Jump to content

Самодельное управление. Наводчик. Т-34.


Valentin_K

Recommended Posts

Valentin_K

5.jpg

Привет танкистам и пилотам! :salute:

 

Задумался о самодельном управлении для наводчика орудия. Первоначальную задачу себе поставил - собрать максимально простые органы управления, чтобы любой заинтересовавшийся смог повторить. В целом получилось. За основу самодельного управления брал место наводчика в Т-34. Цена вопроса - 2 вечера, 2 старых мышки, деревяшки и 30 руб. на железо. В первый вечер определился с выбором танка и управления, сделал картонный макет, во второй вечер собрал рабочую альфу, протестировал. 

 

1.jpg

Скрытый текст

 

2.jpg

3.jpg

4.jpg

 

 

 

Впечатления:dance:

Если коротко, то управлять с места наводчика обычной мышкой больше нет желания. Описать можно схожими ощущениями как после мышки и клавиатуры впервые сесть за напольник,  РУД и педали. Т.е. я сел в танк. В общем у меня были подозрения, что симулятор - это 50% программная и визуальная среда, а 50% это органы управления - я для себя эту формулу подтвердил.

Целиться стало много сложнее, но теперь целишься как реальный наводчик. Наведение орудия по горизонтали осуществляется вращением левого маховика - можно им в буквальном смысле вести движущую цель сопоставив её скорость и скорость вращения. Расположение его такое, что в горизонте наводишься интуитивно. Правый маховик вертикальной наводки наоборот требует привычки и практики (в Тигре расположение лучше). Расположение обоих маховиков удобно, эргономично. У Т-34 слева от наводчика располагался ручной спуск - это нифига не удобно) Ножной спуск - самое то чувствую будет.

За счёт того, что маховики ходят чуть с усилием, можно не боятся что микродвижением собьется наведение. Стрельба стала ощущаться по другому, теперь это не контрстрайк. Танк стал в целом ощущаться более медленным, более тяжёлым. Башня теперь не летает за курсором, ты её теперь двигаешь, руками.  Особенно это ощущается на Pz. 3 с выключенным движком, когда скорость вращения маховика и орудия совпадают с озвучкой - ощущается круто. 

 

Как это работает:russian_ru: 

На оси горизонтального и вертикального устройства наведения надеты картонные цилиндры d=18 мм., одна мышь расположена датчиком горизонтально относительно оси вращения, другая вертикально. К компьютеру подключено 3 мышки - которую Виндовс и игра по умолчанию воспринимает как одну, но перехватывающую друг у друга управление. В настройках мыши (в Виндовс), во время игры, чувствительность выставляется в минимум. Обзор в процессе игры осуществляется трекиром. 

 

Из недочётов:mellow:

 

По "железу".

В целом по железу один недочёт - расположить мышки так, чтобы было чёткое движение по оси со 100% точностью не получится. Если орудие поднять вверх, а потом опустить вниз, то вертикальный прицел от первоначальной точки, хоть на несколько пикселей, но уйдёт. Аналогично для горизонта. В целом в динамике боя это не мешает.

По игре.

Тут вскрылся ворох проблем. 

1. Движение по оси Х и Y - не линейно. Т.е. один оборот маховика без зума и при разном зуме, даёт совершенно разные результаты. 

2. У наводчика Т-34 два прицела + вид от первого лица на одной кнопке - путает сильно.

3. Камера и орудие постоянно уезжают из поля зрения, что мягко говоря неестественно.

4. Отвлекающие промежуточные действия между поворотом маховика и игровым поворотом орудия  (переключись на наводчика, взгляни в прицел, прицел уехал, дождись пока вернётся в поле зрения, возьми управление орудием).

5. Переключение в режиме максимального зума на других членов экипажа зачастую сопровождается вылетами камеры за пределы корпуса

 

Заключение:)

В общем, подытожу. Не смотря на "баги" играть стало интереснее, появилась новая грань. В целом танк ощущается теперь более целостно и естественно. Ну и это пока единственное рабочее место где можно теперь себя физически почувствовать "как в танке". 

 

В планах:rolleyes:

Сделать приборы наведения более в аутентичными для Т-34, постараться соблюсти соответствующую эгрономику и расположение, ножной спуск пулемёта и орудия, горизонтальная и вертикальная настройка телескопического прицела ТМФД-7, горизонтальный и вертикальный поворот панорамного перископа ПТ-4-7, возможно рукоятку электромотора быстрого поворота башни.


Что думаете господа-товарищи? Есть идеи как можно что-то улучшить и допилить? Приветствуются любые мысли на счёт реализации танкового управления как в данный момент, на базе того что есть, так и в перспективе. 

Спасибо за внимание и участие:pilot:

  • Like 15
  • Upvote 3
Link to post
Share on other sites
Valentin_K
2 часа назад, eagle1602 сказал:

Автору видимо не очень нужно было все таки мнение со стороны. 

Почему, с интересом читаю, предложение интересное. А какие энкодеры подойдут? 

Link to post
Share on other sites

Не на правах рекламы подойдут любые из этих:

https://escor.ru/catalog/enkodery/

 

Есть со щелчком, есть без (щелчок - тактильно чувствуется один шаг энкодера изменением усилия на рукоятке (похоже на проволочный резистор)).

 

Подключать Энекодеры, это вам надо курить эту тему:

 

На самом деле ничего сложного нет. Я как человек ни разу не знакомый с радиоэлектроникой умудрился сделать руд со сдвиговыми регистрами и цифровыми бесконтактными датчиками (нисколько не хвастаюсь, а надеюсь, что мой пример пополнит ряды ММДжоеводов).

Edited by Johnet
  • Like 1
Link to post
Share on other sites
airking

Я, честно говоря, именно про энкодеры подумал, когда ты про использование мышей писал. Первая мысль была, когда увидел, как ты мыши приспособил:" а что, так тоже можно:blink:?" :biggrin:. Правильно тебе посоветовали про энкодеры и Мджой. Самое лучшее решение. И, скорее всего, проблема с уходом осей уйдёт. Надо будет только настроить шаг энкодеров(программно). К тому же, аутентично и универсально, можно сделать не для всех танков, ибо, оно разное у всех. А ещё же есть мехвод:rolleyes:.

Link to post
Share on other sites
airking
24 минуты назад, eagle1602 сказал:

 

Есть кстати и руль Ritmix Chaser на датчиках весь включая педали. Можно и его дербануть для этой цели, если уж серьёзно заморочиться. 

Руль для Тигра - самое то, не надо дербанить. Вот маньяки же:biggrin:. "Т34 против Тигра", на сегодняшний день - лучшая, я считаю. Жаль, развития не получила.

 

Кстати, раз уж тут про аутентичное место наводчика, то что же это ты, Валентин, не сделал крутилки для... как это по-правильному:scratch_one-s_head:... внесения поправок в прицел по расстоянию и влево\вправо? 

 

И ещё такой вопрос по осям мышей. А ты пробовал каждую из осей крутить по, скажем, десятку оборотов на 360градусов на поворот башни и на полный подъём\опускание ствола? Мне кажется, что при такой реализации как у тебя, трудно добиться точного попадания по расположению мышки, относительно цилиндра. То есть, добиться точной работы по оси, без смещения. Небольшое смещение не смертельно конечно, но всё же. 

 

А вообще, задача по: " ...собрать максимально простые органы управления, чтобы любой заинтересовавшийся смог повторить." выполнена. С чем я тебя и поздравляю:friends:.

 

  • Like 1
Link to post
Share on other sites
airking

Я что-то тут подумал:scratch_one-s_head:, а ведь оптические датчики мышей можно приспособить и для РУСов, РУДов, кому осей не хватает. И для рычагов/педалей, вместо осей. Да и вообще под любую ось. Валентин, где ты раньше был? Я бы не парился с датчиками Хола. Хотя с другой стороны, минусом такой реализации оси, будет непроизвольное смещение, почти наверняка.

17 минут назад, eagle1602 сказал:

 Сюда нужно для реализации таким способом старые мыши, в которых был шарик, там оси разнесены.

Да, почти готовый контролёр:good:. Одна проблема - найти такую мышь.

Edited by airking
Link to post
Share on other sites
airking

А, дык там, в такой мышке(старой), простой датчик по свету. Можно самому такой запилить, при желании. Вместо энкодера.

Link to post
Share on other sites
Swift_CCCP

Какие бы вы энкодеры не использовали 100% возврата в ту же точку при вращении туда сюда не будет.

 

Link to post
Share on other sites
mega_mozg_13
2 часа назад, Swift_CCCP сказал:

Какие бы вы энкодеры не использовали 100% возврата в ту же точку при вращении туда сюда не будет.

это же многооборотная хреновина выходит. никто не заметит что вправо накрутил 50 щелчков, а влево (назад в центр) ну пусть 45.

  • Upvote 1
Link to post
Share on other sites

а я бы сделал танковую чебурашку - немного сложнее, сильно компактнее, плюс универсальность под любые танкосимы и не только, ну и интуитивность на высоте!)

Link to post
Share on other sites
Valentin_K
22 часа назад, eagle1602 сказал:

Ещё как будет! Это лучше, чем выствлять две мыши с хирургической точностью. Давайте не будем спорить. Я тоже периодически играю в танковый симулятор и сделаю дома то, о чем тут написал. Результаты выложу позже. 

Обязательно продемонстрируйте, любопытно. 

15.08.2019 в 08:32, airking сказал:

Руль для Тигра - самое то, не надо дербанить. Вот маньяки же:biggrin:. "Т34 против Тигра", на сегодняшний день - лучшая, я считаю. Жаль, развития не получила.

 

Кстати, раз уж тут про аутентичное место наводчика, то что же это ты, Валентин, не сделал крутилки для... как это по-правильному:scratch_one-s_head:... внесения поправок в прицел по расстоянию и влево\вправо? 

 

И ещё такой вопрос по осям мышей. А ты пробовал каждую из осей крутить по, скажем, десятку оборотов на 360градусов на поворот башни и на полный подъём\опускание ствола? Мне кажется, что при такой реализации как у тебя, трудно добиться точного попадания по расположению мышки, относительно цилиндра. То есть, добиться точной работы по оси, без смещения. Небольшое смещение не смертельно конечно, но всё же. 

 

Сейчас далековато от компьютера, погрешность должна быть, аналогичная. 

Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
×
×
  • Create New...