Jump to content
=WL=COBA

Топмачтовое бомбометание

Recommended Posts

Начальник штаба
1 Учебного Авиаполка ВВС КБФ
майор Журавлев Топмачтовое бомбометание с самолета «Бостон»

«Цитадель», №10 2002 г., стр. 93-98

 

 

28 февраля 1945 г. ВС ЧФ утвердил «кандидатов на соискание Сталинской премии за разработку и внедрение топмачтового метода бомбометания». В документе, подписанном, вице-адмиралами Н.Е.Басистым и И.В.Азаровым, в частности, говорилось: «Авторы, получив отрывные данные о применении союзниками (ВВС США) низковысотного бомбометания для поражения флота противника, разработали и произвели опытовые испытания топмачтового бомбометания. <...> Боевое применение топмачтового бомбометания ВВС ЧФ начали 13 апреля 1944 г.» [ ЦВМА. Ф.12, Оп.1, Д.1107, Л.10. ]

Однако соискателям получить Сталинскую премию не удалось, так как еще 2 января 1944 г. начальник ВВС ВМФ Жаворонков издал приказ «О проведении в ЛИИ ВВС ВМФ экспериментального бомбометания с бреющего полета», в соответствии с которым испытания проводились на самолетах ПЕ-2 и ИЛ-2. О результатах испытаний все флоты были проинформированы 20 марта 1944 г.

Известен же этот метод бомбометания еще с середины 1920-х гг. Однако он не получил должного развития из-за отсутствия самолетов, обладающих достаточно высокой скоростью, грузоподъемностью и мощью переднего огня. Недостаточно были разработаны и теоретические обоснования. Лишь в начале Второй мировой войны ВВС США практически разработали и впервые применили в боевых условиях топмачтовое бомбометание.

Советские летчики использовали этот метод не только на Черном море, но и на Севере, и на Балтике. Здесь же в 1944 г. проводились испытания топмачтового бомбометания с самолетов «Бостон» А-20-ДО. Ниже (с некоторыми сокращениями) приводится отчет об этих испытаниях, хранящийся в ЦВМА (Ф.596, Оп.1, Д.111, Л.246-264).

Подготовка текста Л.И.Амирханов

Введение

Топмачтовое бомбометание является одним из наиболее эффективных средств поражения кораблей противника.

Особенно большой интерес представляет данный вид бомбометания при применении его с самолета Бостон. Это обуславливается следующими причинами:

  1. Большая скорость самолета при переходе к цели и в момент нахождения его на боевом курсе (260-280 миль/час).
  2. Хорошая маневренность самолета на малых высотах.
  3. Значительная бомбовая нагрузка самолета (4 бомбы ФАБ-250).

Данный вид бомбометания выгодно применять для уничтожения транспортов и небронированных судов противника, так как при топмачтовом бомбометании бомба поражает надводную часть корабля.

Применение топмачтового бомбометания по указанным целям с самолета Бостон имеет больше преимуществ перед низким торпедометанием по следующим причинам:

  1. Меткость при серийном топмачтовом бомбометании довольно высокая и корабль противника не может уклоняться от бомбы с момента ее бросания, в то время как от своевременно замеченной торпеды корабль может уклониться даже в том случае, если последняя сброшена с дистанции 600-800 метров. Указанное расстояние торпеда проходит за 30-40 секунд. <...>
  2. При топмачтовом бомбометании летчик сбрасывает бомбу на максимальной скорости, в то время, как сбрасывание торпеды выполняется на скоростях 170-180 миль/час и незначительное увеличение скорости (порядка 10 миль/час) приводит к тому, что торпеда тонет вследствие заклинения гребных винтов.
    Таким образом, в виду того, что самолет летит на Б[оевом]К[урсе] на максимальной скорости, время лежания на нем гораздо меньше, чем при низком торпедометании.
  3. При топмачтовом бомбометании вследствие малого времени падения бомбы (порядка 2-х секунд) очень просто вводить поправки на скорость цели, в то время как учет скорости цели при низком торпедометании представляет некоторую сложность даже при торпедировании прямой наводкой.
  4. Стоимость торпеды во много раз больше стоимости бомбы, а эффективность поражения небронированных или слабо бронированных кораблей от попадания торпеды или бомбы ФАБ-250 почти одинаковая.

Подготовка к проведению топмачтового бомбометания

По указанию Командующего ВВС КБФ генерал-лейтенанта т. Самохина 2-я АЭ 51 МТАП, проходящего обучение и тренировку при 1 УАП приступила к изучению и отработке топмачтового бомбометания с самолета Бостон А-20-ДО.

Для отработки данного вида бомбометания штабом 1 УАП была составлена программа наземной и летной подготовки. Содержание программы и расчет времени были выбраны так, чтобы в течение 7-10 дней с летным составом эскадрильи изучить основные элементы топ-мачтового бомбометания и отработать данный вид бомбометания на морском полигоне.

В результате прохождения программы летный состав должен был быть вполне подготовлен к нанесению эффективных ударов по плавсредствам противника.

Следует указать, что перед составлением программы были проведены опытные бомбометания с самолета Бостон инструкторским составом 1 УАП. Для чего Командиром 1 УАП был выделен опытный экипаж в составе – летчика капитана Меркулова и штурмана капитана Виноградова. Результаты проведенных опытных бомбометаний и выписка из отчета ЛИИ ВВС ВМФ по топмачтовому бомбометанию с самолетов ПЕ-2 и ИЛ-2 послужили материалами для составления программы обучения.

TopMastBoston-1.jpg

Неподвижный щит на морском полигоне

Руководствуясь указаниями Командующего ВВС ВМФ и составленной программой, 2-я АЭ 51 МТАП под контролем 1 УАП приступила к отработке топмачтового бомбометания.

Для отработки топмачтового бомбометания штабом 1 УАП был организован морской полигон, на котором имелись неподвижный щит 20x2,5 [м] и подвижный шит 30x2,5.

Летный состав эскадрильи за исключением Командира и двух командиров звеньев состоял из молодых летчиков, которые в основном проходили обучение на самолете Бостон А-20-ДО при 1 УАП. До постановки данной задачи (отработки топмачтового бомбометания) летный состав готовился в качестве низких торпедоносцев и в основном своем составе был подготовлен к пилотированию самолетов Бостон на малых высотах в несложных условиях. Необходимо указать, что полетов на малой высоте над водной поверхностью до прохождения программы по топмачтовому бомбометанию летный состав имел недостаточное количество.

Летный состав эскадрильи во главе с Командиром АЭ приступили к отработке топмачтового бомбометания с большим желанием и энергией и, после первого бомбометания, весь летный состав был окончательно убежден в значительной эффективности данного вида бомбометания перед другими видами поражения кораблей противника. <...>

Бомбометание проводилось в основном бомбами ФАБ-250 с взрывателями АВ-87 (в донном варианте). Замедление 7 секунд.

По результатам проведенных бомбометаний остановимся на следующих вопросах:

  1. Характер падения и рикошетирования бомб ФАБ-250 и ФАБ-100, сброшенных с самолета Бостон с Н = 15-40 метр.
  2. Наивыгоднейшие высоты бомбометания.
  3. Выход на БК и прицеливание по дальности.
  4. Эффективность топмачтового бомбометания.
  5. Общие выводы.

1. Характер падения и рикошетирования бомб ФАБ-250 И ФАБ-100

Отрываясь от самолета, бомба ФАБ-250 сохраняет почти горизонтальное положение. В воздухе летит устойчиво. При ударе о воду делает длинный рикошет, сохраняя устойчивое движение до следующего удара о воду. Как правило, из большинства сброшенных бомб бомба ФАБ-250 сброшенная с высот 35-25 метров делает один рикошет длина последнего от 40-80 метров. При сбрасывании с высот 25-15 метров делает два рикошета. Длина первого рикошета до 100 метров, второго до 30 метров, и при сбрасывании с высот 15 метров и ниже бомба делает до 3-х рикошетов.

Следует обратить внимание на то положение, что при сбрасывании бомб ФАБ-250 с высот ниже 20 метров высота рикошета достигает высоты полета самолета в момент сбрасывания и в некоторых случаях превышает ее.

 

post-38466-0-23920700-1453477741_thumb.jpg

 

Таблица №1.
Рикошет бомбы ФАБ-250 в зависимости от высоты бросания.
Состояние водной поверхности в день бросания 3 балла.
Скорость самолета 260 миль/час.418,34 км/час

Бомба ФАБ-250 с перистым стабилизатором летит более устойчиво, чем бомба ФАБ-250 с коробчатым стабилизатором, причем траектория у первого типа бомб более настильная.

Перистый стабилизатор у бомбы ФАБ-250 более прочный, чем коробчатый, и при ударе бомбы о воду отлетает редко. Коробчатый стабилизатор в большинстве случаев при ударе бомбы о воду отлетает.

Из этого можно сделать вывод, что для топмачтового бомбометания выгоднее применять бомбы с перистым стабилизатором. <...>

Бомба ФАБ-100 отрываясь от самолета, летит устойчиво, сохраняя почти горизонтальное положение. При сбрасывании с высот 30-20 метров делает от одного до двух рикошетов. Первый рикошет бомба делает устойчиво, при втором рикошете бомба в полете вращается через головную часть.

Длина первого рикошета достигает 100 метров, длина второго – до 50 метров. При сбрасывании с высот менее 20 метров бомба делает до трех рикошетов, причем длина первого рикошета достигает 150 метров.

Высота рикошета при сбрасывании с высот менее 15 метров достигает высоты полета самолета и в некоторых случаях превышает ее.

При сбрасывании бомб ФАБ-250 с высот более 40 метров и ФАБ-100 с высот более 30 метров не рикошетирует.

На наличие рикошета и на его величину имеет большое значение выдерживание летчиком режима горизонтального полета. При сбрасывании бомбы с набора или со снижением бомба рикошета не имеет.

Состояние водной поверхности имеет следующее значение на рикошет бомбы: от одного до трех баллов – на величину рикошета не влияет и свыше трех баллов – длина рикошета уменьшается и вследствие зарывания бомбы.

Длина рикошета измерялась по вешкам, которые были установлены по обе стороны щита через 50 метров по 5 штук с каждой стороны.

2. Наивыгоднейшие высоты бомбометания

В предыдущем разделе указывалось, что при сбрасывании бомб с высот менее 15 метров высота рикошета достигает высоты самолета в момент сбрасывания и в некоторых случаях намного превышает ее.

При сбрасывании бомб с высот менее 15 метров имеется опасность поражения самолета рикошетом бомбы, кроме того, при рикошете бомба может перелететь через корабль-цель, не поразив последнего.

Полет на высоте 15 метров и ниже является сложным в технике пилотирования, особенно при наличии зеркальной водной поверхности.

Сбрасывание бомб с высот более 35 метров также не выгодно, так как бомба чаще всего с этих высот не рикошетирует и поражение цели с рикошета при данных условиях невозможно.

Из вышесказанного и из таблицы № 1 можно сделать вывод, что наивыгоднейшими высотами при топмачтовом бомбометании с самолета Бостон являются высоты 20-30 метров. При бомбометании с этих высот корабль-цель может быть поражен или от прямого попадания бомбы, или от попадания с рикошета.

3. Выход на боевой курс и прицеливание по дальности
при топмачтовом бомбометании

Выход на БК лучше всего выполнять с разворота на 30-40°. Произвольным маневром летчик выводит самолет на удаление 1,5-2 км от цели, имея высоту 150-200 метров. Придя на указанное расстояние от корабля-цели, летчику следует развернуть самолет на цель и снижаться до высоты 20-30 метров.

Превышение необходимо для лучшего просматривания цели, уточнения прицеливания по направлению и набора необходимой скорости для бомбометания.

Во время планирования с Д = 1200-1300 метров до момента сбрасывания летчику целесообразно обстреливать корабль-цель пулеметно-пушечным огнем с целью поражения личного состава (верхней команды), одновременно по всплескам пуль и снарядов летчик может уточнить боковую наводку.

Всплески от пуль и снарядов облегчают летчику определять высоту, особенно при штилевой погоде.

На дистанции 700-800 метров от цели необходимо перевести самолет в режим горизонтального полета (Н = 20-30 метров, скорость = 260-280 миль/час) и выполнять прицеливание по дальности.

TopMastBoston-3.gif
Схема выхода на боевой курс и прицеливание по дальности при топмачтовом бомбометании

Прицеливание по дальности при выполнении бомбометаний на полигоне производилось при помощи прицела ПБП-1, который был установлен впереди бронестекла фонаря летчика.

Угол визирования устанавливается на прицеле равный 5°. При данном угле визирования получались недолеты порядка 50 метров. Обучение летного состава бомбить на недолет, как при серийном, так и при одиночном бомбометании вызвано было тем, что в боевой обстановке действуя против плавсредств противника, летчику придется бомбить серийно. Данный угол визирования (5°) устанавливался на прицеле на земле перед вылетом.

Прицеливание при стрельбе из пушек и пулеметов производилось при помощи механического дублера, имеющегося на самолете Бостон.

Таким образом, прицеливание по дальности необходимо выполнять следующим образом: находясь [на дистанции] 700-800 метров от цели на высоте 20-30 метров, скорость самолета 260-280 миль/час, летчик визирует через перекрестие сетки прицела ПБП-1 на цель и в момент совмещения горизонтального диаметра сетки с ватерлинией корабля-цели сбрасывается бомба. После сбрасывания бомбы необходимо сразу же делать горку до 100 метров. Горка выполняется для перескакивания корабля-цели и для предохранения самолета при преждевременном разрыве бомбы.

TopMastBoston-2.gif
Положение сетки прицела ПБП-1 относительно цели
в момент сбрасывания бомбы

4. Эффективность топмачтового бомбометания

В период отработки топмачтового бомбометания на полигоне эскадрильей было выполнено 33 бомбометания. Всего было сброшено 56 бомб ФАБ-250 и 10 бомб ФАБ-100. Бомбы сбрасывались снаряженные взрывателями АВ-87 в донном варианте, замедление 7 секунд для ФАБ-250 и 5 секунд для ФАБ-100. <...>

Результаты сведены в таблицу №2.

 

post-38466-0-45309800-1453477919_thumb.jpgpost-38466-0-33135700-1453477986_thumb.jpg

Таблица №2.
Бомбы ФАБ-250 со взрывателем АВ-87, замедление 7 сек

Из приведенной таблицы видно, что из 22-х сброшенных бомб имеются три прямых попадания, 11 попаданий с рикошета и 3 взрыва под килем – всего 17 поражений цели, что составляет 78%.

Причем 2 случая попаданий и рикошета не засчитаны, так как высота рикошета достигала 15-20 метров и бомба по всей вероятности перелетела бы через корабль-цель, хотя высшая точка траекторий бомбы была не над щитом.

Из таблицы №2 видно, что в основном все бомбы падали с недолетом. Этот факт обуславливается заданием. <.. >

Таблица показывает, что при топмачтовом бомбометании возможны три вида поражения цели:

  1. Прямое попадание.
  2. Попадание с рикошета.
  3. Взрыв под килем.

На первом виде поражения цели останавливаться нет смысла, так как действия довольно ясны.

Попадание с рикошета, если оно происходит при первом рикошете довольно эффективно и равноценно прямому попаданию. В этом случае скорость бомбы почти равна скорости самолета и бомба с полной гарантией пробьет борт корабля-цели. Лучше если бомба поражает цель в первой половине рикошета, что в большинстве случаев наблюдалось.

Интересный вывод можно сделать из последнего бомбометания таблицы №2. В данном случае при серийном бомбометании мы наблюдали 2 вида поражения цели. Первая бомба, упавшая с недолетом 40 метров поразила цель с рикошета, а вторая бомба поразила цель прямым попаданием. Из этого случая можно сделать вывод, что при серийном бомбометании (серия из 4-х бомб) можно ожидать, как минимум 50% попаданий из общего количества бомб в серии.

Взрыв под килем происходит в двух случаях:

а) Бомба падает в 10-15 метрах от корабля и не рикошетирует, в этом случае она движется в воде и тонет под кораблем и если длина корабля порядка 60 метров и более, то взрыв происходит под килем последнего.

Данный вид поражения будет эффективным, если глубина места не достигает более 15 метров.

б) Бомба после первого рикошета упала в 10-15 метрах от корабля. В этом случае бомба движется в воде и взрывается под килем корабля, характер и эффект поражения такой же, как и в первом случае.

Из рассмотренных видов поражения цели мы видим, что все они являются довольно эффективными и в большинстве случаев приводят корабль-цель к гибели, или наносят ему серьезное повреждение. <...>

Уклонение бомб по направлению при данном виде бомбометания почти не происходит. Из всех сброшенных бомб не наблюдалось значительного рассеивания по направлению. Все бомбы, как правило, попадали в среднюю часть щита ±6 м.

При топмачтовом бомбометании упрощается вопрос учета скорости корабля-цели вследствие малого времени падения бомбы. <...>

Сближение с целью на боевом курсе при атаке движущего корабля следует выполнять способом прямого сближения, т. е. до момента сбрасывания все время удерживать нос самолета на выбранную точку прицеливания. <...>

TopMastBoston-4.gif
Прямое сближение при атаке движущегося корабля

Выводы

  1. Топмачтовое бомбометание с самолета Бостон очень эффективно применять против плавсредств противника независимо от водоизмещения. Для этого необходимо использовать серийное бомбометание бомбами ФАБ-250, желательно с перистым стабилизатором. Серия из 4-х бомб вполне гарантирует поражение цели.
  2. Наивыгднейшая высота при топмачтовом бомбометании 20-30 метров.
  3. Прицел ПВП-1 вполне удовлетворяет требованиям топмачтового бомбометания самолета Бостон.

Предоставил Алексей Едаменко

 

Схема синхронной атаки пары топмачтовик + торпедоносец

Выпонена по данным статьи:
Орленко И.Ф.  Развитие тактики минно-торпедной авиации в Великой Отечественной войне.
(По опыту боевых действий ВВС БФ)

Принятые исходные данные

  • Масштаб: 1 пиксел = 1 метр, клетки: 50х50 м, местоположение объектов: через каждые 1/2 секунды
  • Цель: длина 100 м, ход 2 м/с (4 узла)
  • Топмачтовик (впереди): высота полета 30 м, скорость 100 м/с (360 км/ч), дистанция до цели 250 м, прицеливание на центр судна
  • Торпедоносец (сзади): высота полета 30 м, скорость 80 м/с (290 км/ч), дистанция до цели 700 м, прицеливание на форштевень
  • Торпеда: скорость хода в воде 20 м/с

 

 

Время: 2,5 секунды после синхронного сброса бомбы и торпеды
Топмачтовик проскакивает над судном, бомба попадает в цель, начинается отсчет замедлителя взрывателя.
Торпеда ныряет в воду, торпедоносец уходит с боевого курса.

AttackScheme-02.gif

 

Время: еще через 4 секунды (6,5 секунд после сброса)
Срабатывает взрыватель бомбы (топмачтовик удалился на 400 м).
Примерно в 100 м от точки входа в воду торпеда выходит на боевой курс после заныривания на глубину 20 м.

AttackScheme-06.gif

 

Время: еще через 20 секунд (26,5 секунд после сброса)
Торпеда попадает в цель.
Боевая часть торпеды была активирована после прохождения примерно 200 м на боевом курсе (около 500 м от точки сброса).

AttackScheme-26.gif

 

 

1GMTAP_30+22_19-03-45m.jpg   См. фото: пара торпедоносец + топмачтовик 1-го гмтап на боевом курсе

 

Полковник К. Виноградов Топмачтовое бомбометание

«Военно-исторический журнал», №6 1967 г.

Морская авиация вместе с подводными лодками была главной силой в борьбе с флотом противника. Уничтожение вражеских кораблей существовавшими в то время на вооружении самолетов боевыми средствами (бомба и торпеда) было сложной задачей. Трудность состояла в том, что боевые корабли имеют небольшие размеры, обладают высокой скоростью хода, хорошей маневренностью и живучестью, а также несут на себе мощное зенитное вооружение для противовоздушной обороны.

Чтобы уничтожить корабль, корпус которого разделен водонепроницаемыми переборками на отсеки, попадания одиночной бомбы или торпеды недостаточно. Нужно поразить его несколькими бомбами или торпедами, а это требует одновременного удара по кораблю группы самолетов.

В первый период войны морская авиация уничтожала боевые корабли и транспорты противника бомбометанием с горизонтального полета и с пикирования, а также торпедами с малых высот. По мере совершенствования боевого мастерства летного состава начал применяться, а с весны 1944 года получил широкое распространение метод топмачтового бомбометания. Сущность его заключалась в том, что самолет атакует корабль с малой высоты (20–40 м), сбрасывает бомбы, в зависимости от высоты, скорости полета и веса бомбы, на удалении от цепи 250–300 м и, «перепрыгивая» через корабль, уходит от него. При такой малой высоте сбрасывания авиационная бомба падает на воду, как правило, почти горизонтально, рикошетирует от нее на высоту 6–8 м и попадает в цель. Чтобы устранить угрозу поражения самолета взрывом собственной бомбы, на ее взрывателе устанавливалось замедление (4–6 секунд). Этого было вполне достаточно для безопасности полета.

Наши морские летчики штурмовой истребительной авиации имели достаточный опыт боевых действий с предельно малых высот по точечным наземным целям, таким как танки, мосты и различные сооружения, а также по уничтожению кораблей низкими (беспарашютными) торпедами с самолетов-торпедоносцев.

Использование низких торпед для поражения боевых кораблей и транспортов противника по сравнению с бомбометанием с горизонтального полета и пикирования давало значительно больший эффект. Но в свою очередь и топмачтовый метод имел определенные преимущества перед низким торпедометанием. Суть их заключалась прежде всего в том, что меткость при серийном топмачтовом бомбометании выше, чем при низком торпедометании, там как кораблю труднее уклониться от бомбы, чем от торпеды. Торпеда могла быть сброшена от корабля на дистанции не ближе 600–800 м и проходила этот путь за 30–40 секунд. За это время при наличии следа от торпеды или обнаружении момента сбрасывания ее с самолета корабль еще имеет возможность совершить маневр. При топмачтовом бомбометании бомба падает всего 2–3 секунды и уклониться от нее практически нет времени. Преимущество его заключалось также в том, что сбрасывание бомб производилось на максимальной скорости, тогда как при торпедометании летчик вынужден был уменьшать ее до 370–230 км/час, чтобы избежать повреждений торпеды. Это увеличивало вероятность поражения торпедоносца средствами ПВО.

Топмачтовый метод бомбометания давал и другие выгоды в сравнении с низким торпедометанием. Например, облегчалась работа на боевом курсе (проще вводить поправки на скорость цели ввиду малого времени падения бомбы), волнение моря сказывалось лишь на величину рикошета бомбы, тогда как торпедометание при волнении моря свыше 4–5 баллов вообще невозможно. Наконец, сама бомба значительно дешевле торпеды. Конечно, названные выше методы имели и свои плюсы и свои минусы. Поэтому они применялись в сочетании в зависимости от конкретных условий, дополняя друг друга.

Наши летчики знали о фактах применения топмачтового («прыгающего») метода бомбометания американской авиацией в 1942–1943 годах в Средиземном море и в районе Алеутских островов. Но методика и техника его выполнения не была раскрыта и разрабатывалась ими самостоятельно. Для освоения топмачтового бомбометания на флотах оборудовались специальные полигоны, где проводилась подготовка экипажей. Штабом авиации Военно-Морского Флота была разработана инструкция по производству топмачтового бомбометания. В ней давались соответствующие рекомендации по его проведению при осуществлении одного из трех возможных вариантов поражения кораблей: 1) попадание бомбы с рикошета; 2) прямое попадание в корабль; 3) взрыв бомбы под килем корабля:

 

TopMast-1.gif

Возможные варианты поражения корабля

Первые два варианта поражения эффективны при бомбометании по небронированным или слабо бронированным кораблям. Если толщина брони свыше 25 мм, наибольший эффект дает третий вариант, так как сила взрыва крупной фугасной бомбы под килем (дно кораблей не бронируется) для его поражения достаточна. В зависимости от класса корабля и избранного варианта поражения должны выбираться соответствующая высота сбрасывания бомб: от 10 до 3О м в первых двух случаях и от 50 до 100 м в расчете на взрыв бомбы под килем корабля (при таких высотах бомба уже не рикошетирует, а, уйдя под воду, продолжает некоторое время зигзагообразное движение в направлении полета самолетов в момент сбрасывания и затем взрывается).

Особенно важным в технике выполнения прицеливания при топмачтовом бомбометании было точное выдерживание экипажами бомбардировщиков высоты полета на боевом курсе. Дело в том, что ошибка в высоте сбрасывания бомбы на 5 м и ту или иную сторону влекла за собой значительные отклонения бомбы от цели (до 35 м при расчетной высоте сбрасывания в 15 м). Поскольку барометрические высотомеры, имевшиеся на самолетах в те годы, не обеспечивали такой точности в определении высоты, летному составу для отработки практические навыков в точном ее выдерживании рекомендовалось проводить глазомерные тренировки в полетах над объектами (маяки, вышки, острова и т.п.), имеющими превышения над уровнем моря в 10, 25, 60 м.

На всех флотах в соответствии с выработанными опытным порядком рекомендациями началась подготовка экипажей к топмачтовому бомбометанию с учетом конкретной обстановки на театре и характера целей. Для топмачтового бомбометания использовались самолеты-штурмовики ИЛ-2, ИЛ-10 и самолеты-бомбардировщики. Автору этих строк довелось участвовать в подготовке экипажей 51-го минно-торпедного полка на Краснознаменном Балтийском флоте. Для тренировки их при полетах над Ладожским озером был сооружен вертикальный щит высотой 6 м, по которому проводилось бомбометание бомбами весом от 250 до 1000 кг. Прежде всего необходимо было выяснить поведение различных типов бомб при ударе о воду с малых высот. Результаты, которые были нами получены при обработке данных тренировочных полетов, совершенно определенно указывали на отсутствие строгих закономерностей в полете бомбы после встречи с водой. Однако стало совершенно ясно, что с увеличением потолка сбрасывания высота, а следовательно, и длина рикошета уменьшаются. При высоте сбрасывания свыше 40 м рикошет не возникает.

Атака кораблей топмачтовым методом требовала от экипажей самолетов исключительно высоких морально-боевых качеств и профессионального мастерства. В момент атаки самолету приходилось преодолевать все виды огня с кораблей, тогда как экипаж был связан в выборе маневра, ограничен в определенной степени в использовании пушек и реактивных снарядов для подавления огня атакуемой цепи; при выходе в атаку топмачтовик вынужден отделяться от общей группы и действовать самостоятельно. Не случайно летчики называли этот метод авиационной «штыковой атакой».

Новизна топмачтового бомбометания поначалу вызывала у экипажей опасения. Выход в атаку казался сложным, а опасность подорваться на собственной бомбе или быть сбитым огнем зенитной артиллерии кораблей – большой. Но по мере накопления опыта в процессе тренировок на полигоне летчики все более осваивались и чувствовали себя увереннее.

Первые боевые полеты показали высокую эффективность избранного способа борьбы с вражескими кораблями. Вначале противник принимал топмачтовики за низких торпедоносцев, его корабли расходились в разные стороны. А это было выгодно для атакующих самолетов, так как облегчались условия выбора цели и ее атаки, к тому же огонь корабельной ПВО ослаблялся. Однако в дальнейшем вражеские корабли стали уплотнять свои боевые порядки и встречать атаки топмачтовиков более организованным огнем. Наши летчики в ответ на это увеличили количество сил, обеспечивающих атакующие группы, стали применять комбинированные атаки и добивались успеха.

Топчмачтовнки обычно приходили в район цели на высоте 1000–1500 м в общем боевом порядке с группами обеспечения. Сближение с выбранной для атаки целью производилось планированием до высоты 400–500 м. Затем осуществлялся плавный вывод из планирования с таким расчетом, чтобы самолет имел высоту 20–40 м на удалении, от цели 600–1000 м. С этой дистанции начинался боевой курс, на котором самолет шел на повышенной скорости в течение 4–5 секунд, после чего сбрасывались бомбы одиночно или залпом на удалении от цели 250–300 м. Последующий маневр совершался на максимальной скорости на бреющем полете с эволюциями в горизонтальной плоскости:

 

TopMast-2.gif

Принципиальная схема атаки самолета-топмачтовика

Одновременно с атакой топмачтовиков производили удар самолеты-штурмовики с пикирования и планирования. Они отвлекали на себя часть зенитного огня с кораблей. Пикировщики заходили на корабли под малыми курсовыми углами, а топмачтовики, наоборот, атаковали цепи под курсовыми углами, близкими к 90 градусов. Часто эти атаки производились совместно с низкими торпедоносцами. При этом топмачтовик шел впереди, обстреливал из пушек и пулеметов транспорт, сбрасывал бомбы, тем самым обеспечивая удар низкому торпедоносцу, который атаковал транспорт торпедой с дистанции 800–1000 м на высоте от 20 до 50 метров.

Первыми в морской авиации метод топмачтового бомбометания начали применять летчики Черноморского флота. В инструкции по его применению, утвержденной командующим ВВС Черноморского флота генерал-лейтенантом авиации А.В. Ермаченковым, подчеркивалось, что атаку плавсредств противника следует производить в два этапа: на первом подавлять его зенитную артиллерию, на втором осуществлять бомбометание на уничтожение корабля

Edited by =WL=COBA
  • Like 1
  • Upvote 7

Share this post


Link to post
Share on other sites

Топмачтовая техника бомбометания, была отработана  немецкими морскими бомбардировщиками в Испанской войне. Потом её применили англичане на Мальте.

 И только потом это увидели американцы, и стали весьма результативно и активно применять на Тихоокеанских просторах. Следом за ними, взяли на вооружение и наши авиаторы. 

 Официально, связка бомбардировщик + торпедоносец появилась именно у русских.

  ВВС других стран, предпочитали 'звёздный налет' самолетами разного назначения.

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, Xoka3000 сказал:

А как это реализовано в игре?

Нормально реализовано. Единственное, по кораблям лучше сначала отработать мелочевкой с горизонта или пикирования, подавив ЗА, уже потом работать по топмачте. 

  • Thanks 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...