребят, большое спасибо. Очень много интересной информации.

Знатоки немецкой техники и технологий, а ни у кого нет вменяемой фотографии, чертежа или описания вот этих "разворачиваемых" перевозных железных лент от немецких ВПП?

 

Нашли немного фотографий, но в основном советских или союзнических подобных металлических сборных ВПП.

Опубликовано:

http://www.forum.kenig.org/download/file.php?id=18177&sid=6eda822d10fe8bdb2b34fa26b6318095&mode=view

 

 

"Железячки размером примерно 3000х500мм, это плиты для полевых аэродромов из металлических перфорированных полос.Указанные плиты используются для устройства взлетно-посадочных полос для авиации, вертолетных площадок и подъездных автомобильных путей.Они имеют собственные зацепы по длинной стороне для скрепления между собой. Возможно использовался еще и доп крепеж для "пришивания" к грунту.Удалось видеть "это дело" в работе. В конце 60-х с родителями впервые летел рейсом Калининград-Рига-Ленинград на ИЛ-14. Так вот рейс выполнялся из аэропорта Калининграда (Девау) и взлетал ИЛ именно с такой ВВП, с зеленой травкой растущей через круглую перфорацию стальных плит.Плиты были такие, как на картинке"

Источник: http://www.forum.kenig.org/viewtopic.php?p=35277 2012 © kenig.org

Опубликовано:

 

 

Знатоки немецкой техники и технологий, а ни у кого нет вменяемой фотографии, чертежа или описания вот этих "разворачиваемых" перевозных железных лент от немецких ВПП?
А немцы их использовали вообще? Наши плиты это копия америкосовских, они не изменились до сих пор.
  • 1CGS
Опубликовано:

А немцы их использовали вообще? Наши плиты это копия америкосовских, они не изменились до сих пор.

 

Ну судя вот по этому сообщению, использовали:

 

Теперь самая вкусная часть. Когда построили аэродром (после того, как немцы оставили станицу), рядом захватили немецкий аэродром (какой, дедушка не помнит к сожалению), но оттуда перевезли металлическое покрытие для полосы. Покрытие скатывалось в рулоны и могло перевозиться. Полоса состояла из трех полос покрытия - две черные по бокам, и белая посередине. После того, как аэродром оставили военные, покрытие было растащено местными жителями на заборы. Несколько лет спустя после войны племянник дедушки увидел у одного из станичников кусок этого покрытия, выменял его у него на бутылку водки и передал в школьный музей. Если этот кусок там сохранился - девушка получила задание обязательно его сфотографировать. Так что ждем фотки.

Опубликовано: (изменено)

Ну судя вот по этому сообщению, использовали:

Вполне возможно, что оно будет точь-в-точь похоже на амеровское или британское т.к. война войной, а бизнес бизнесом.

post-4620-0-88278900-1475071000_thumb.jpgpost-4620-0-24581000-1475071177_thumb.jpgpost-4620-0-51817700-1475071167_thumb.jpg

Нашу аэродромную плиту К1Д в принципе тоже можно в рулон свернуть но удобней сегментами собирать.

Пример забора)))

post-4620-0-94885700-1475071539_thumb.jpg

Изменено пользователем =R=Axel*
Опубликовано:

Ну судя вот по этому сообщению, использовали:

 

Мне кажется дедушка легко может путать с, например, каким-нибудь ленд-лизовским покрытием. Или послевоенным.

Тут прямо пишут - нет документальных свидетельств массового применения аналога американского PSP.

Есть единичные случаи покрытия деревом на северных фронтах (Новегия, Финляндия, Ленинград), но не более.

 

Из книжки Хенн П. "Последнее сражение":

 

"— А затем появились бомбардировщики.

— Да, мощные бомбежки, которых мы не ждали. Дождь также шел и в Фодже. По теории взлетно-посадочные полосы там должны были быть непригодными для эксплуатации. Враг использовал трюк, о котором мы никогда не подозревали. Теперь мы знаем, с чем должны считаться. Он позволил им спасти свой плацдарм. Союзники уложили на взлетно-посадочные полосы своих аэродромов стальные секции, — только подумайте, Хенн, — перфорированные панели, [207] соединенные между собой шарнирами! По этому же принципу они построили взлетно-посадочные полосы на болотистом грунте. Ни одну взлетно-посадочную полосу, а дюжины. Точно в полдень, как обычно, «Крепости» обрушились на наши резервы, в то время как на наших собственных аэродромах мы были не способны даже к рулежке. Поверьте, Хенн, мы не знали об этом трюке. Мы только что узнали о нем от сбитых экипажей. Именно поэтому мы находимся в затруднительном положении. На длинной дистанции враг бьет нас, а мы всегда отстаем. В каком бы направлении мы ни поворачивали, там всегда есть препятствие."

 

Т.е., PSP на осень 1943 г.  - это сюрприз для немцев)

 

Опубликовано: (изменено)

В ссылке на фото есть еще один вид аэродромного покрытия, он амеровский и без перфорации, названия его к сожалению не знаю. http://picturehistory.livejournal.com/868427.html

post-4620-0-99599000-1475072612_thumb.jpgpost-4620-0-90352200-1475072623_thumb.pngpost-4620-0-31314200-1475072632_thumb.jpgpost-4620-0-00990700-1475072639_thumb.jpg

Ах, да, как же я забор из этого профиля то обделил))))

post-4620-0-96822800-1475072995_thumb.jpg

 

 

 

Изменено пользователем =R=Axel*
Опубликовано: (изменено)

Итак, поступила информация из школьного музея Калининской. Знакомой пришлось снимать на телефон, поэтому за качество не пинайте. Особо ценного не много. Карты-схемы аэродрома там нет, увы. Зато есть элемент покрытия, даже со следами белой краски.

post-681-0-35826100-1475089248_thumb.jpgpost-681-0-29669900-1475089252_thumb.jpg

 

Воспоминания свидетельницы Титенко Надежды Ивановны:

post-681-0-41539300-1475089305_thumb.jpgpost-681-0-98504100-1475089308_thumb.jpg

 

План-схема штаб-квартиры 16 ИАП. Не по теме, но выше спрашивал Lofte адрес. 

post-681-0-12099300-1475089405_thumb.jpg

 

Несколько фото:

post-681-0-29548800-1475089436_thumb.jpgpost-681-0-45920100-1475089438_thumb.jpgpost-681-0-23474800-1475089440_thumb.jpg

 

Макет Свято-Богоявленского храма, располагавшегося в станице Поповичевской. Кстати, в этом музее тоже на подписях к фото ошибка в названии станицы - Поповическая. Ошибку выявили примерно в 2007 году. 

post-681-0-97820200-1475089547_thumb.jpgpost-681-0-18370600-1475089551_thumb.jpg

 

По словам заведующей музея (второй человек из числа местных жителей дает такую информацию) - аэродром находился там же, где сейчас находится действующий аэродром сельхозавиации.

Продолжаем рыть. Эх, участок бы аэрофотосъемки этот...

 

Кстати, ув. BlackSix, у Попкова В.П. мы взяли телефон его племянника, который мальчишкой крутился на аэродроме Поповичевской. По словам Попкова племянник еще довольно бодр, и хороший рассказчик, любит вспоминать и рассказывать о том времени. Может мне передать вам его телефон, и вы там сами уж пообщаетесь с ним. Чтобы не быть испорченным телеграфом? 

Изменено пользователем temkatt
  • Поддерживаю! 4
Опубликовано:

Кстати, вот подумалось: насколько велика вероятность того, что после войны ложный аэродром сделали действующим, а действующий после оставления его военными, был перепахан?

Опубликовано: (изменено)

Прочесал несколько книжек. Что-то не видно никаких металлических полос. Или грунт, или бетон.

Несколько деревянных полос. А в основном деревянное или металлическое покрытие только на Liegeplatz - стоянке.

Несколько фотографий ниже. Кое-где по-моему перепутано деревянное и стальное покрытие.

 

post-3724-0-08243400-1475090320_thumb.jpg post-3724-0-87864200-1475090323_thumb.jpg post-3724-0-59518900-1475090326_thumb.jpg post-3724-0-32048500-1475090329_thumb.jpg

 

post-3724-0-48701900-1475090332_thumb.jpg post-3724-0-40295900-1475090335_thumb.jpg post-3724-0-52343000-1475090339_thumb.jpg post-3724-0-45844000-1475090343_thumb.jpg

 

post-3724-0-45844000-1475090343_thumb.jpg post-3724-0-83494700-1475090346_thumb.jpg post-3724-0-65345200-1475090350_thumb.jpg post-3724-0-81137400-1475090353_thumb.jpg

 

post-3724-0-34734100-1475090358_thumb.jpg post-3724-0-29751300-1475090361_thumb.jpg

 

Зато есть элемент покрытия, даже со следами белой краски.

Это американское покрытие.. "Маты Марстона".

Изменено пользователем Lofte
Опубликовано:

Прочесал несколько книжек. Что-то не видно никаких металлических полос. Или грунт, или бетон.

Несколько деревянных полос. А в основном деревянное или металлическое покрытие только на Liegeplatz - стоянке.

Несколько фотографий ниже. Кое-где по-моему перепутано деревянное и стальное покрытие.

 

Покрытие явно американское. Вполне возможно, что дедушка что-то спутал, но покрытие есть в музее. Передал его туда человек, который его лично опознал. Я тоже сначала сомневался что было такое покрытие у немцев, т. к. никогда не встречал никаких упоминаний о нем. Будем рыть дальше. По крупицам соберем правду. Сам никогда не думал, что настолько затянет история.

Опубликовано:

Вот, кстати, статья из некого журнала "Air Force Magazine" за апрель 1989, в которой самодовольно утверждается:

 

"Everywhere the mat was laid, Allied airpower was projected forward—with speed.
The Germans and Japanese had nothing remotely similar to it. Neither did the Russians until they received Marston mat via American Lend-Lease."


"Везде где укладывалось это покрытие (маты Марстона), воздушная мощь союзников возрастала.
Немцы и японцы не имели ничего даже отдалённо похожего на него. Ничего не было и у русских, пока они не получили "покрытие Марстона" по лендлизу."

Опубликовано:

Ну скорее всего покрытие и получили по ленд-лизу. Вероятнее всего Попков В.П. просто спутал. Но племянник его, который мальчишкой (его брали с собой братья Глинка) находился на аэродроме, не зря же потом он столько лет спустя нашел это покрытие и отдал в музей. По воспоминаниям местных жителей к аэродрому вела улица Крестьянская. Она и сейчас ведет к действующему аэродрому. В разных источниках кроме того, фигурирует цифра площади аэродрома в 400 или 4 гектар. Явно цифра 400 ошибочна. В школьном музее заведующая озвучила размеры фронтового аэродрома как 400х100 метров, что как раз и есть 4 га. Действующий аэродром сейчас по ширине больше, а вот длина впп как раз 400 м. Это конечно косвенные признаки, но тем не менее.

Опубликовано:

Непросто все с этим покрытием оказывается. Вот выдержка из книги Покрышкина "Познать себя в бою":

 

"Через несколько дней, отработав задание по прикрытию войск на линии фронта, полк перебазировался на подсохший грунтовый аэродром у 

станицы Поповическая. Здесь уже стоял 45-й авиаполк нашей дивизии. А в станице обосновался штаб соединения. Тихая станица заполнилась 
военными с авиационными знаками различия."
 
"Подсохший грунтовой" - вроде бы как покрытия не было.
 
И ещё интересная цитата оттуда же:
 
"Внезапно рано утром по нашему аэродрому нанесла штурмовой удар восьмерка Ме-109. Похоже было на то, что вражеские летчики остерегались 
наших зениток, хотя на аэродроме их не было. «Мессершмитты» обстреляли летное поле с большой высоты. Огонь вели неприцельно. Тем не менее 
был убит инженер полка Апполинарий Урванцев."
 
То есть, информация в книге Онищенко о том, что реальный аэродром так и не был обнаружен немцами, мягко говоря, неточная.

 

Опубликовано:
То есть, информация в книге Онищенко о том, что реальный аэродром так и не был обнаружен немцами, мягко говоря, неточная.

 

Слишком радикальный вывод на шатком основании..

Опубликовано:

Слишком радикальный вывод на шатком основании..

Поясни? По донесению о потерях - погиб инженер во время штурмовки аэродрома авиацией противника. Захоронен в станице Поповической. В книге Покрышкина налет описан. Налет был? Был. Доказательство есть? Есть. В книге же уважаемого Онищенко, дословно не помню, но примерно: "благодаря ложному аэродрому немцы так и не смогли обнаружить действующих". Даже если предположить, что штурмовали выскочив на него случайно, то уж после вылета доложили о нем наверняка.

Опубликовано:

Поясни? По донесению о потерях - погиб инженер во время штурмовки аэродрома авиацией противника. Захоронен в станице Поповической. В книге Покрышкина налет описан. Налет был? Был. Доказательство есть? Есть. В книге же уважаемого Онищенко, дословно не помню, но примерно: "благодаря ложному аэродрому немцы так и не смогли обнаружить действующих". Даже если предположить, что штурмовали выскочив на него случайно, то уж после вылета доложили о нем наверняка.

 

Рабочий аэродром, если я правильно понял, представлял собой просто чистое поле. На него садились, самолёты парковали и маскировали вдоль домов (как это делали ночники в Ивановской). То, что немцы обстреляли какого-то или что-то в пределах этого поля ещё не говорит, что они что-то обнаружили + не уточняется что за лётное поле. Они вполне могло быть полем ложного аэродрома.

Опубликовано:

Сейчас читаю книгу А.Табаченко "Покрышкинский полк. Нелакированные хроники". Весьма рекомендую. Там на основе документов очень много о аэродроме Поповической. На данный момент, насчитал минимум 5 (пять) случаев штурмовики и бомбардировки аэродрома Поповическая. Плюс к этому, при налете 25 мая, кроме техника был ранен пилот, который находился в кабине кобры. Умер два дня спустя. Кроме того сгорела кобра. И несколько случаев потерь от мессеров, во время патрулирования и пилотажа над аэродромом. Дочитаю, приведу цитаты, если интересно. Да и сам можешь легко найти все. Так что, Онищенко явно слегка приукрасил события.

Опубликовано:

 

 

Сейчас читаю книгу А.Табаченко "Покрышкинский полк. Нелакированные хроники". Весьма рекомендую. Там на основе документов очень много о аэродроме Поповической.

 

В книгах по 52-му, упоминается как "Popowitschewskaja" Липферт там с каким-то кренделем 3 Р5 заявил, емнип квадрат есть. Вообще, по всяким упомянутым здесь филдам, у кого есть, смотрите фотки в книгах по 52 гешвадеру, они там дофига снимались, в т.ч. известные сеты с Баркохрном, Раллем и т.д.

  • 1CGS
Опубликовано:

В книгах по 52-му, упоминается как "Popowitschewskaja" Липферт там с каким-то кренделем 3 Р5 заявил, емнип квадрат есть. Вообще, по всяким упомянутым здесь филдам, у кого есть, смотрите фотки в книгах по 52 гешвадеру, они там дофига снимались, в т.ч. известные сеты с Баркохрном, Раллем и т.д.

А можно озвучить список существующих книг по JG 52 кроме

М.Муравски JG 52, Kagero и Osprey - Aviation Elite Units 015 - Jagdgeschwader 52 - The Experten?

Опубликовано:

Интересная цитата из вышеупомянутой мной книги А. Табаченко:

 

9 июля «Мессершмиттом» Ме-109 был сбит над аэродромом Поповическая во время выполнения учебно-тренировочного полета в зоне пилотирования самолет «Аэрокобра» № 24667 (мотор «Аллисон» Е-4 № 8907), который пилотировал старший сержант Березинский Виктор Гордеевич.В 7.30 он вылетел на тренировку в зону пилотирования. На протяжении 10 минут летчик отрабатывал выполнение глубоких виражей, боевых разворотов и переворотов. Потом с КП авиаполка заметили пикирование «Аэрокобры» с высоты 3500 м под углом 80°. Самолет врезался в землю в 1,5 км от станицы Поповическая, недалеко от аэродрома. На нем базировались два авиаполка 9-й гиад: 16-й гиап и 45-й иап и дислоцировался штаб авиадивизии, поэтому о чрезвычайном происшествии сразу же стало известно всем. https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_donesenie53038010/
 
Выделенный жирным текст можно считать хоть и слабеньким, но доказательством того, что аэродром был все-таки не в станице. Т.к. " 1,5 км от станицы", но "неподалеку от аэродрома". Существование ложного аэродрома я не отрицаю, он был. Но несколько человек уверенно указывают место настоящего - там где и сейчас действующий расположен, около 3-х км к северу. Далее цитаты из этой книги, касающиеся налетов немцев на аэродром. Немного не по теме, и текста много, уберу под спойлер:
 

До обеда 25 апреля с летным составом 16-го гиап и 45-го иап была проведена конференция по вопросу изучения методики и тактики ведения воздушного боя при сопровождении бомбардировщиков. Кроме этого, проведен разбор выполнения боевых задач и изучение указаний командующего 4-й ВА по методам сопровождения бомбардировщиков и штурмовиков, построения боевых порядков самолетов при их совместном вылете.В конце конференции проведено также совещание с летным составом по вопросу учета сбитых самолетов противника.После посещения теоретических занятий, в 13.40, Александр Покрышкин, наверное, с удовольствием практически выполнил в течение часа облет одной «Аэрокобры» 16-го гиап.В 16.25 неожиданно два самолета противника «типа Ме-109» появились над аэродромом Поповическая. ПВО аэродрома «проспала», или ее не было вообще. «Мессершмитты» беспрепятственно зашли с северо-восточной стороны аэродрома, ведущий Ме-109 на бреющем полете на высоте 5 м, а ведомый – на высоте 50 м. Обстрел нашей авиационной техники и личного состава немецкие летчики произвели в момент разогрева и запуска механиками моторов на стоянках самолетов. В результате воздушного удара противника был подожжен один самолет «Аэрокобра» 16-го гиап (о потерях 45-го иап данных нет).Пожар на самолете был ликвидирован подоспевшими военнослужащими авиачастей гарнизона. Повреждения материальной части были тяжелыми, самолет могли отремонтировать только в дивизионных мастерских капитальным ремонтом. Из личного состава были ранены два младших авиаспециалиста – гвардии сержанты Афанасьев и Дулепов.Незамедлительно, в 16.30, восьмерка «Аэрокобр» в составе Покрышкин – Паскеев, Искрин – Старчиков, Фаддеев – Труд, Тетерин – Никитин взлетела на прикрытие аэродрома Поповическая. Снова все три комэска 16-го гиап были в воздухе. Погода стояла ясная, видимость была до 10 км, местами стояла легкая дымка. Но в воздухе противника уже не было, «Мессершмитты» ушли безнаказанно, поэтому и расхода боеприпасов не было.
 
26.04.1943 г. 
...Но без потерь в личном составе не обошелся и этот день для исаевской авиачасти. В 22.20 над аэродромом Поповическая появился немецкий самолет (тип вражеского летательного аппарата точно не был идентифицирован), который безнаказанно и прицельно сбросил две авиационные бомбы на территорию расположения личного состава авиагарнизона. Одна из бомб попала в здание лазарета санчасти 343-го батальона аэродромного обслуживания, при этом по счастливой случайности ранив только троих военнослужащих. Гвардии техник-лейтенант Беляев отделался осколочными ранениями мягких тканей левого плеча. Ефрейтор Федорчук был тяжело ранен, его быстро перевезли в ближайший полевой эвакогоспиталь, а дальше требовалась специализированная медицинская помощь, которую могли оказать, только эвакуировав его в тыл. Старший сержант Териков получил множественные осколочные ранения.
 
25 мая при налете вражеской авиации на аэродром Поповическая погибли старший инженер 16-го гиап гвардии инженер-майор Урванцев Аполлинарий Егорович (1908 г. р., уроженец с. Токовая Новотуринского района Свердловской области; в РККА с 1930 года, член ВКП(б) с 1931 года, партийный билет № 1040082, награжден двумя орденами Красной Звезды в 1940 и 1943 годах) и старший пилот гвардии младший лейтенант Моисеенко Яков Анисимович (1923 г. р., уроженец с. Неграш Макаровского района Киевской области, в РККА с 1940 года, член ВЛКСМ с 1941 года, комсомольский билет № 11192624, ВШП – 1941 год). Причем Яков Моисеенко находился во время штурмовки аэродрома в кабине своей «Аэрокобры» в составе дежурного звена. Взлететь он не смог или не успел, так как снаряд, выпущенный из немецкого «Мессершмитта», разорвался в кабине советского самолета и тяжело ранил пилота, находившегося в ней...Тяжелораненого Якова Моисеенко 26 мая перевезли в военный госпиталь в Ессентуки, но медики оказались бессильными, он умер 27 мая. Здесь же, в Ессентуках, он был и похоронен. https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_prikaz73824062/

 
Итак, как мы знаем, полк базировался в Поповической с 11 апреля.  Уже 25 апреля был налет вражеской авиации, затем 26 апреля. Ну и далее по тексту. Как видим, немцы прекрасно знали о месторасположении настоящего аэродрома.
Опубликовано:

И ещё в одной книге косвенно подтверждается расположение аэродрома, слабенькие конечно доказательства, но все же. Документальная повесть. Автор начал работу над книгой в годы войны, в конце книги приводит письма с замечаниями участников тех событий. Жуков Юрий Александрович "Один «миг» из тысячи".

 

А когда Фадеев возвращался из удачного полета, начиналось целое представление. О том, что он вернулся с добычей, все узнавали сразу: невзирая на категорические запреты и взыскания, он неизменно отклонялся в сторону от аэродрома, снижался до бреющего полета над станицей Поповической и делал умопомрачительную горку над хатой, в которой жила его жена, сопутствовавшая в боевом походе. Потом заходил на посадку, плавно, аккуратно, словно извиняясь за допущенное им нарушение наставления по производству полетов, приземлял самолет и, выскочив на крыло, сигналил взмахами шлема...

(думаю слова об уклонении от аэродрома косвенно подтверждают удаление от станицы).

 
Немецкие самолеты прорвались к нашим аэродромам. Был нанесен удар и по аэродрому гвардейцев Дзусова.
Для обеспечения этой операции немцы выделили наиболее опытных летчиков-истребителей. Они подкрались к Поповической на бреющем полете с востока и с ревом обрушились на самолеты, расставленные в капонирах. Навстречу им взлетел молодой летчик Виктор Чесноков{31}, но было уже поздно: немецкие самолеты начали штурмовку.
Почти сразу же загорелся самолет Труда — новая боевая машина из восьмерки Покрышкина. Увидев это, техник Кожевников{32}, забыв обо всем на свете, выскочил из щели и бросился к пылающей машине. Зажигательные пули ложились вокруг, и трава мгновенно вспыхивала и обугливалась. Но Кожевников все бежал и бежал напрямик, видя перед собой только красный кок самолета и жадные языки пламени на плоскостях. Вскочив с разбега в кабину, он запустил мотор, вырулил из капонира и зигзагами погнал горящий самолет по полю, силясь сбить пламя. Это не помогло, и задыхающийся в дыму, опаленный техник со слезами бессилия вынужден был оставить машину. Тотчас над ней встал столб пламени, начали рваться баки с горючим. Все было кончено...
Когда Труд прибежал к своей машине, от нее осталась лишь груда пепла и искалеченных кусков металла.
 
Автор о письмах читателей:
А вот большое, обстоятельное письмо, написанное на широких глянцевых листах, вырванных из какой-то трофейной учетной книги. Это пишет ветеран шестнадцатого гвардейского истребительного полка, бессменный начальник связи капитан Григорий Масленников, которого читатель, возможно, запомнил. Письмо от двадцать девятого декабря 1944 года деловое: капитан в тактичной и дружеской форме делает автору справедливые критические замечания:
«Тов. Жуков! В первых своих главах вы совсем не указали фамилий командира полка майора Иванова и начальника штаба майора Матвеева, которые были организаторами нашей части и вывели полк на первое место в составе Южного фронта. Под их командованием полк сбил сто двадцать самолетов противника, за что получил гвардейское звание.
Перечитав вашу главу «На Кубани», прошу дополнить следующее:

26.5.43 в 14.05 был налет на аэродром Поповическая, где мы стояли, — это вы пишете правильно, — но вы не все сказали. Налет произвели восемь самолетов «Мессершмитт-109» и четыре «Фокке-Вульф-190», которые пришли со стороны Азовского моря, а затем налетели [364] на бреющем полете с востока и атаковали нас внезапно. С первого захода был убит инженер-капитан Урванцев, любимец полка, накануне получивший второй орден Красной Звезды. Одновременно был тяжело ранен в ногу летчик младший лейтенант Моисеенко, дежуривший на старте в готовности номер один; на второй день по дороге в госпиталь он скончался. Летчик младший лейтенант Чесноков успел взлететь, но только чудом остался не сбитым — слишком велик был перевес вражеских сил. Последствия этого налета могли бы быть более тяжкими, если бы не оперативная помощь истребителей соседнего полка, поднявшихся в воздух немедленно. Они отогнали гитлеровцев. Урванцев был похоронен на площади в Поповической, на похоронах было много гражданского населения и военных. Были соблюдены все почести.

 

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас
×
×
  • Создать...