Jump to content
Mihalich1981

Книги, мемуары летчиков ВОВ

Recommended Posts

Посоветуйте что почитать...

Читал Небо войны Покрышкина

Тимофея Лядского - записки из летного планшета. Последняя очень понравилась. Дневники штурмовика ил-2 и без цензуры. 

Кожедуб как то не пошел... 

Может есть переводы немецких асов или еще что от наших летчиков?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Писатель - сам летчик-штурмовик. Политпропаганды ноль, голая правда без приукрас. Время действия , - 42-й и 43-й.

 

http://militera.lib.ru/prose/russian/anfinogenov2/index.html

http://militera.lib.ru/prose/russian/anfinogenov/index.html

  • Upvote 6

Share this post


Link to post
Share on other sites

весьма интересен Мариинский (летал на кобре), но не уверен, есть ли он в сети... не так давно вышла книга Лазарева (летчик-штурмовик), и хоть всю ее не прочел, и автор далеко не генерал и мега-ас, но лично мне весьма понравилось (есть описание пары очень впечатляющих вылетов)... еще одна не очень давняя книга Лашкевича (истребитель с балтики), по сути это просто достаточно старый сборник о нем и еще нескольких летчиках ЕМНИП, но вполне интересно... и еще кто то из акеров на ил-2 летал, ну, тот кто играл такстиста в брыльянтовой руке, тоже очень интересное повествование... 

 

из немцев, понятно, Штейнхофф (который одержал свои первые победы, над ла-5, именно в период БЗС, и даже известны их серийные нумера)... Петер Хенн, истребитель ЗФ с 43го ЕМНИП, весьма любопытно пишет... а больше пока ничего не вспоминается, да и щас народ должен подсказать, а еще можно просто зайти сюда...


ЗЫ пардон, Липферт, а не Штейнхофф...

  • Upvote 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Посоветуйте что почитать...

 

  Найди в сети мемуары Кирилла Евстигнеева,- «Есть упоение в бою!»  Нормально написано.

  Из мемуаров немцев- Гельмут Липферт,  "Дневник гауптмана люфтваффе". Без рудельщины.

Edited by =KAG=Pit
  • Upvote 3

Share this post


Link to post
Share on other sites

весьма интересен Мариинский (летал на кобре), но не уверен, есть ли он в сети... не так давно вышла книга Лазарева (летчик-штурмовик), и хоть всю ее не прочел, и автор далеко не генерал и мега-ас, но лично мне весьма понравилось (есть описание пары очень впечатляющих вылетов)... еще одна не очень давняя книга Лашкевича (истребитель с балтики), по сути это просто достаточно старый сборник о нем и еще нескольких летчиках ЕМНИП, но вполне интересно... и еще кто то из акеров на ил-2 летал, ну, тот кто играл такстиста в брыльянтовой руке, тоже очень интересное повествование... 

 

из немцев, понятно, Штейнхофф (который одержал свои первые победы, над ла-5, именно в период БЗС, и даже известны их серийные нумера)... Петер Хенн, истребитель ЗФ с 43го ЕМНИП, весьма любопытно пишет... а больше пока ничего не вспоминается, да и щас народ должен подсказать, а еще можно просто зайти сюда...

ЗЫ пардон, Липферт, а не Штейнхофф...

На Милитере  Мариинский, по-моему, был.

Share this post


Link to post
Share on other sites

  Найди в сети мемуары Кирилла Евстигнеева,- «Есть упоение в бою!»  Нормально написано.

  Из мемуаров немцев- Гельмут Липферт,  "Дневник гауптмана люфтваффе". Без рудельщины.

Это тот Евстигнеев что с Кожедубом в одном полку служили? 

Надо почитать... 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Кстати будут ли в игре смодулированные вот такие ситуации,и вообще может кто скажет,что произошло с мессером?(отрывок из книги)

Внезапно в моей кабине появился какой-то сильный запах. Это не был бензин или охлаждающая жидкость, это был другой запах. В то же самое время я заметил, что в двигателе началась вибрация. Сначала я не обратил на это особого внимания, но затем решил включить магнето[29], чтобы проверить обороты. Когда я это сделал, моя машина начала яростно трястись и скрежетать. Испугавшись, я немедленно выключил оба магнето. Но вибрация не прекратилась. Мой Me трясло настолько сильно, что даже прицел передо мною прыгал из стороны в сторону. Это было слишком. Я вызвал Штурма и сказал ему, что случилось. Он предположил, что, вероятно, это были лишь неполадки с зажиганием топлива, но, будучи осторожным пилотом, он лег на противоположный курс. Мой самолет все еще ужасно трясло. Я сидел в нем со сжатыми зубами, схватившись за ручку управления обеими руками. Затем я попросил разрешения лететь домой. Обер-фельдфебель ответил, что мы уже на полпути к дому и что за моей машиной тянется черный дымный след. «Скоро след станет еще темней, — подумал я, — а потом этот „ящик“ загорится». Мы были все еще приблизительно на 15 километров в глубине русской территории.

   Когда первые языки пламени появились в кабине, я задумался о том, что должен буду сделать в случае, если мне придется воспользоваться своим парашютом. Следуя инструкциям ведущего, я оставался на прежней высоте и летел по компасному курсу, который он сообщил и который вел меня к железнодорожной линии.
   Огонь уже начал доставать до моих ног, и кабина стала заполняться дымом, вынудив меня открыть сдвижную панель фонаря. Поток воздуха высосал дым, но заставил огонь разгореться еще сильней. Я был вынужден снова закрыть панель. Я с удовольствием покончил бы с этим делом, воспользовавшись парашютом, но Штурм только что передал, что мы все еще находимся над вражеской территорией.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Оффтоп, конечно,рискну предположить, поскольку двиг, хоть и трясся, но продолжал худо-бедно работать, что- нибудь с гидромуфтой нагнетателя, а горело и коптило масло из этой муфты.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Липферта прочитал. Очень интересно. Особенно впечатлили его воспомининия о первой встречи с союзниками в Румынии. 300 Б-24 и рой мустангов прикрытия, а немцев 16 машин было...


Кстати почитав немцев, понимаешь почему у них так много асов с более чем 100 победами. Они постоянно занимались свободной охотой. Липферт признается, что миссии сопровождения им не нравились.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Могу Мариинского скинуть, если кому интересно. Кобра так сказать изнутри. Правда у меня только в doc.

Share this post


Link to post
Share on other sites

вспомнилось про такой мемуар - 

 

Федоров И. В.

ФЗЗ В небе оставили след / Лит. запись С. П. Костя­ного.— К. : Политиздат Украины, 1990.— 320 с, [8] л. ил., портр.

ISBN 5-319-00484-2

 

ЕМНИП, так как очень уж давно читал его, это в том числе про каких то известных летчиков (там еще Савицкий упоминается), а сам главный герой - "яковод" - и в целом, как мне помнится, книга произвела весьма и весьма сильное впечатление, местами повествование очень бодрое, и интересно описываются бои. например, там какой то запомнившийся вылет был, когда они рубились с тучей фоккеров, а потом главгерой уходил на яке без обшивки крыла, ложбиной или оврагом... плюс есть эпизод применения малосерийных як-9к... в общем, советую почитать и составить свое мнение... ;) я и сам вот давно собирался освежить в памяти, может быть, впечатление сильнее повествования оказалось...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Алый талисман http://militera.lib.ru/ussian/podolny_ea1/index.htmlprose/r

Аннотация издательства: В повести рассказывается о подвигах летчиков-штурмовиков 2-й воздушной армии, о Героях Советского Союза Иване Алимкине, Георгии Дворникове, Александре Карушине и других, громивших врага на Курской дуге под Яковлевой, Борисовкой и Прохоровкой.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Сульянов, Анатолий Константинович


 

Аннотация издательства: В книгу вошли роман «Расколотое небо» и повесть «Только одна ночь» — оба произведения о современной авиации. В центре романа — подвиг Геннадия Васеева, совершившего таран самолета-нарушителя ценой своей жизни.

 

Пы.Сы Книга о современной (тогда когда я ее читал еще можно было так назвать) боевой авиации. Читал несколько раз ее, почему то зацепила...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Борис Дементеев "охотник за истребителями". Воевал на аэрокобре, сбил 11 самолетов. Бои интересно описаны. 101ГИАП.

Edited by Dimych75

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

 

Может есть переводы немецких асов или еще что от наших летчиков?

 

У Драбкина посмотри проект "Я помню!", iremember.ru

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да на одной Милитере столько мемуаров лётчиков, что можно месяцами читать, наверное... Сразу же на память приходят Василий Емельяненко, Леонид Жолудев и Федор Архипенко. Ил-2, Пе-2 и Кобра. Будет поставлена задача найти больше - найдём, без проблем :)

  • Upvote 2

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да на одной Милитере столько мемуаров лётчиков, что можно месяцами читать, наверное... Сразу же на память приходят Василий Емельяненко, Леонид Жолудев и Федор Архипенко. Ил-2, Пе-2 и Кобра. Будет поставлена задача найти больше - найдём, без проблем :)

Василий Емельяненко  ГСС лётчик штурмовик. Его повесть "В военном воздухе суровом"  описывает боевой путь 7-го гвардейского штурмового авиаполка. Часть легендарная, бывший 4 ббап,  который на Р-3зет воевал ещё в советско-финскую войну. Первыми получили на вооружение  Ил-2. Первый боевой вылет штурмовиков 28 июня 1941 года выполнили пилоты этого полка. Повесть читается легко, у автора-лётчика несомненно был и литературный талант. И что немаловажно по нынешним временам повесть не изуродовали  пропагандийскими заклинаниями цензоры  70-х годов прошлого века. 

Из тех, кто был по ту линию фронта, рекомендовал бы Питера Хена "Последние сражения" - рядовой лётчик люфтваффе. Воевал В Италии на Западном и Восточном фронте. Начинал как пилот "мессера" а  закончил на штурмовой "фоке". Был сбит в Восточной Пруссии  во время налёт а на железнодорожную  станцию, получил тяжёлые ранения,  попал в плен. В госпитале перенёс ампутацию обеих ног.  Одним словом его мемори  очень сильно отличаются от опусов которые оставили "топовые" немецкие лётчики. Можно найти в сети.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Василий Емельяненко  ГСС лётчик штурмовик. Его повесть "В военном воздухе суровом"  описывает боевой путь 7-го гвардейского штурмового авиаполка.

Это произведение, кстати, переиздано в 2000-е годы, уже в авторском, нецензурированном варианте. В книжных магазинах новой почти не встречается, но у букинистов (на том же алибе) сколько угодно.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Это произведение, кстати, переиздано в 2000-е годы, уже в авторском, нецензурированном варианте. В книжных магазинах новой почти не встречается, но у букинистов (на том же алибе) сколько угодно.

Я ещё подростком прочитал вариант  этой повести в которой описывались события 1942-1943 года, потом в электронном виде нашёл уже полное произведение, где повествование идёт от момента принятия полком первых Ил-2 буквально перед самым началом войны. Повторюсь - даже тот вариант   что печатали в советские годы до сих пор читается очень хорошо.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да, книга старого издания (красный твёрдый переплёт, если я правильно помню) заметно выделяется из общей "среднестатистической" мемуарной массы хорошим литературным уровнем и особенно ненавязчивостью идеологической составляющей. Очень хорошая книга, причём даже для среднего школьного возраста можно ее рекомендовать смело.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Свежак : Эйно Луукканен "Я сбил целый полк", мемуары финского аса(#3). Изд-во Яуза-пресс, 2015 год. Настрочил пока в тюрьме сидел, да за что! - за шпионаж в пользу Советского Союза.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Недавно приобрел книгу воспоминаний Федора Федоровича Прокопенко, Героя России (за боевые заслуги в ВОВ), летчика-испытателя - "Вся жизнь в авиации". Он участвовал и в воздушных боях над Сталинградом и над Великими Луками. Рекомендую.

Share this post


Link to post
Share on other sites

В книге Прокопенко есть интересный момент по применению радиополукомпасов ( правда в конце войны). Реально помогало.

Еще есть упоминание о штучном Яке, на котором летал Василий Сталин. Самолет имел нестандартный камуфляж и полированные крылья.

Edited by Dimych75

Share this post


Link to post
Share on other sites

Комиксы про Покрышкина, 1945. Не в тему, конечно, но... показательно

Ещё как "не в тему", причём - без "но" :unsure:

Блин, ребят, а вы вообще знаете о существовании кнопки "посмотреть новое"? Про "поиск" - молчу... Я дал ссылку на исходный пост http://forum.il2sturmovik.ru/topic/280-100-letie-aleksandra-pokryshkina/?do=findComment&comment=297318

так нет же - уже дважды копипасту продублировали... :angry:  Ну давайте вообще всё из гугла вытряхнем, а? :fool:

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ну давайте вообще всё из гугла вытряхнем, а? :fool:

не, не из гугла. разошлось по просторам. ненервничай.

Share this post


Link to post
Share on other sites

И.Ютилайнен "Я бил сталинских Соколов":

http://coollib.net/b/261951/read#t20

 

Мне вот это бросилось в глаза:

«С новой техникой наша работа становится совсем простой», - сказал я своим товарищам после того, как мы сели. Тогда я еще не подозревал, что вскоре пожалею о своих словах.

 

Сам того не подозревая, я накликал на себя беду, благодаря которой оказался на шесть недель прикованным к постели в военном госпитале Тикка с ногами, закованными в гипс. Это был самый мрачный период за обе войны."(в этом периоде он уже летал на Г-2)

Об обстоятельствах случая приведшего его в госпиталь господин Ютилайнен умолчал....

Share this post


Link to post
Share on other sites

Народ помогите найти одну книгу. Читал еще в детстве. Вроде бы называлась ( стреляли чтобы жить ). Там про летчика который начал войну в прибалтике на ишаке. Его сбили ион как Маресьев выбирался к своим. После его посадили на ил2. Книга написана с юмором, хотелось бы ее перечитать!

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

Попробовал почитать - прям затянуло. Как-то правдиво пишет, без пафоса.

Почитал в интернетах про автора и про 7-й гвшап. Красиво он, конечно, про атаки по танкам под Котельниково пишет. Только Светлый Яр - он не "южнее Сталинграда", а сильно северо-западнее, до Котельниково далековато. Это зона действий 17 ВА. А 7-й гв.шап, как везде пишут, был в 4-й ВА, которая на Кавказе воевала. Тоже до Котельникова не ближний свет..

Может правду пишет, а может "квази унофантазия", хз. Книжка художественная всё-таки..

Edited by Lofte

Share this post


Link to post
Share on other sites

... Только Светлый Яр - он не "южнее Сталинграда", а сильно северо-западнее, до Котельниково далековато...

 

Ошибочка, камрад! Светлый Яр находится к юго-востоку от Сталинграда. От него до Котельниково 150 км.

post-13026-0-16222400-1461578496_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Попробовал почитать - прям затянуло. Как-то правдиво пишет, без пафоса.

Почитал в интернетах про автора и про 7-й гвшап. Красиво он, конечно, про атаки по танкам под Котельниково пишет. Только Светлый Яр - он не "южнее Сталинграда", а сильно северо-западнее, до Котельниково далековато. Это зона действий 17 ВА. А 7-й гв.шап, как везде пишут, был в 4-й ВА, которая на Кавказе воевала. Тоже до Котельникова не ближний свет..

Может правду пишет, а может "квази унофантазия", хз. Книжка художественная всё-таки..

Автор Чернец И.А., мемуары, , ГСС (был лишён звания) , горел в Иле, сидел в лагере (долго),  вряд ли будет придумывать. 

Edited by =BW=Kuznechik

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ошибочка, камрад! Светлый Яр находится к юго-востоку от Сталинграда. От него до Котельниково 150 км.

 

А, точно!) Просто езжу часто по М6, точно помню что где-то был указатель на какой-то Светлый Яр (и он есть - это посёлок где-то между Новоанненским и Михайловкой).

В Красноармейском редко бываю и плохо там знаю что где)

Только всё же как 7 гв.шап попал теперь в 8 ВА?

Share this post


Link to post
Share on other sites

...Только всё же как 7 гв.шап попал теперь в 8 ВА?

 

7 ГШАП. С мая1942 г.входил в состав 230 ШАД . С конца апреля по 11.05.44 г. в период боев за освобождение Севастополя 230 ШАД  временно входила в состав 8 ВА.

post-13026-0-27153800-1461582526_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

7 ГШАП. С мая1942 г.входил в состав 230 ШАД . С конца апреля по 11.05.44 г. в период боев за освобождение Севастополя 230 ШАД  временно входила в состав 8 ВА.

 

С "конца апреля" какого года? Из контекста я понимаю что 1944. А "Зимняя гроза" - 12.1942.

Share this post


Link to post
Share on other sites

С "конца апреля" какого года? Из контекста я понимаю что 1944. А "Зимняя гроза" - 12.1942.

 

С 22.05.42 - 04.44 230 ШАД входила в состав 4 ВА  а с конца апреля 1944г. она (230 ШАД), как писалось выше, временно входила в состав 8 ВА.  На период операции "Зимняя гроза" в декабре 1942г. 4 ВА, ну и соответственно 230 ШАД входили в состав Закавказского фронта.

Edited by =K=Gunther

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


×
×
  • Create New...