Jump to content

Поиск информации по аэродромам на Кубани и Керченском п-ве


Recommended Posts

  • 1CGS

Всем привет!
 
Второй массив данных, который нас интересует - это фотографии и описания аэродромов Кубани и Керченского п-ва.
Наш список пока включает следующие площадки, по которым требуется информация:
 
Керченский полуостров:
 
Bagerovo (Багерово)
Kertsch (Керчь)
Kertsch IV (Керчь-4)

+ Заморск
 
Кубань:
 
Anapa (Анапа)
Krymskaja (Крымская)
Taman (Тамань)
Gostagajewskaja (Гостагаевская)

 
Абинская
Адлер
Ахтырская
Геленджик
Ивановская
Кореновская
Красноармейская
Краснодар (Кранодар-Центральный)
Лабинская
Лазаревская
Майкоп
Мирская
Нововеличковская
Ново-Титаровская
Пашковская
Поповическая
Славянская
Старонижнестеблиевская
Тимошевская
Тихорецк


Заранее спасибо!

Link to post
Share on other sites

10.(Nachtjagd)/ZG1 на аэродроме Багерово.

 

post-297-0-16086700-1473671067_thumb.jpgpost-297-0-95649600-1473671068_thumb.jpgpost-297-0-57835100-1473671071_thumb.jpg

post-297-0-26838300-1473671073_thumb.jpgpost-297-0-69252000-1473671074_thumb.jpgpost-297-0-02524100-1473671076_thumb.jpg

post-297-0-57435600-1473671077_thumb.jpgpost-297-0-97464400-1473671078_thumb.jpgpost-297-0-05571300-1473671081_thumb.jpg

post-297-0-46972100-1473671082_thumb.jpg

 

Взлёт с аэродрома Краснодар (не разведчика из LG2 а именно четырёх Bf110 из II./ZG1).

Плюс в дальнейшем видна атака целей в районе г.Новороссийск. Это где-то август 1942.

Edited by I./ZG1_Panzerbar
  • Upvote 3
Link to post
Share on other sites

По Тамани краеведы с "Цусимских форумов" пришли к выводу, что немецкий аэродром находился на юго-западной окраине города.

"От мыса Тузла до западного края аэродрома 5-6 км строго на восток. Летное поле - 1300х600 м, вытянуто с востока на запад."

 

post-3724-0-39992300-1473681967_thumb.jpg

  • Upvote 5
Link to post
Share on other sites

 

 

Anapa (Анапа)

 

Вообще этот аэродром неплохо отфотографирован. Довольно много фотографий в книге HT Model Special 912 Letka 13. 13.(Slow)/JG52 in pictures 1940-1944. Stanislav Bursa - Josef And'al.

Link to post
Share on other sites

По Багерово гуглочёс даёт, что это была крупная база для воздушного снабжения Кубанского плацдарма. Имела мощную ПВО с большим количеством зениток и прожекторов. Также имела свою ж/д ветку.

И аэродром, и ж/д станция Багерово регулярно подвергалась налётам советской авиации с переменным успехом.

Есть интересные сведения от краеведов:

"...На месте южной части современных рулёжек Багеровского аэродрома располагалась полуторакилометровая взлётно-посадочная полоса, к которой от железнодорожной линии также была проложена узкоколейка, по ней доставлялся смертоносный груз для бомбардировочной авиации. Здесь была крупная немецкая авиаэскадрилья, совершавшая налёты на территорию Крыма и Прикубанья." (см. подробнее спойлер)

"Посёлок Багерово в период Великой Отечественной войны выглядел совершенно не так, как сегодня. В границах современного населённого пункта находился ряд поселений, имеющих отдельные названия и характерный состав местного населения.
Первым на карте ещё в 19 веке появился рабочий посёлок камнетёсов в районе современного карьера. В народе его прозвли Вишнёвкой. В разные периоды закрытые каменоломни находились в собственности разных помещиков – таких, как Мясников. Рядом находились владения экономии испанского консула в Одессе Франциско Багуера и Рибаса, в честь которого впоследствии и назвали Багерово. В советский период было создано карьероуправление, которым более других местным запомнился гражданин Белый. В западной части посёлка находилось поселение Первомайское, состоящее из переселенцев с территории степного Приазовья, населённые пункты которых попали в зону созданного в 1939 году филиала Крымского испытательного полигона.
Территория северной части посёлка от железной дороги была опутана сетью узкоколеек, по которым отгружали строительный известняк для нужд большой страны.

Согласно архивной документации, с эстакад Багеровской платформы отправлялся камень местной скалы на многие железнодорожные узлы линии Курской железной дороги для обустройства и капитальной застройки крупных станций и частных домовладений.

Уже летом 1941 года мужское население посёлка начали отправлять на фронт. Кого забирали прямо во время уборочной страды, кто отправлялся добровольцем. Были и те, кто откровенно прятался, и впоследствии пополнял ряды полицаев, сотрудничавших с оккупационным режимом, состоявшим из немцев и большей частью румын.
До 500 мирных жителей с коровами и хозяйственным инвентарём после второй волны оккупации Керченского полуострова, начавшейся в мае 1942 года, были вынуждены спуститься в каменоломни. В годы войны действовал партизанский отряд «шахта Багерово» под руководством работавшего в мирное время проходчиком-инженером Багеровской скалы Степаном Париновым (24 октября 1943 — 5 марта 1944 года), костяк которого состоял из военнослужащих и бежавших из лагерей военнопленных. Руководитель погиб от рук гитлеровцев в апреле 1944 года за несколько дней до освобождения Керченского полуострова от немецко-фашистских захватчиков.

На месте южной части современных рулёжек Багеровского аэродрома располагалась полуторакилометровая взлётно-посадочная полоса, к которой от железнодорожной линии также была проложена узкоколейка, по ней доставлялся смертоносный груз для бомбардировочной авиации. Здесь была крупная немецкая авиаэскадрилья, совершавшая налёты на территорию Крыма и Прикубанья. В 500 метрах северо-западнее современного поселкового совета за забором из колючей проволоки находился один из местных концентрационных лагерей с печально известной башней, под которой по сей день покоятся сотни убитых военнопленных и мирных жителей, ставших подневольными узниками лагеря. Фашисты использовали труд заключённых и мирных жителей для обслуживания аэродрома. "


http://bagerovo-school.ru/?m=201305

"Самый сложный вылет? Мы в Крыму ходили на аэродром Багерово. Туда немцы стянули со всей Кубани прожектора и зенитки - с какой стороны ни зайди, везде огонь. САБ бросили, отбомбились и нас захватили прожектора. Вот мне досталось! Штурман, Женя Гламаздина, бедненькая, мне кричит: «Вправо! Влево!» А потом так спокойно говорит: «Лети куда хочешь, кругом стреляют». Что делать? Я беру курс на запад, двигателю минимальные обороты и начинаю падать, потихонечку кувыркаясь. Зенитки перестали стрелять. Некоторые прожектора отключились, но один провожал меня чуть не до самой земли. Как только он отключился, я дала полный газ, развернулась на 180 градусов и пошлепала до дома."

http://iremember.ru/memoirs/letchiki-bombardirov/deryabina-rizhkova-klavdiya-andreevna-letchitsa-po-2/
Дерябина К.А., По-2

"27.04.1943 года тов. Яцковский, произведя разведку сил противника на Таманском и Крымском полуостровах, обнаружил и сфотографировал: на аэродроме Багерово - до 200 самолётов разных типов, на аэродроме Анапа - до 50 самолётов Ме-109F, на аэродроме Гостагаевская - 30 самолётов Ju-87, в порту Тамань - 15 быстроходных десантных барж и 8 моторных понтонов..."
http://airaces.narod.ru/all13/yatskovs.htm

"Особенно опасными оказались полеты на аэродром Багерово под Керчью. Более 400 стволов зенитной артиллерии различного калибра, сотни крупнокалиберных пулеметов, около 150 прожекторов прикрывали этот аэродром, служивший основной воздушной базой обеспечения фашистов на побережье Северного Кавказа. Появилась здесь и новинка - комплекс прожекторов, сопряженных с радиолокатором. При обнаружении РЛС советского самолета, немедленно включались прожектора с мощными разноцветными лучами. И тогда казалось, что Ил-4, попавшие в эти «рентгеновские» лучи, просвечивались насквозь. Разведчики, попавшие в эти лучи, привозили засвеченные прожекторными лучами фотопленки. Отсюда и пошло название «Полеты на рентген»."
http://www.tu22.ru/index.php/voennyj-period/11-boevaya-rabota-1940-1945-gg

"30 января мы перелетели за Зверево в Таганрог. Затем в Крым на аэродром Багерово. С этого аэродрома мы совершили много вылетов на Кубанский плацдарм с посадкой на аэродроме Славянская"
http://ikbo.ru/memo03.html

 

 

Наложение "километровки" 1941 года на современную карту яндекса даёт примерное расположение аэродрома на основании этих сведений:

 

post-3724-0-29345500-1473692613_thumb.jpg

Edited by Lofte
Link to post
Share on other sites

Чуть-чуть по аэродрому Геленджика:

post-681-0-65869600-1473694722_thumb.jpgpost-681-0-60582800-1473694725_thumb.jpg

 

Первое фото - Геленджик 100%, хребет наш))) А вот второе - никак не пойму что за ракурс.

Edited by temkatt
  • Upvote 3
Link to post
Share on other sites

Гм... согласно http://kavkaz-history.ru/malesnik-v-v-istoriya-v-semeynyih-fotoalbomah/31/ вон оно оказывается как:  В конце 1944 года авиация ВВС ЧФ стала покидать аэродромы Геленджика. Аэродромы эти — два сухопутных и 3 гидроаэродрома (!!!)— были наспех построены в 1941-42 гг. и не соответствовали никаким требованиям. После 1945 года был построен новый сухопутный аэродром на мысу Тонком для нужд морской авиации Черноморского флота (школа младшего авиационного состава). В 1956 году взлетная полоса, рулежные дорожки, стоянки — все было переделано Северо-Кавказским управлением гражданской авиации. Весной-летом 1957 года был открыт Геленджикский аэродром и стали осуществляться авиарейсы в Краснодар на самолетах «Ан-2» и «Ли-2».

Тогда если верить фото и подписи под ним: На снимке 1964 года так называемая «каменная пристань» на Тонком мысе. Построена была на деньги дачевладельцев поселка Солнцедар в 1906 году из камня-дикаря и портландцемента завода Франко-русской компании. У основания на берегу стоял долгие годы павильон из тесаного камня для пассажирских катеров. При строительстве объездной дороги в 70-х годах ХХ века каменную породу сбрасывали в море самосвалами при отсыпке грузового порта. Таким образом пристань была «похоронена заживо» под слоем скального грунта, взятого из подошвы Маркотхского хребта. Длина её была около 60 метров при шести опорных быках. Справа у берега хорошо виден фронтовой аэродром (1942-1944 гг.) с грунтовой полосой, спускающейся к морю. 

post-681-0-15898000-1473698032_thumb.jpg

 

То аэродром находился примерно тут: 

post-681-0-70909300-1473698336_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites

Немецкая аэрофотосъемка Геленджик  :fly: хорошо видно аэродром.

post-681-0-12646100-1473702840_thumb.jpg

 

Плюс еще два снимка Геленджика 43 год. Толстый мыс и часть бухты, видна часть аэродрома в лучшем разрешении.

post-681-0-53766100-1473703631_thumb.jpgpost-681-0-54758800-1473703596_thumb.jpg

 

Edited by temkatt
  • Upvote 3
Link to post
Share on other sites

Фото мессершмиттов с анапского аэродрома. Из книги "Jagdwaffe vol. 4 sect. 3 - The War in Russia, November 1942 - December 1943"

 

post-3724-0-53756500-1473758940_thumb.png

 

И небольшая схема аэродромов в Крыму на 1942 г., взято отсюда

 

post-3724-0-40680200-1473759145_thumb.gif

Edited by Lofte
Link to post
Share on other sites

Майкоп

Майкоп - 1(18.03.42)

Майкоп - 1(25.04.43)

Майкоп - 3(21.04.43)

 

Интересная информация, взято тут - http://www.svastour.ru/kavkaz/voina.htm

 

"К 10 ноября 1942 г. численность оккупационных войск в Майкопе вместе с различными полицейскими формированиями составила уже 20 тыс. чел. В городе также располагалось два аэродрома: большой находился за вокзалом, на нем базировались истребители Ме-109 (мессершмиты) и транспортные самолеты Ю-52 (юнкерсы), маленький – на выезде в станицу Ханскую (там, где сейчас расположен микрорайон Черемушки), там находились разведывательные самолеты – корректировщики ФВ-189, прозванные за свой специфический внешний вид «рамами». Летный состав в количестве до 200 чел. размещался в городке комбината «Лесомебель»."

 

Из фотографий выше можно сделать вывод, что Майкоп-1 - это "большой" аэродром, Майкоп-3 - малый аэродром. Что подтверждается размерами ВПП и расшифровкой на фото - на 1-м "Бостоны" (17 шт), на 3-м - И-16, Р-5, СБ.

 

  • Upvote 1
Link to post
Share on other sites

Подборка немецкой аэрофотосъемки Кубани (аэродромы и населенные пункты) https://drive.google.com/drive/folders/0ByZo_uT617GHTVJNVGFDSmVsTVU

 

Абинская

Анапа

Анастасиевская

Ейск

Керчь

Майкоп

Новотитаровская

Тамань

Темрюк

Тихорецк

Тимашевская

 

post-681-0-62465900-1473781191_thumb.jpg

  • Upvote 1
Link to post
Share on other sites

Кое-какая интересная информация.

По Багерово. Есть одна фотография He-111Z (буксировщика планеров), очевидно с аэродрома Багерово (больше вроде нигде не базировались). Можно сделать шаткий вывод по полоске на заднем фоне, что там была полоса с твёрдым покрытием.

post-3724-0-48907900-1473792294_thumb.png

 

Про Керчь-4. В послевоенном докладе German Air Force Airlift Operations by Generalmajor a. D, Fritz Morzik, есть интересная сноска редактора:

post-3724-0-54716000-1473792406_thumb.png

Из неё следует, что аэродром, который немцы называли Керчь-4, не что иное как аэродром в районе поселка Катерлез (ныне Войково).
Сопоставив некоторые данные, я пришёл к выводу (моё ИМХО), что это бывший советский аэродром "Керчь II" (по названию ж/дстанции) или просто "аэродром Керчь".

И сейчас он превратился в недействующий аэропорт Войково. Возможно даже, что расположение старой и новой ВПП совпадают, хотя по карте 1941 г. там какие-то кочки

Нанёс возможное расположение аэродрома (см. ниже). Ещё есть отн. ровная площадка восточнее Катерлеза, но не думаю что немцы захотели бы заниматься погрузкой-разгрузкой так далеко от удобной ж/д станции.

post-3724-0-13193100-1473794816_thumb.jpg

 

И напоследок пару фоток Анапского филда, которые попались по дороге)

post-3724-0-96400200-1473794963_thumb.jpg post-3724-0-56770200-1473794967_thumb.jpg

 

И ещё (возможно заинтересует) - небольшой отрывок из книги "Восточный фронт - война на море 1941-1945 (2005), Юрг Майстер", из которого следует, что где-то южнее Керчи был аэродром морской разведывательной авиации.

"Полевой аэродром южнее Керчи имел большое значение для разведывательных полетов в направлении кавказских портов. Это был примитивный аэродром. Находившаяся на нем аэродромная команда сильно страдала от лихорадки бабатаки, и ее личный состав приходилось часто сменять. Возможность заправки горючим в Сулине немецкой морской авиацией не использовалась."

Edited by Lofte
  • Upvote 3
Link to post
Share on other sites

По аэродрому Багерово небольшая доп. информация.

Согласно этому источнику, на аэродроме были установлен радар "Фрейя" неизвестного типа и станция орудийной наводки "Вюрцбург", тоже неизвестного типа.

Возможно это были самые распространённые типы установок (см. ниже)

 

"Фрейя"

 

post-3724-0-03217900-1473838104_thumb.jpg post-3724-0-09453000-1473838118_thumb.jpg post-3724-0-97839000-1473838121_thumb.jpg post-3724-0-18284600-1473838125_thumb.jpg

 

"Вюрцбург Малый"

 

post-3724-0-81394200-1473838132_thumb.jpg post-3724-0-48319300-1473838136_thumb.jpg post-3724-0-13511500-1473838129_thumb.jpg

  • Upvote 3
Link to post
Share on other sites

Интересная информация по аэродрому Геленджик. Здесь базировался 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный Таманский Краснознамённый ордена Суворова полк, те самые "Ночные ведьмы"... Эх, нам бы У-2/По-2.
post-681-0-93626700-1473874901_thumb.jpgpost-681-0-71626700-1473874903_thumb.jpg
 
Первая фотография подпись - Летчицы у фронтовой землянки в Геленджике . Сидят Вера Белик, Ира Себрова, стоит Надежда Попова. (да, грунты у нас такие - сплошная скала, землянку не выроешь, потому "шалашик" из камней над ямкой).
Вторая фотография - Геленджик. 1943год. Танцуют Катя Рябова и Нина Данилова. (скорее всего на фото вид со стоянок в сторону Новороссийска).

Edited by temkatt
  • Upvote 6
Link to post
Share on other sites

Интересная информация по аэродрому Геленджик. Здесь базировался 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный Таманский Краснознамённый ордена Суворова полк, те самые "Ночные ведьмы"... Эх, нам бы У-2/По-2.

 

Стоит уточнить дату снимков. Вот места базирования полка:

ЗАКАВКАЗСКИЙ ФРОНТ
9.8.1942-10.8.1942 Нестеровская
10.8.1942-13.8.1942 Грозный
13.8.1942-7.1.1943 Ассиновская
 
СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФРОНТ
7.1.1943-12.1.1943 Екатериноградская
12.1.1943-20.1.1943 Солдато-Александровская
20.1.1943-27.1.1943 Александровская
27.1.1943-30.1.1943 Красное
30.1.1943-6.2.1943 Ново-Александровская
6.2.1943-15.2.1943 Челбасская
15.2.1943-4.3.1943 Ново-Джерелиевская
4.3.1943-11.5.1943 Пашковская
11.5.1943-17.9.1943 Ивановская
17.9.1943-9.10.1943 Маевский
9.10.1943-12.10.1943 Курчанская
12.10.1943-20.10.1943 Ахтанизовская

Edited by I./ZG1_Panzerbar
Link to post
Share on other sites

Да, путаница вылазит. Каюсь, поверил сходу http://tamanskipolk46.narod.ru/p29aa1.html 
Там фото подписаны только "Геленджик. 1943 год". В принципе второе фото очень похоже на Геленджик. Из сайта на сайт гуляет такой текст об этих фото: "Все три кадра сняты в станице Ивановской неподалёку от Геленджика перед штурмом Новороссийска." Вот только Ивановская, если речь идет о той, что существует сейчас, находится от Геленджика примерно на том же расстоянии, что и Краснодар. Это как-бы не рядом. А "неподалёку" от Геленджика, Ивановской я не знаю. Может переименовали?
 
Ещё момент интересный, старожилы, место где был аэродром в Геленджике называют "Бабским" или "Женским" аэродромом. Кому верить? На днях иду в местный историко-краеведческий музей, надеюсь там найду пруфы.
Под вторым фото встречается подпись "Девчонки пляшут - Новороссийск взят". Вот еще попалась выдержка: «Когда началось наступление на Новороссийск, то в помощь наземным войскам и десанту морской пехоты направлялась авиация, в том числе 8 экипажей из нашего полка.…Маршрут проходил над морем, или над горами и ущельями. Каждый экипаж успевал за ночь сделать 6 -10 боевых вылетов. Аэродром находился близко от передовой, в зоне, достижимой для корабельной артиллерии противника".
Из книги И.Ракобольской, Н.Кравцовой «Нас называли ночными ведьмами»

Вполне возможно, что эти 8 экипажей и были перебазированы в Геленджик. Лететь до Новоросса минут 10-15, и значит 6-10 вылетов вполне за ночь укладываются. 

Edited by temkatt
  • Upvote 1
Link to post
Share on other sites

Информация подтвердилась, с сайта администрации Геленджика:
Макарова Татьяна Петровна (1920-1945) – летчица. Окончила Московский механико-технический техникум пищевой промышленности, аэроклуб, Энгельскую военно-авиационную школу пилотов. В действующей армии с 1942. Командир звена  46-го  гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка 4-й воздушной армии. В 1943 в составе восьми экипажей прибыла на аэродром Геленджика для участия в штурме Новороссийска. К августу 1944 совершила 628 боевых ночных вылетов на уничтожение живой силы и техники противника. В ночь на 25 августа 1944г., при выполнении боевого задания, самолет Макаровой-Белик был атакован немецко-фашистским истребителем. Самолет вспыхнул ярким факелом… обгоревшие тела летчиц опознали по орденам. Летчицу Макарову и штурмана Белик похоронили в городе Остроленка (северо-восточная часть Польши). Звание Героя Советского Союза присвоено 23.02.1945г. посмертно.
В Геленджике есть улицы имени еще двоих летчиц полка.
http://gelendzhik.org/city/social_sphere/societies/outstanding/uchvov.php

Значит фото можно верить.

Edited by temkatt
  • Upvote 1
Link to post
Share on other sites

 

data-author="temkatt">temkatt, on 14

Sept 2016 - 21:25, said:

Информация подтвердилась, с сайта администрации Геленджика:

Макарова Татьяна Петровна (1920-1945)

Извините за оффтоп.

На сайте адм. Геленжика ошибка - Макарова погибла в 1944, а на сайте годы жизни 1920-1945.

Link to post
Share on other sites

Информация по аэродрому гидроавиации в районе Керчи. Не входит в список интересующих, но, может, пригодится когда-нибудь. Кроме того она подходит под понятие "уникальный объект" из соседней ветки)

Немецкая база гидроавиации располагалась на т.н. Табечикском озере (ок. 20 км по побережью к югу от Керчи).

Краеведы говорят (см. ниже), что наземная инфраструктура (капониры, окопы и пр.) находилась на берегу рядом с деревней Тобечик.

 

130 пишет 29 октября 2010 в 0:28 (ЛС):

Искал место расположения базы на местности по фото . Нашел его как и говорилось ранее на берегу Тобечикского озера рядом с деревней Тобечик , ныне Челядиново .Почти на всем побережье озера обнаружил следы немецких позиций прикрывавших базу от высадки десанта с моря и налетов с воздуха . Снабжение вероятно велось по дороге автотранспортом и по самому озеру на штурмботах . Остались следы причалов и позицый зенитной артилерии. База служила перевалочным пунктом для снабжения Голубой линии , через нее был налажен воздушный мост и эвакуация раненых . База переодически подвергалась налетам Советской авиации , на склоне горы Годючая на противоположном от базы берегу озера отчетливо видны позиции зенитной батареи , в километре от нее памятник погибшему советскому летчику , вероятней всего сбитому от огня этой батареи . На месте базы находил немецкий мусор бутылки консервы , многочисленные гильзы Mauser , Mg 131 , Mg 151/15 , Ракетниц а также остатки плитки с латинской маркировкой . Примичательно то что база находилась на месте бывшей Советской базы гидроавиации и распологантся рядом с неменее интересным обьектом — 29 Береговой Арт Батареей два дота которой по всей вероятности использовались немцами .

 

 

Есть единственная фотография этой базы, на которой пара человек ремонтирует двигатель (см. ниже).

 

post-3724-0-58206500-1473928461_thumb.jpg post-3724-0-48601400-1473928457_thumb.jpg post-3724-0-27865900-1473928450_thumb.jpg

Edited by Lofte
  • Upvote 3
Link to post
Share on other sites

Небольшое дополнение по аэродрому в станице Поповическая (Калининская).

Моя знакомая посетила местный музей там, общалась с директором музея. Аэродром действует и в наше время, используется сельхозавиацей. Координаты https://www.google.ru/maps/@45.5226187,38.6714826,1682m/data=!3m1!1e3?hl=ru

Сделала несколько фотографий, но по её словам ценного там мало. Фотографии перешлет в ближайшее время и я выложу их здесь. Существует план-карта аэродрома 1943 года, но в музее не скан её, а обычная фотография лежащего на столе листа. Поэтому переснимать смысла не было - ничего не видно было бы. Вместо этого получила адрес человека, кто предоставил оригинал для съемки для музея. Девушка поехала к нему. Зовут его Попков В.П. Дедушке уже за 90 лет, проблемы со слухом, тяжело передвигаться, но при памяти и довольно бодро и много рассказывал ей. Во время войны он несколько раз бывал на аэродроме, кроме того, у его племянника в доме стояли на постое братья Глинка Д.Б. и Глинка Б.Б. По его словам, однополчане их называли "Дальний бомбардировщик" и "Ближний бомбардировщик" (инициалы). План-карту к сожалению увидеть не удалось, т.к. у дедушки дома был ремонт недавно, и все находится в узлах, он говорит что не помнит в каком именно, а сам разобрать их не в силах. Но он давал эту схему для второго школьного музея Покрышкина, в понедельник знакомая поедет туда, надеюсь у них будет нормальная копия.

Племянник, у которого жили братья Глинка очень часто бывал с ними на аэродроме. Взяли его телефон, правда проживает он сейчас не в станице, а возраст уже около 80 лет. Не знаю, насколько получится пообщаться с ним по телефону, но попробую.

Теперь самая вкусная часть. Когда построили аэродром (после того, как немцы оставили станицу), рядом захватили немецкий аэродром (какой, дедушка не помнит к сожалению), но оттуда перевезли металлическое покрытие для полосы. Покрытие скатывалось в рулоны и могло перевозиться. Полоса состояла из трех полос покрытия - две черные по бокам, и белая посередине. После того, как аэродром оставили военные, покрытие было растащено местными жителями на заборы. Несколько лет спустя после войны племянник дедушки увидел у одного из станичников кусок этого покрытия, выменял его у него на бутылку водки и передал в школьный музей. Если этот кусок там сохранился - девушка получила задание обязательно его сфотографировать. Так что ждем фотки.

 

И небольшое добавление по аэродрому станицы Крымская. По словам моего знакомого (техник эскадрильи в Крымске), аэродром нынешний находится там же, где и был немецкий в годы войны. Направление и расположение полосы тоже самое.

Edited by temkatt
  • Upvote 5
Link to post
Share on other sites

На аэродроме Анапы на берегу моря, который есть на многих снимках, и который знаменит размещением тут 52-й эскадрильи с Хартманном, прямо на этом месте я сейчас и живу. Если нужны будут современные цветные фото окружающей природы, обращайтесь.
 

post-616-0-80152300-1474049022_thumb.jpeg

post-616-0-09921900-1474049023_thumb.jpg

post-616-0-45569800-1474049023_thumb.jpeg

post-616-0-78132400-1474049023_thumb.jpeg

  • Upvote 3
Link to post
Share on other sites

 

 

и который знаменит размещением тут 52-й эскадрильи с Хартманном

 

52-я эскадра, а не эскадрилья. Э.Хартманн служил в третьей группе этой эскадры в 1943, и не был в Анапе. В то время его группа базировалась в Керчи и затем в Тамани. 

Link to post
Share on other sites

В перехватах Ультры упоминается Приморский. 2 февраля 1943 немцы признали местность пригодной для посадки планеров. 8 февраля там уже была площадка для планеров.

А уже 31 мая туда села группа наших для воздействия на снабжение немцев на Таманском п-ове. Осталось только понять какой из полдюжины Приморских имеется ввиду...  

Link to post
Share on other sites

По Абинской. По запросу "Аэродром в Абинск 1943" Яндекс выдаёт интересный документ, написанный местным краеведом Белым Василием Васильевичом.

Много интересной информации по аэродрому, а именно.

Аэродром представлял собой "передовой" аэродром или аэродром подскока. Размер поля примерно 2х2 км.
В апреле-июне использовался 4-м ИАП 287 ИАД. Обслуживался аэродром 516 БАО.
Благодаря близости к линии фронта неоднократно бомбился и даже обстреливался артиллерией.
Южнее Абинской на высоте "Владыкина гора", располагался КП 56 армии и 4 воздушной армии. "Помимо КП воздушной армии, в разный местах в Абинской и вокруг нее находится еще несколько пунктов наведения."

По воспоминаниям свидетелей и немецкой фотографии с wwii-photos-maps.com можно точно определить расположение аэродрома весной 1943.

post-3724-0-40478600-1474195463_thumb.jpg  post-3724-0-47568000-1474195466_thumb.jpg

ocherk.doc

Edited by Lofte
  • Upvote 3
Link to post
Share on other sites

Получил фото из краеведческого музея Калининской. Кстати, во многих книгах и статьях, как и в интернете упоминается название Поповическая. Это неверное название. Правильное Поповичевская. (В самом музее в одном из альбомов название неправильное).

Итак, немного фото. В этих фото ценного по самому аэродрому мало. Остался еще один музей Покрышкина, надеюсь там будет что-то ценное.

 

post-681-0-21485300-1474208275_thumb.jpgpost-681-0-88739100-1474208304_thumb.jpgpost-681-0-18530400-1474208339_thumb.jpg

 

 

Фото макета штаба 216 авиадивизии.

 

post-681-0-01658800-1474208384_thumb.jpgpost-681-0-57824500-1474208402_thumb.jpgpost-681-0-27111800-1474208427_thumb.jpgpost-681-0-23340500-1474208450_thumb.jpgpost-681-0-42652300-1474208470_thumb.jpgpost-681-0-57392300-1474208490_thumb.jpg

 

  • Upvote 7
Link to post
Share on other sites

По Поповической Яндекс выдаёт интересную информацию. На этой страничке есть упоминание на краеведческую книгу - Онищенко В.Я.Казачья станица Поповичевская (Калининская). – Краснодар, 2007.

Там же приводится цитата из книги:

 

"6-й гвардейский авиаполк (216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия) начал перемещаться в станицу Поповичевскую (Калининскую)  в марте 1943 года - месяц спустя после ее освобождения. Тогда же, в трёх километрах к северу от станицы начали строить прифронтовой аэродром. То была ровная площадка, обрамлённая полутора десятком «ангаров» − земляных валов в форме двух полуподков высотой до двух метров. Их лопатами насыпали мобилизованные местные жители − женщины.  Служил тот аэродром маскировкой.
...
     Настоящий - действующий аэродром 16-го авиаполка располагался в пустовавшем тогда, ныне застроенном станичном квартале, обрамленном улицами  Коваля, Выгонной, Советской и Степной. Сразу после посадки на этот аэродром самолеты выруливали в стороны и утыкались своими "носами" в обрамлявшие взлетное поле с трех сторон подворья станичников  - это и было их маскировкой. К чести устроителей аэродрома - он так и не был обнаружен противником. хотя с его стороны предпринимались усиленные попытки найти и уничтожить его. "

 

Обрамление улиц, которое упоминается выше, по карте это ок. 300 м. Т.е. для длины ВПП это мало, а для ширины вполне может подойти..

Прикинул на немецкой карте где могут быть эти аэродромы (см. ниже)

 

post-3724-0-51465200-1474277961_thumb.jpg

 

В станице Поповичевской. Ныне Калининская.

 

Это я понял. Про расположение в станице интересно. А лучше просто адрес, улицы наверняка сохранились.

Edited by Lofte
Link to post
Share on other sites

Знаю эту книгу. В личку отписал. Что касается расположения аэродрома о котором я писал ранее - это информация от директора краеведческого музея Калининской. Человек писал труд по этому аэродрому. Год собиралась информация. Но на всякий уточню дополнительно. По штабу тоже уточню в ближайшее время.

Link to post
Share on other sites

На аэродроме Анапы на берегу моря, который есть на многих снимках, и который знаменит размещением тут 52-й эскадрильи с Хартманном, прямо на этом месте я сейчас и живу. Если нужны будут современные цветные фото окружающей природы, обращайтесь.

 

1-й, 3-й и 4-й фото: мессеры из 13.(Slow)/JG 52 . Эти машины из словацких ВВС. Они были размещены на аэродроме Анапа от 1.4.-12.9.1943. Желтый 9 пилотировал лучший ас словацких ВВС Ján Režňák.

Link to post
Share on other sites

Про Краснодар.

Центральный аэродром был даже отмечен стандартным значком на немецких картах (см. ниже).

Чуть южнее ещё какой-то маленький филд, тоже отмечен значком, но меньше. По немецким фото он хорошо подходит под "Краснодар II" или просто "Аэродром Краснодар" (flugplatz Krasnodar).

Также попробовал по этой довольно грубой карте привязать фотографию аэродрома, который немцы называли "Краснодар III". Получается, что он находился где-то в районе современного аэропорта Краснодара (Пашковский). Об этом, в частности, говорит пометка со стрелкой на разведфотографии - "до центра Краснодара около 6 км".

 

post-3724-0-82829400-1474355140_thumb.jpg

  • Upvote 4
Link to post
Share on other sites

Ещё пара фотографий Анапского аэродрома. Интерес представляет плитка, которой уложены капониры.

 

post-3724-0-31732700-1474744386_thumb.jpg

 

Фото Me-321 с какого-то, судя по записи, керчинского аэродрома (Керчь IV или Багерово(?))

 

post-3724-0-06357800-1474744432_thumb.jpg

 

Link to post
Share on other sites

Наткнулся в книге о 55 бомбардировочной эскадре на аэродром Заморск (Samorsk).

Не входит в число интересующих, но, возможно, информация пригодится.

В марте-мае 1943, согласно сайту Холма, на аэродроме базировалась KGr.zbV 50 и III./KG 55. А это ни много ни мало 60-80 самолётов. Т.е., аэродром был не какой-то мелкой площадкой.

В интернете пишут интересное (см. спойлер)

http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=12839

На самой окраине поселка Вехнезаморское (до 1948 года носившем название Заморск), на возвышенности обращенной в сторону моря, расположен большой огороженный участок земли. На нем стоят несколько старых одноэтажных строений: два домика-мазанки и несколько хозяйственных построек. Сейчас это частное владение, которое летом сдается отдыхающим. Жили там летом и мы. Хозяин, показывая двор,  рассказал нам, что во время войны за поселком был фашистский аэродром, а в строениях на участке располагалось командование гарнизона. В наземных строениях был штаб, а в погребах, которые теперь засыпаны, располагались бункеры.  (Координаты строений 45 22.099 и 36 1.647).

История с аэродромом нас заинтересовала, мы попытались найти какую-нибудь информацию о нем в интернете, порасспрашивали местных жителей.

В интернете нам удалось разыскать в разных источниках буквально несколько строчек упоминаний о том, что во время Великой Отечественной войны через "воздушный мост" - цепочку небольших аэродромов на Керченском полуострове (Сарабуз, Багерово, Заморск и Керчь-4), находящихся на небольшом расстоянии друг от друга, что позволяло совершать  по нескольку рейсов в сутки, - была организована фашистами доставка военных грузов на Тамань для войск 17-й Армии (командующий генерал-полковник Руофф). К организации моста, в общей сложности, были привлечены пять транспортных авиагрупп (9-я, 50-я, 102-я, 172-я и 500-я) В Заморске базировалась 50-я боевая группа особого назначения под командованием майора Баумана.  В каждой из таких частей военно-транспортной авиации насчитывалось по 40-45 самолетов Юнкерс Ju-52/З. Из них ежедневно было готово к вылету по 30 машин. В соответствии с журналом боевых действий 4-го воздушного флота только 5 февраля этими частями было перевезено: 107,7 т боеприпасов, горючего и продовольствия, 366 раненых, 357 военнослужащих и 25,7 т вооружения.

При отступлении военные объекты аэродромов были заминированы фашистами.  Минированию подвергались подъездные пути, подходы, землянки, служебные помещения. Например, в Заморске было заложено 256 противотанковых мин.

(Источники: Авиационная энциклопедия "Уголок неба", "Марш на Кавказ. Битва за нефть 1942-1943 гг." Вильгельм Тике, мемуары А.К.Вершинина "Четвертая воздушная").

Рассказы местных жителей дали еще больше подробностей. Многие из пожилых жителей поселка прекрасно помнят, как они детьми играли в разрушенных немецких оборонительных сооружениях. Они рассказывают, что здесь был полевой аэродром, два ряда оборонительных сооружений, предназначенных для защиты военных объектов от нападений со стороны моря. После войны  военная техника со всей округи была свезена в балку на окраине села, где она и простояла до середины 50-х годов, пока не была, буквально в одну ночь, вывезена в неизвестном направлении. Тогда же были ликвидированы остатки дотов и укрепленные гнезда для зенитных установок.

Но до сих пор можно увидеть остатки этих  укреплений. Если взглянуть с высоты песчаного вала вниз, в сторону моря, то можно увидеть, что неровности рельефа, кажущиеся совершенно прозаическими, пока идешь между ними, на самом деле рукотворные. Отчетливо видна цепь квадратных выемок в земле, в которых и находились гнезда зениток.

antavika (23.05.2013 21:22:46)
Аэродром был сверху, ВПП заканчивалась на обрыве. Он был временным, видимо, просто чугунную клетку бросили на поле и всё.
В мирное время от него ничего не оставили. Есть некоторые постройки, которые, как говорят, были сооружениями аэродрома.

 

Просмотр карты 1941 года и современных спутниковых фотографий позволяет примерно прикинуть, где могло быть место аэродрома. По-моему, больше всего подходит место восточнее, на котором сейчас находится с/х поле (см. ниже). Так же на спутниковых фотографиях вдоль обрыва, идущего на расстоянии 600-700 метров от кромки моря, видны объекты, похожие на остатки траншей и блиндажей. Южнее предполагаемого (мной) места аэродрома видна система траншей и круговых окопов, очень напоминающая позиции зенитной артиллерии крупного калибра. Возможно она охраняла аэродром, возможно ж/д станцию. А может и то и другое.

Кстати тут пишут, что:

"Все объекты Керченского полуострова (порт, ж.д. узел Керчь, аэродромы Керчь-2, Заморск) исключительно сильно прикрывались средствами ПВО противника, до 40 батарей зенитной артиллерии среднего и крупного калибра и до 100 прожекторов."

post-3724-0-04058600-1474802363_thumb.jpg

post-3724-0-57647500-1474802367_thumb.jpg

Edited by Lofte
  • Upvote 4
Link to post
Share on other sites
  • 1CGS

Наткнулся в книге о 55 бомбардировочной эскадре на аэродром Заморск (Samorsk).

Не входит в число интересующих, но, возможно, информация пригодится.

Спасибо! На какой-то из карт он был расположен в центре Крыма, возможно перепутан с Сарабузом, и я на этом успокоился, не стал перепроверять.

Вот еще одно подтверждение со схемы базирования на весну 1943-го

Базирование-авиации-ВВС-и-ЧФ.jpg

Link to post
Share on other sites

Спасибо! На какой-то из карт он был расположен в центре Крыма, возможно перепутан с Сарабузом, и я на этом успокоился, не стал перепроверять.

Вот еще одно подтверждение со схемы базирования на весну 1943-го

attachicon.gifБазирование-авиации-ВВС-и-ЧФ.jpg

 

Да, на схеме из книги по KG 55 он тоже находится как будто бы восточнее Багерово. А на самом деле это Багерово на 20 км восточнее Заморска.

Link to post
Share on other sites
  • 1CGS

Ещё момент интересный, старожилы, место где был аэродром в Геленджике называют "Бабским" или "Женским" аэродромом. Кому верить? На днях иду в местный историко-краеведческий музей, надеюсь там найду пруфы.

Под вторым фото встречается подпись "Девчонки пляшут - Новороссийск взят". Вот еще попалась выдержка: «Когда началось наступление на Новороссийск, то в помощь наземным войскам и десанту морской пехоты направлялась авиация, в том числе 8 экипажей из нашего полка.…Маршрут проходил над морем, или над горами и ущельями. Каждый экипаж успевал за ночь сделать 6 -10 боевых вылетов. Аэродром находился близко от передовой, в зоне, достижимой для корабельной артиллерии противника".

Из книги И.Ракобольской, Н.Кравцовой «Нас называли ночными ведьмами»

Вполне возможно, что эти 8 экипажей и были перебазированы в Геленджик. Лететь до Новоросса минут 10-15, и значит 6-10 вылетов вполне за ночь укладываются. 

Попалось на глаза относительно сентябрьских боев

IMAG0239.jpg

Отсюда https://www.ozon.ru/context/detail/id/19689260/

  • Upvote 1
Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
×
×
  • Create New...