Jump to content

"Битва за небо Кубани. 1943 г.", книга 2020 г.


Recommended Posts

Купил недавно на литресе книжку про БЗК - "Битва за небо Кубани. 1943 г.", Дмитрий Дёгтев, Дмитрий Зубов, Сергей Богатырев (Дегтев и Зубов купили БзК?:)

В принципе это читабельнвя хроника с описание событий день за днем. Есть описания боев и сравнение данных по потерям обоих сторон.

Если кто-то читал - делитесь мнениями..

 

kuban1943.png.dd4859f540cedf957c019d7c77c6576a.png

 

Edited by Lofte
  • Thanks 1
Link to post
Share on other sites

Моё мнение положительное, своих 200 руб однозначно стоит.

Ниже отрывок чтобы можно было составить впечатление (и на литресе тоже вроде что-то есть).

 

Скрытый текст

 

«Над полем боя было одновременнодо 300 самолетов противника»

 

27 мая.

 

Ночью  группа  АДД  выполнила  120  вылетов,  снова  попытавшись  уничтожить  немецкие аэродромы (ударам подверглись Керчь-2, Мелитополь, Багерово, Анапа), и бомбила портТемрюк.  А  специально  подготовленная  четверка  «ночников»  Ил-2  из  502-го  ШАП  в  03.17совершила повторный налет на аэродром Гостагаевская.

Море  немного  успокоилось,  и  доставка  грузов  на  Малую  землю  возобновилась.  В эту ночь суда перевезли туда 66 тонн грузов, 301 бойца, 21 ишака, 2 танка, 3 установки РС и одно76-мм орудие.

С  раннего  утра  советская  авиация  продолжила  наносить  удары  по  частям  17-й  армии.В  05.40–06.40  восемнадцать  Ил-2  из  103-го  ШАП  в  сопровождении  шестнадцать  ЛаГГ-3 и два Ла-5 из 249-го ИАП совершили налет на окрестности высоты 121,0. Целями полков 230-й ШАД в этот день были позиции немецких войск в районе Плавненского и юго-восточных окраин  Киевского.  Во  время  штурмовки  группа  из  четырех  «мессеров»  пыталась  атаковатьИл-2, но плотным огнем воздушных стрелков и действиями истребителей они были отогнаны.На обратном пути навстречу случайно попался одиночный Ме-110. Старший сержант Богачоват аковал его лоб в лоб и сбил. По показаниям летчиков, самолет упал северо-западнее Троиц-кой. Это была первая воздушная победа Александра Богачева, который начал службу в полкув декабре 1942 г.

Примерно в это же время над немецкими позициями появились группы «черных смертей»из 190-го, 502-го и 618-го ШАП. Они бомбили и обстреливали окрестности Арнаутского, Мол-даванского, высоты 103,5 и 114,1 и балку Мекерстук.

Боевая работа 298-го ИАП снова началась рано. В 05.40–06.55 восемь «аэрокобр» (лет-чики Новиков, Луканцев, Дрыгин, Лиховид, Муравьев, Иванов, Бочаров и Климанов) выпол-нили задание по прикрытию своих войск в районе Подгорный – Экономический – Садовый– Киевское. Немецкие летчики также вставали спозаранку. Поэтому в заданном районе нашии стребители  провели  короткий  бой  с  шестью  Bf-109,  в  результате  которого  был  поврежден Р-39 бортовой «22» старшего лейтенанта Луканцева.

Уже  в  06.10  на  смену  первой  группе  вылетела  следующая  восьмерка  (бортовые  No  40,37, 38, 39, 32, 17, 30 и 11), которые пилотировали летчики Вишневецкий, Орлов, Комельков,Степанов, Шапошников, Бабенов, Семенишин и Вильямсон. Впрочем, Вильямсон и Бабенов подвели товарищей. Оба летчика забыли включить генераторы и спустя 10 минут вернулись на базу. В итоге полет к цели продолжили только 6 «аэрокобр». Вот как последующие события описывал журнал боевых действий полка: «В район прикрытия последовательными группами по 6–8 самолетов пришли до 30 самолетов Х-11182. В районе прикрытия Аэрокобры атаковали 3 группы бомбардировщиков. В результате атак капитан Вишневецкий на встречной атаке сверху в лоб сбил ведущего одного звена. Х-111 свернулся, перешел в штопор и што-пором стал падать. Падение никто не наблюдал, т. к. все вели бой, атакуя другие группы бомбардировщиков. После атак по 3 группам бомбардировщиков группа вела бой с истребителями прикрытия, которых было до 10 самолетов. В результате боя майор Семенишин сзади с хвоста сбил одного Ме-109. Ме-109 беспорядочным падением упал западнее Киевское 8—10километров.82 Так в документе.
"Падение наблюдал и подтверждает капитан Шапошников (Шапошников был напарник Семенишину). Младший лейтенант Орлов после атаки группы бомбардировщиков увидел внизу на Н-1200 м 3 Ме-109. Орлов атаковал их и завязал с ними бой. На вираже Орлов зажег одногоМе-109. Горящий Ме-109 упал северо-западнее Молдаванское в 3 км. Падение наблюдали иподтверждают Комельков, Вишневецкий. Связь работала хорошо".

Отметим,  что  наши  летчики  почти  всегда  докладывали  о  том,  что  атакованный  и «зажженный»  самолет  непременно  падал  на  землю,  причем  рядом  с  местом  боя.  Хотя  даже собственная статистика потерь показывала, что случаи с отвесным и беспорядочным падением в действительности были редкостью. Как правило, поврежденные и подбитые в бою машины какое-то время летели, снижались, а уже потом совершали вынужденные посадки либо падали вдали от места боя. Но в таком случае, согласно советским законам, вражеский самолет обозначался лишь «подбитым», наблюдать за падением вдали от места боя (особенно учитывая малый радиус действия наших истребителей) не было возможности, поэтому в случае правдивых  рапортов  большинство  побед  попросту  не  было  бы  засчитано  «сталинским  соколам».Таким образом, сама по себе порочная система учета сбитых самолетов (путем сбора показаний с остальных летчиков и от наземных войск) провоцировала наших летчиков на откровенный обман.

В 07.50 к патрулированию в районе Киевского – Экономического подключились шесть Р-39  (летчики  Тетерин,  Чесноков,  Старчиков,  Никитин,  Малин  и  Торбеев)  из  16-го  ГИАП.Однако, полетав около 40 минут в заданном районе, гвардейцы немецких самолетов не встретили, а видели лишь, как советская артиллерия вела огонь по западным окрестностям Киев-ского,  а  вдалеке  на  юге  (в  районе  Новороссийска)  виднелись  мирно  барражирующие  пары немецких истребителей. В 09.00 группа вернулась на базу.

В 08.20 на прикрытие войск 37-й армии в районе Подгорного – Экономического – Садового  и  Киевского  вылетела  третья  группа  истребителей  из  298-го  ИАП  (бортовые  No  20,  28,23,  26,  16,  14  и  11),  которые  пилотировали  летчики  Новиков,  Дрыгин,  Лиховид,  Муравьев,Бочаров, Климанов и Луканцев. При этом Бочаров и Лиховид вынуждены был вернуться на  аэродром из-за технических неисправностей. В 08.30 в районе Экономического «аэрокобры» встретились  на  высоте  4500  м  с  четырьмя  «мессершмиттами»  и  вступили  с  ними  в  бой.  Вовремя выполнения виражей высота постепенно снизилась до 3000 м, где к «карусели» присоединились два «спитфайра» из 57-го ГИАП. Пилоты Р-39 видели, как один из них был сбит и перешел в штопор, после чего на высоте 2300 м из истребителя выпрыгнул летчик, приземлившийся на советской территории к востоку от Плавненского. Правда, потерь «спитфайров» в 57-м ГИАП в этот день не зафиксировано.

Во время боя с наземной станции наведения был получен приказ атаковать находившиеся внизу немецкие бомбардировщики. Капитан Дрыгин и старший лейтенант Муравьев вышли из боя и спикировали вниз. Однако, как это нередко бывало, наши летчики увидели огромные столбы разрывов от уже сброшенных бомб и удаляющиеся на запад Ю-88. При этом Р-39 бортовой «28» Дрыгина был атакован «мессершмиттом», в результате чего из области мотора показалось пламя. Опытный летчик резким пикированием сумел сбить огонь и вернуться на базу.

Хотя  в  журнале  боевых  действий  полка,  как  обычно  в  таких  случаях,  было  указано,что «задание выполнено», наземные войска в очередной раз прикрыты не были. Сообщения о  появлении  над  линией  фронта  немецких  бомбардировщиков  и  штурмовиков  почти  всегда поступали  в  тот  момент,  когда  те  уже  заходили  на  цель  или  сбрасывали  бомбы.  Поэтому  в лучшем  случае  советские  истребители  успевали  атаковать  их  во  время  бомбежки,  а  чаще всего,  когда  они  уже  уходили  на  свою  территорию.  При  этом  длительное  преследование  не практиковалось, а за территорию относительно небольшого по площади немецкого плацдарма наши летчики никогда не вылетали (в лучшем случае доходили до Темрюка). Таким образом,атаки  ударных  самолетов  противника  почти  всегда  осуществлялись  только  непосредственно над  целью,  остальное  время  полета  они  могли  чувствовать  себя  в  полной  безопасности.  Ну а бить «юнкерсы» и «хейнкели» над прикрываемой территорией, как правило, мешали «мессеры»...

В 10.20 на задание по прикрытию войск 37-й армии вылетела уже четвертая группа истребителей из 298-го ИАП. Восемь Р-39 (бортовые No 30, 38, 32, 37, 40, 17, 11 и 39) пилотировали летчики Семенишин, Комельков, Шапошников, Орлов, Вишневецкий, Бабенов, Вильямсон и Степанов. Прибыв в заданный район на высоте 7000 м, они увидели ниже себя четверкуBf-109. «Аэрокобры» завязали бой, но в разгар его от позывного «Лисица-1» пришло сообщение, что внизу немецкие бомбардировщики и штурмовики с малой высоты «обрабатывают»наши войска. Спикировав вниз, летчики увидели группу Ю-87 и Ме-110, которые бомбили и обстреливали  позиции  37-й  армии.  При  этом  «сто  десятые»  выстроились  в  широкий  круг  и время от времени пикировали до бреющего, ведя огонь по танкам. В действительности это, по всей видимости, были не Ме-110, а штурмовики Hs-129. По немецким данным, в течение этого дня самолеты из «противотанковой» 8.(Pz) /Sch.G.1 выполнили более 50 боевых вылетов.Бой на малых высотах длился около 30 минут. При этом майор Семенишин сбил один Ме-110,  а  второй  «вогнал  в  землю».  «Самолет врезался в землю южнее Ленинский (майор Семенишин даже не стрелял в него, и самолет погиб в результате трусости летчика», –сообщалось в рапорте. После этого летчик завязал бой с прикрывающими «мессершмиттами»и также «вогнал в землю» ведущего одной из пар. Одновременно с этим капитан Вишневецкий сбил Ю-87, который упал в районе поселка Гоголя. Его ведомый младший лейтенант Орлов сбил еще один «лаптежник», который упал там же (впоследствии ведущий и ведомый взаимно подтвердили победы друг друга). А вот капитан Шапошников на высоте всего 100 м атаковал«Ю-88СВ6. По докладу летчика, у самолета выпали шасси, после чего он с левым креном упал  западнее  Русского.  Лейтенант  Комельков  также  на  малой  высоте  в  одиночку  вел  бой  с Ме-109Г и сбил его.

В конце боя «Лисица-1» сообщила, что на высоте 3000 м подходит новая группа Ю-88 в составе 18 штук. Однако перехватить их «аэрокобры» не успели, «юнкерсы» сбросили бомбы на советские войска и ушли на запад. В бою были повреждены Р-39 бортовой «37» младшего лейтенанта Орлова (прострелены бензобаки, треснуло бронестекло), бортовой «32» Шапошникова (пробита рация) и бортовой «17» Бабенова (пробиты руль глубины, стабилизатор, фюзеляж, рация и посадочные щитки).

По  итогам  боя  майору  Семенишину  были  засчитаны  сразу  3  личные  победы  (включая«вогнанные в землю»), а всего он одержал в течения дня 4 победы (два Ме-110 и два Ме-109). Кстати, это был самый результативный боевой день летчика за всю войну. Лейтенанту Михаилу Комелькову, несмотря на то что падение сбитого им на бреющем Ме-109 никто не видел, также была засчитана очередная – 11-я личная победа. Капитану Вишневецкому засчитали в течение дня 2 личных победы, ставшие 10-й и 11-й в его послужном списке.

В 11.15 на прикрытие войск 37-й армии вылетела очередная шестерка «аэрокобр» (пары:Покрышкин – Табаченко, Речкалов – Чистов и Лукьянов – Чесноков) из 16-го ГИАП. В районе Киевского гвардейцы встретили группу из шести Ме-109 и сразу же ринулись в атаку, которая, впрочем, закончилась довольно плачевно. Был подбит Р-39 гвардии младшего лейтенанта Табаченко. Летчик получил сквозное рулевое ранение в плечо, с трудом дотянул до аэродрома Краснодар, где совершил аварийную посадку. В тяжелом состоянии летчика отправили в госпиталь,  и  он  на  несколько  месяцев  выбыл  из  строя.  Отметим,  это  был  уже  третий  ведомый,потерянный Покрышкиным во время битвы за Кубань. Также был сбит Р-39 гвардии младшего лейтенанта Чеснокова, который так же был тяжело ранен. В почти бессознательном состоянии летчик совершил вынужденную посадку на брюхо в районе Могукаровского. Чеснокова отправили в госпиталь, где ему ампутировали руку. Впоследствии он был комиссован.

В 14.30 на очередное задание по прикрытию своих войск в районе Киевское – Экономический – Садовый – Молдаванское отправились 8 «аэрокобр» (бортовые No 20, 40, 26, 23,11, 27, 16 и 14) из 298-го полка, которые пилотировали летчики Новиков, Дрыгин, Муравьев,Лиховид, Луканцев, Иванов, Бочаров и Климанов. Правда, последний вынужден был вернуться обратно из-за замыкания в электропроводке. В районе Подгорного на высоте 5000 м навстречу пронеслись 6 «мессершмиттов», что положило начало затяжному воздушному бою. При этом к немцам подошла подмога в виде еще шести Bf-109, а к нашим присоединились восемь Р-39(летчики Крюков, Тищенко, Старчиков, Никитин, Малин, Торбеев, Лукьянов и Семенов) из16-го ГИАП, а потом еще одна группа «аэрокобр» из 45-го ИАП. Бой на виражах и вертикалях длился в течение получаса, при этом ни один из летчиков 298-го полка не заявлял о победе.Зато они видели, как был сбит истребитель из 45-го полка, его пилот выпрыгнул с парашютом и приземлился юго-восточнее Плавненского.

Пилоты  16-го  ГИАП  доложили  о  4  сбитых  Ме-109,  которые  были  записаны  штурману полка Герою Советского Союза гвардии майору Крюкову (юго-западнее Молдаванской),Лукьянову (восточнее Киевского), Старчикову (западнее Мелеховского) и Малину (юго-западнее Молдаванской). Но и для гвардейцев бой закончился неудачно. Был сбит Р-39 гвардии сержанта Василия Тищенко, который погиб. Василий Семенов во время боя был вызван по радио с неизвестно откуда появившегося одиночного Як-1 – «Кобра номер 15, здоров!» – после чего он был подбит и совершил аварийную посадку на первый попавшийся аэродром. Снова возникла версия, что Як пилотировал немецкий пилот, говорящий по-русски, или же вовсе наш летчик-предатель! Р-39 гвардии младшего лейтенанта Никитина был сбит, летчик выпрыгнул с парашютом и приземлился на советской территории. В общем, на базу вернулось только 5 «аэрокобр» из 16-го полка.

В  16.45  в  тот  же  район  вылетела  следующая  восьмерка  (пары:  Крюков  –  Старчиков,Покрышкин – Тетерин, Речкалов – Чистов и Малин – Торбеев) из 16-го ГИАП. Зайдя к Киевскому с северо-запада на высоте 6000 м, истребители встретили несколько пар «мессершмиттов» и вступили с ними в бой. Однако немцы, как это часто бывало, геройствовать не стали,несколько раз атаковали «аэрокобры» снизу-сбоку с последующим уходом в облака. Тем временем станция наведения «Лисица-1» дала команду всей группой снизиться до высоты 3500 м, где шел воздушный бой с бомбардировщиками. Спикировав, летчики увидели группу Хе-111,которая уходила на запад после очередной бомбардировки позиций 37-й армии. Гвардии старший лейтенант Малин сбил один «хейнкель», который упал в 5 км севернее Джигинского. Этот факт под роспись подтвердили Покрышкин и Торбеев. В 17.55 истребители вернулись в Поповическую.

С высокой долей вероятности победа Малина находит подтверждение, хотя надо учитывать, что в том же районе действовали и другие группы советских истребителей. В 17.45 (15.45по  берлинскому  времени)  во  время  налета  на  Благодарный  и  занятую  советскими  войскамичасть Мелеховского (Quadrat 86777) был сбит двумя истребителями Не-111Н-6 W. Nr. 4890«1G+MH» оберфельдфебеля Альфреда Кюхна из 1-й эскадрильи KG27 «Бёльке». Другие экипажи видели, как «хейнкель» резко накренился вперед и горящим пошел к земле. При этом по крайней мере один из летчиков успел выпрыгнуть с парашютом над советской территорией. Весь экипаж в составе Кюхна, штурмана унтер-офицера Александера Шаферса, бортрадистаунтер-офицера Хорста Веквертха, бортмеханика оберефрейтора Фридриха Бреннера и борт-стрелка ефрейтора Карла Диттмара был объявлен пропавшим без вести.

Этот день для 16-го ГИАП стал во всех отношениях неудачным. Выполнив 33 боевыхвылета, он доложил о 5 сбитых самолетах при собственных боевых потерях в пять Р-39. Крометого,  во  время  облета  отремонтированного  Р-39  «4228985»  в  районе  аэродрома  сорвался  в штопор и разбился адъютант 1-й эскадрильи гвардии младший лейтенант Иван Степанов, насчету которого на тот момент было 8 побед. Летчик был тяжело ранен и вскоре умер в госпи-тале. Еще одну «аэрокобру» во время аналогичного облета разбил Алексей Черников, правда,сам летчик не пострадал. Таким образом, погибло 2 летчика, еще 2 получили серьезные ране-ния и выбыли из строя. Эти показатели не очень соответствовали статусу гвардейской части...

В 18.30 298-й ИАП выполнил последний – 6-й групповой вылет на прикрытие войск 37-й армии. На сей раз сразу две машины преждевременно вернулись на базу из-за техническихнеполадок, и полет в заданный район продолжили пять Р-39 (бортовые No 31, 16, 38, 39, 32,11,  26  и  27),  которые  пилотировали  летчики  Вишневецкий,  Орлов,  Комельков,  Муравьев  и Иванов. На сей раз небо в районе позиций 37-й армии оказалось чистым, немецких самолетовв ходе 40-минутного барражирования замечено не было. Всего же в этот день полк выполнил39 вылетов, при этом только на счету Муравьева было 4, Новиков, Луканцев, Дрыгин, Вишне-вецкий, Орлов и Комельков сделали по 3. Таким образом, в сравнении с предыдущим днеминтенсивность боевой работы полка заметно снизилась.

А вот 249-й ИАП пока продолжал действовать с прежней интенсивностью. В 18.50–19.02группа в составе пятнадцать ЛаГГ-3 (летчики Карпизенко, Кистаев, Тарасов, Онопченко, Крю-ков, Крючков, Кулагин, Бережной, Подалюк, Могильницкий, Мосягин, Семовских, Гришаев,Косарев и Богачев) и двух Ла-5 (Слупский и Сазонов) вылетела на сопровождение 24 – Ил-2 из 103-го и 210-го ШАП. На сей раз целью «черных смертей» были высота 103,3 и населен-ный пункт Ольховский. Над немецкой территорией половина эскорта ввязалась в воздушныйбой с шестью Ме-109Ф. При этом лейтенант Георгий Слупский сбил сразу 2 истребителя (этобыли 8-я и 9-я победы летчика), еще один «завалил» младший лейтенант Василий Крючков.В 19.54–20.00 истребители благополучно вернулись на базу.

В общей сложности 230-я ШАД выполнила 157 самолето-вылетов, из которых 119 при-шлись на Ил-2 и 38 на сопровождавшие их ЛаГГ-3 из 979-го ИАП. Экипажи отчитались о 15 уничтоженных орудиях, 4 танках, 3 ДЗОТах, 3 минометов, 11 автомашинах, 1 бронемашинеи  нескольких  сотнях  солдат.  С  задания  не  вернулось  3  штурмовика.  Ил-2  младшего  лейте-нанта Тасича и сержанта Готлевского из 805-го ШАП в районе Арнаутского был атакован паройBf-109, после чего его никто не видел. Другой Ил-2 лейтенанта Федина и сержанта Попова из210-го ШАП также был атакован «мессершмиттами» в районе Киевского и исчез. Ил-2 лейте-нанта Хмары и сержанта Колмогорцева из 805-го ШАП был поврежден огнем с земли и совер-шил вынужденную посадку на брюхо в 3 км севернее Марьинской. При этом во время ударау «черной смерти» отлетело одно из крыльев. Экипаж остался цел. Еще у одного Ил-2 лейте-нанта Страхова и сержанта Любимова в полете лопнул бензиновый шланг, после чего пилотас  ног  до  головы  облило  топливом.  Потеряв  на  время  зрение,  Страхов  совершил  аварийнуюпосадку на брюхо в 6 км западнее Ангелинской.

214-я  ШАД  осуществила  в  течение  дня  111  вылетов,  сбросив  на  различные  цели  373 фугасных, 225 осколочных бомб, 200 ампул с зажигательной смесью и 518 – РС-82. При этом дивизия потеряла всего один самолет – Ил-2 сержанта Творогова и младшего сержанта Щиголиткина был сбит прямым попаданием зенитного снаряда.

Несмотря на отчаянные усилия советских истребителей и «дерзость», переломить воз-душное сражение в свою пользу не удалось. Советские наземные наблюдатели зафиксировалирекордное количество самолето-пролетов немецкой авиации – почти 2700! Из них 2,5 тысячипришлось по позициям 37-й и 56-й армий (только на боевые порядки последней было сбро-шено  до  5000  фугасных  и  осколочных  бомб).  «37 армия. Части армии, начав наступление,встретили непрерывные контратаки противника и подвергались массовым атакам авиации,понесли большие потери, – сообщал журнал боевых действий СКФ. – 55 Гв. СД в результате упорного боя захватила высоту 121,4, понеся свыше 50 % потерь 84... 56 армия. Возобновивнаступление, части армии, скованные огнем противника и парализованные непрерывной бом-бардировкой вражеской авиации, понесли большие потери и продвижения не имели... Авиациянепрерывно бомбила боевые порядки 37А и 56А. В отдельные периоды боя над полем боя былоодновременно до 300 самолетов противника». Так, позиции 145-го и 159-го стрелковых пол-ков,  оборонявшие  занятый  днем  ранее  опорный  пункт  Подгорный,  начиная  с  06.00  подвер-гались ударам штурмовиков, затем были дважды атакованы немецкой пехотой и танками и витоге  выбиты  из  хутора.  Некоторые  роты  и  полки  37-й  и  56-й  армии  вследствие  авиаударовбыли  выведены  из  строя  практически  полностью  за  один  день.  «От авиации противника заодин бомбоудар, произведенный 80—100 самолетами по району Горищный, был уничтоженвесь личный состав одной стрелковой роты 32 гв. СД, – гласило еще одно донесение штаба37-й армии. – Части 55 гв. СД понесли потери свыше 50 %».

Эффективность  действий  люфтваффе  в  этот  день  признавал  и  командующий  56-йармией Андрей Гречко: «Имея более чем полуторное превосходство в силах, немецкая авиациявременно захватила инициативу действий в воздухе. Гитлеровцы поддерживали контратакисвоих наземных войск группами авиации по 50—100 самолетов. Сохраняя господство в воздухе,в течение дня гитлеровская авиация совершила 2658 самолето-пролетов. В воздухе и на земледля нас создалась сложная обстановка. Наступление и особенно маневр наших войск на полебоя в дневное время затруднялись из-за непрерывных атак авиации противника. Уже в первыйдень наступления выявились недостатки в действиях наших истребителей по отражениюмассированных налетов вражеской авиации. Нередко они ввязывались в бой с истребителямипротивника и пропускали в наш тыл его бомбардировщики». После такой невиданной авиаци-онной поддержки уже на второй день очередное по счету советское «решающее наступление»на Кубани полностью захлебнулось. На фронте 9-й армии немцы также потеснили наши войскав плавнях, заняли высоту 0,2 и восстановили ранее утраченные позиции по «Голубой линии».

Танковые части, поддерживавшие наступление, снова понесли серьезные потери – 15 танков, из которых как минимум 4 (в том числе 2 КВ) были уничтожены немецкой авиацией. Врезультате в 6-м гвардейском танковом полку осталось всего 2 машины, в остальных – по 12–14 единиц, которые в основном использовались в качестве САУ (вели огонь с места).

Всего  ВВС  СКФ  выполнили  1363  самолетовылета  и  заявили  о  48  сбитых  самолетах.По  другим  данным,  одних  только  сбитых  Ме-109  было  заявлено  свыше  50!  «Героями  дня»,помимо уже упоминавшегося майора Семенишина из 298-го ИАП, стали Василий Конобаев из291-го ИАП, сбивший сразу три Ю-87 в районе Молдаванского (это были 10-я – 12-я личныепобеды летчика) и его однополчанин Александр Лавренов, сбивший в районе Киевское – Мол-даванское два Ю-87 и один Ме-109 (это были его 11-я – 13-я личные победы). Сразу о 8 сбитыхсамолетах доложил 42-й ГИАП. Николай Глядяев сбил ФВ-190 в районе Киевского, Иван Гор-бунов – Ме-109 и Хе-111 (в районе Батарейного), Василий Исаев – Ме-109 (Киевское), ФедорКалугин – Ме-109 (Киевское), Григорий Павлов – Ме-109 и ФВ-190 (Самсоньевский, Молда-ванское), а Николай Печеный – Ме-109 (Трудовой). На счету 402-го ИАП было 7 побед. Николай Дугин, Виктор Куликов, Владимир Егорович, Георгий Балашов, Олег Макаров и Николай Павлушкин сбили по одному «мессершмитту» в районе Киевского, а Акоп Манукян – Хе-111 втом же районе. Результативным оказался день и для 4-го ИАП. Виктору Куницыну были запи-саны сбитые в районе Киевского и Молдаванского Ме-109, 1/3 Ме-109 и Хе-111, ВячеславуЛещенко – Хе-111 в районе Киевского (это была 14-я личная победа летчика), Ивану Степаненко – Ме-109 и Хе-111 в районе Киевского (это были 9-я и 10-я личные победы известногоаса, имевшего на счету также 8 групповых побед). Очередные победы одержали братья Глинкаиз 45-го ИАП. Борис сбил сразу два Ме-109 в районе Гладковского и Киевского, а Дмитрий Ю-87 и Ме-109 в районе Киевского. В 43-м ИАП отличились Николай Бородин (сбил Ме-109над Греческим), Иван Кузнецов (сбил ФВ-189 севернее Первомайской) и Спартак Маковский(сбил Ме-109 над Киевским). В 274-м ИАП победами отметились Анатолий Железников (сбилЮ-88 западнее Крымской), Герман Макаров (сбил Ю-88 в районе Киевского) и Николай Мар-кин (сбил Ме-109 над Киевским).
Сергею  Моргунову  из  15-го  ИАП  были  записаны  сразу  две  победы  (Ю-88  и  Ме-109  врайоне  Киевского),  а  его  однополчанину  Виктору  Сувирову  –  одна  (Ме-109  над  Киевским).Владимир  Вереникин  из  236-го  ИАП  сбил  Ме-109,  а  Василий  Воронюк  из  того  же  полка  –Хе-111. Еще один Хе-111, сбитый лично и один в группе (в районе Киевского), засчитали Василию Гущину из 293-го ИАП, а его однополчанин Виктор Нагорный сбил «хейнкель» в районеИльичевского (это была 15-я личная победа летчика). Кроме того, на сбитый в районе Благо-дарного  Хе-111  претендовал  Василий  Князев  из  88-го  ИАП.  Виктор  Савин  из  291-го  ИАП,Павел Тарасов из 812-го ИАП и Сергей Мартынов из 57-го ГИАП сбили каждый по одномуМе-109 в районе Киевского.

В действительности в этот день не зафиксировано ни одной потери Bf-109 на Кубани! Зато серьезные потери опять понесли немецкие штурмовики и бомбардировщики. Зенитным огнем были сбиты два Hs-129B-2 W. Nr. 0364 «J» и W. Nr. 0373 «N» из 8.(Pz) /Sch.G1. Еще один Hs-129B-2 W. Nr. 0412 был подбит и тяжело поврежден при аварийной посадке в районеКерчи. Кроме того в районе Киевского истребители сбили штурмовик FW-190A-5 W. Nr. 5908белая  «W»  лейтенанта  В.  Остера  из  5./Sch.G1.  Летчик погиб. По нашим данным, его сбила пара Як-1 лейтенанта И.И. Логинова и младшего лейтенанта Г.И. Чуракова из 291-го ИАП.

Помимо уже упоминавшегося Не-111 из KG27, пропал без вести Не-111Н-16 W. Nr. 8168 из 8-й эскадрильи KG55 «Грайф». Еще один – He-111H-6 W. Nr. 7158 «G1+BN» из 4./KG55 упал на немецкой территории. 4 члена его экипажа погибли, и только одному удалось спастись, выпрыгнув с парашютом. В 17.20 над морем в районе Малой земли был сбит Не-111Н-16 W.Nr. 8168 из 8./KG4 «Генерал Вефер». Три члена его экипажа пропали без вести, а вот унтер-офицер Конрад Брандт был найден и взят в плен нашим катером (по другим данным, Брандтсам  приземлился  на  плацдарм  на  парашюте.  Правда,  на  допросе  летчик  почему-то  назвалсяХансом Цейфером, хотя честно признался, что служил в 8-й эскадрилье KG4, которая базиру-ется на аэродроме Саки. Также он рассказал, что остальные две группы эскадры находятся нааэродроме Орел. И все это (кроме его имени и фамилии) соответствовало действительности.

Свои потери составили 13 машин. Помимо уже упоминавшихся «аэрокобр» были сбиты Як-1Б  из  812-го  ИАП  (младший  лейтенант  И.Н.  Мартыненко  ранен,  но  спасся,  выпрыгнувс  парашютом),  ЛаГГ-3  из  267-го  ИАП  (младший  лейтенант  Дмитрий  Тормахов  был  тяжелоранен и надолго выбыл из строя), И-16 из 975-го ИАП (старший сержант Л.И. Крылов погиб). Врайоне Киевского был сбит Як-7Б из 42-го ГИАП (младший лейтенант Ф.Н. Круговой погиб),в районе Неберджаевской – Як-7Б из 43-го ИАП (старший лейтенант Д.Д. Белячков погиб), ав районе Славянской – ЛаГГ-3 из 88-го ИАП (старший сержант В.А. Матасов погиб).

Во время атаки шесть Ил-2 из 8-го ШАП ВВС ЧФ на немецкий конвой «Kleiner Bär-97» была  тяжело  повреждена  артиллерийская  БДБ  AF-24  (F-328A),  которая  затонула  в  3  милях восточнее мыса Железный Рог.

 

Пара картинок (они вторичные, к сожаланию)

pics.thumb.png.071f063b29df70a1fcfd46b9f09028fc.png

 

Edited by Lofte
  • Like 2
  • Thanks 1
Link to post
Share on other sites
  • 4 weeks later...

Скопипастю свой отзыв: Книга небезынтересная. Собраны данные о боевой деятельности из ЖБД советских авиационных соединений участвовавших в битве за Кубань. Хотя и не про все части есть подробная информация. Есть данные о немецких потерях, в т.ч. и по их источникам. Присутствуют мемуарные цитаты. Несколько не хватает сведённых в таблицу данных по количеству наличной, в т.ч. исправной техники, потерям за каждый период. Ну и желание авторского коллектива развенчать все пропагандистские штампы зачастую приводит к тому, что тон повествования сваливается в другую крайность. Но данными которые есть в книге, это пользоваться не мешает. Тем более, что по этому периоду другие исследования на русском языке найти не так просто.

 

Других книг с этим материалом мне не попадалось, поэтому вполне можно пользоваться этой, как отправной точкой.

Link to post
Share on other sites
  • 4 weeks later...

Вот ещё : боевая работа 16ГИАП в1943-1945г. Действия полка в период Кубанского сражения описаны по дням,по часам и иногда по минутам . Есть на Литресе (199₽), автор проделал огромную работу с архивным материалом. И хотя какой-то уклон в сторону «развенчания мифов и т.д.» присутствует всё равно рекомендую, я вот реально узнал много нового.

3D7BBECB-7C43-4387-B3D0-D8798384781B.jpeg

  • Like 1
  • Upvote 1
Link to post
Share on other sites
29.11.2020 в 12:51, Lofte сказал:

Пара картинок (они вторичные, к сожаланию)

pics.thumb.png.071f063b29df70a1fcfd46b9f09028fc.png

Дядьки, кто спец по ЛаГГам? Я правильно вижу, что на фотографии какой-то уж больно ранний для Кубани ЛаГГ?

Link to post
Share on other sites
11 минут назад, CCCP сказал:

Дядьки, кто спец по ЛаГГам? Я правильно вижу, что на фотографии какой-то уж больно ранний для Кубани ЛаГГ?

По моему 4-й серии.

Link to post
Share on other sites

Не знаю, не спец, но фота эта идентифицируется в интернетах, как 29-я серия в период с осени 42-го по весну 43. Кубань.

http://ava.org.ru/iap/269.htm

И раз до лета 43-го можно встретить упоминание про использование на Кубани И-153, то и ЛаГГ совершенно не обязаны быть крайних серий.

 

Link to post
Share on other sites
1 час назад, =2ndss=SAMARA- сказал:

По моему 4-й серии.

Для четвёртой капоты над движком точно не годятся, а вот выхлопные патрубки смутили сперва)

35 минут назад, FoxbatRU сказал:

Не знаю, не спец, но фота эта идентифицируется в интернетах, как 29-я серия в период с осени 42-го по весну 43. Кубань.

http://ava.org.ru/iap/269.htm

И раз до лета 43-го можно встретить упоминание про использование на Кубани И-153, то и ЛаГГ совершенно не обязаны быть крайних серий.

 

Да, спасибо, тут чётко видно, что ЛаГГ 29-й серии как у нас в Иле. Соответсвенно вопросов больше не имею - вполне нормальной "свежести" ЛаГГ для неба Кубани.

Link to post
Share on other sites
2 часа назад, FoxbatRU сказал:

И раз до лета 43-го можно встретить упоминание про использование на Кубани И-153, то и ЛаГГ совершенно не обязаны быть крайних серий.

Там ещё на И-16 по крайней мере в марте 1943 г. летали 2 полка на И-16 -  84-й и 975-й..

Link to post
Share on other sites

В очередной раз убеждаюсь тому, как было бы здорово, если б за наших добавили ранние самолёты. Теже чайки и СБ столько пустоты бы заполнили. И Яков, ЛаГГов под Московй не хватает. Карта красивейшая, а матчасти на ней кот наплакал. Хорошо хоть Хуря добавили.

  • Upvote 3
Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
×
×
  • Create New...