AnPetrovich Опубликовано: 25 октября 2017 Опубликовано: 25 октября 2017 Всем привет! По следам очередного детективного расследования в поисках исторической истины захотелось поделиться с комьюнити "типичной проблематикой" и предложить решить ребус... Мы (разработчики) довольно часто сетуем на тот факт, что в открытом доступе очень много противоречивой информации о технических характеристиках самолётов, которые мы виртуально воссоздаём. Более того, регулярно и очень много приходится сталкиваться с несостыковками информации в технических отчётах (что уж говорить о мемуарах). Часто противоречивая информация содержится буквально на соседних страницах одного и того же документа - я за свою инженерную практику встречал такое много раз, даже в современной конструкторской документации по современным самолётам. А иногда бывает и так, как в нижеследующем примере - несостыковки присутствуют прямо на одном и том же листе технического отчёта. Вашему вниманию представлена страница из "Отчёта по контрольным испытаниям серийных самолётов Як-7Б № 2241 с форсированным мотором М-105ПФ и №2203 с мотором М-105ПА производства завода №153", НКО СССР НИИ ВВС, утверждённого 23.07.1942г. Всем заинтересованным предлагается попробовать свои силы: 1) В поиске очевидных ошибок. 2) В расчёте горизонтальных плеч (по оси ОХ ССК) в центровочной схеме для следующих компонентов: а) лётчик с парашютом + масло б) БК в) 100% топлива г) 15% топлива За начало координат для удобства предлагаю принять переднюю точку САХ крыла. Длина САХ: 1930 мм, установочный угол крыла 0°. Найденные плечи должны удовлетворять центровкам во всех представленных вариантах загрузки. Про противокапотажный угол и вертикальные координаты ц.м. я даже не заикаюсь, там ещё веселее... Данная задачка является очень хорошим и показательным примером того, с какими проблемами сталкиваются разработчики тру-симуляторов практически каждый день... 9
AnPetrovich Опубликовано: 25 октября 2017 Автор Опубликовано: 25 октября 2017 А, ну и когда в результате решения п.2 вдруг подумается, что ошибка, видимо, найдена, и центровка не совпадает только в одной строке - предлагаю ознакомится со следующей страницей этого же документа: 5
Wolf_just_wolf Опубликовано: 26 октября 2017 Опубликовано: 26 октября 2017 (изменено) Ну очевидная ошибка - строка с боезапасом но без бензина. Там откуда-то лишние 200 кило БК взялись. Разве что посчитан пилот и масло как неотъемлемая часть (что в общем логично) , но даже тут не совпадает на насколько кило. Изменено 26 октября 2017 пользователем Wolf_just_wolf
DeadlyMercury Опубликовано: 26 октября 2017 Опубликовано: 26 октября 2017 (изменено) Почему, там все правильно. Это пустой + масло + бк + пилот или полный - бензин. Я вижу расхождения на 1-2 кг по табличке. https://docs.google.com/spreadsheets/d/1FYWogOcd5ZcnTHH1E8JEfJNTp_-px8EPutkDeVdykZM/edit?usp=sharing Видимо надо центровку считать) Изменено 26 октября 2017 пользователем DeadlyMercury
Wolf_just_wolf Опубликовано: 26 октября 2017 Опубликовано: 26 октября 2017 Почему, там все правильно. Это пустой + масло + бк + пилот или полный - бензин. Я вижу расхождения на 1-2 кг по табличке. https://docs.google.com/spreadsheets/d/1FYWogOcd5ZcnTHH1E8JEfJNTp_-px8EPutkDeVdykZM/edit?usp=sharing Вообще да. Но все равно там очень интересная манера округлять в большую сторону на 1,5-2 кило.
Makz Опубликовано: 26 октября 2017 Опубликовано: 26 октября 2017 На первый взгляд это 3 и 7 строка - без бензина с патронами, но с пилотом 15,2%, а пустой самолет 15,5%, (вроде как центровка смещается назад как при наполняемом). Но пустой это совсем без всего и масла в том числе.
DeadlyMercury Опубликовано: 26 октября 2017 Опубликовано: 26 октября 2017 (изменено) Если в пустой самолет посадить пилота (который вроде как должен сидеть сзади ЦМ) - то центровка должна уехать назад. Но если при этом налить масло в двигатель, который впереди ЦМ - тут "на пальцах" нельзя сказать, куда центровка поедет. Точнее она точно поедет вперед, но обгонит ли она центровку пустого самолета - не понятно. В общем "очевидных ошибок" я не вижу и это печально Изменено 26 октября 2017 пользователем DeadlyMercury 1
AnPetrovich Опубликовано: 26 октября 2017 Автор Опубликовано: 26 октября 2017 В общем "очевидных ошибок" я не вижу и это печально Ну, очевидные нестыковки - это: Я вижу расхождения на 1-2 кг по табличке. А чтобы увидеть не очевидные - Видимо надо центровку считать) По другому, "на пальцах" мы Му-Му не утопим )) Ну и призовая игра, для тех кто посчитает плечи - это найти вертикальные координаты для перечисленных выше компонентов. В качестве награды гарантируется весёлый смех сквозь слёзы...
STOIKIY Опубликовано: 26 октября 2017 Опубликовано: 26 октября 2017 Петрович! Не правильно комьюнити зазываешь! Надо было написать так: Пробуйте свои силы, кто найдёт истину и сможет немножко облегчить головную боль разработчиков.Тем бесплатные самолёты Ла5ФН и G6 1
AnPetrovich Опубликовано: 26 октября 2017 Автор Опубликовано: 26 октября 2017 Петрович! Не правильно комьюнити зазываешь! Надо было написать так: Пробуйте свои силы, кто найдёт истину и сможет немножко облегчить головную боль разработчиков. Тем бесплатные самолёты Ла5ФН и G6 У разработчика голова уже устала болеть и отвалилась, так что нам эта тема уже не поможет. Это я вам исключительно для интересу данную тему подкинул, как говориться, "гайку пожевать", влезть в шкуру и т.п. А инерционно-массовая модель (ИММ) Як-7Б уже собрана, посчитана и утверждена в граните. (ИММ пилота считается отдельно) Итоговое расхождение по центровкам с данным референсом по двум строчкам не превышает 0.4% (9 мм), по ПКУ до 0.8°. По остальным строчкам центровка совпадает с точностью 0.05% (до 1 мм), по ПКУ до 0.1°. При этом все перечисленные выше компонеты находятся на своих штатных местах, без оголтелого волюнтаризма, как в референсе (кто посчитает, поймёт о чём речь). Ну и масла вам зальём на 7.8 литра побольше, будет не 28 кг, а 35, то есть стандартная заправка. 11
ROSS_BerryMORE Опубликовано: 26 октября 2017 Опубликовано: 26 октября 2017 Центровка вперед уедет же) от лишнего масла. Давайте анлоком количество масла
AnPetrovich Опубликовано: 26 октября 2017 Автор Опубликовано: 26 октября 2017 Не боись, зато мы фару и РПК-10 снимем, и дадим их как раз анлоком. 5
schnaps Опубликовано: 26 октября 2017 Опубликовано: 26 октября 2017 Не боись, зато мы фару и РПК-10 снимем, и дадим их как раз анлоком. Ещё бы надо для точной центровки - лётчик пообедамши или без завтрака. 1
schnaps Опубликовано: 26 октября 2017 Опубликовано: 26 октября 2017 А инерционно-массовая модель (ИММ) Як-7Б уже собрана, посчитана и утверждена в граните. А можно уточнить: на схеме радиостанция только с приёмником или приёмник+передатчик?
AnPetrovich Опубликовано: 26 октября 2017 Автор Опубликовано: 26 октября 2017 А можно уточнить: на схеме радиостанция только с приёмником или приёмник+передатчик? А это зависит от того - лётчик пообедамши или без завтрака. Ну а если серьёзно, то для расчёта ИММ использовались данные по радиостанции РСИ-4. Её вес 15 кг указан для Як-7 №2202 в "Отчёте о совместных НИИ ВВС КА и ЛИИ НКАП контрольных испытаниях серийных самолётов ЛаГГ-2, Як-1 и Як-7 с моторами М-105П и М-105ПФ", 10.06.1942г., и такую же цифру я нашёл в "Заключении по заводским испытаниям самолёта Як-1 №2029", НИИ ВВС, 21.09.1941г., но без указания типа рации. Входил ли в её состав передатчик или нет - я не знаю, не разбирался. Других цифр в документах не встречал. Можно, конечно, поискать по документам, когда на эти самолёты начали ставить передатчики, но для расчёта ИММ в этом нет необходимости. У нас в любом случае детализация ИММ, как видно из рисунка, не до последнего прям болта: много что упрощено, многие детали вообще отсутствуют. Поэтому распределение масс не 1-в-1, конечно, с реальным самолётом, не говоря уже про то, что все самолёты IRL тоже разные, двух одинаковых не найти. Тем не менее точность вычисления общей развесовки и моментов инерции по осям (а точнее 6-ти компонентного тензора инерции) вполне достаточная для того, чтобы самолёт обладал правдоподобной динамикой, и вёл себя в симуляторе именно как Як-7Б. Ну а массы компонентов, центровки и положение ц.т., как я написал выше, совпадают с референсами практически идеально, с точностью до граммов и миллиметров.
schnaps Опубликовано: 26 октября 2017 Опубликовано: 26 октября 2017 А это зависит от того - лётчик пообедамши или без завтрака. Ну а если серьёзно, то для расчёта ИММ использовались данные по радиостанции РСИ-4. Её вес 15 кг указан для Як-7 №2202 в "Отчёте о совместных НИИ ВВС КА и ЛИИ НКАП контрольных испытаниях серийных самолётов ЛаГГ-2, Як-1 и Як-7 с моторами М-105П и М-105ПФ", 10.06.1942г., и такую же цифру я нашёл в "Заключении по заводским испытаниям самолёта Як-1 №2029", НИИ ВВС, 21.09.1941г., но без указания типа рации. Входил ли в её состав передатчик или нет - я не знаю, не разбирался. Других цифр в документах не встречал. Можно, конечно, поискать по документам, когда на эти самолёты начали ставить передатчики, но для расчёта ИММ в этом нет необходимости. У нас в любом случае детализация ИММ, как видно из рисунка, не до последнего прям болта: много что упрощено, многие детали вообще отсутствуют. Поэтому распределение масс не 1-в-1, конечно, с реальным самолётом, не говоря уже про то, что все самолёты IRL тоже разные, двух одинаковых не найти. Тем не менее точность вычисления общей развесовки и моментов инерции по осям (а точнее 6-ти компонентного тензора инерции) вполне достаточная для того, чтобы самолёт обладал правдоподобной динамикой, и вёл себя в симуляторе именно как Як-7Б. Ну а массы компонентов, центровки и положение ц.т., как я написал выше, совпадают с референсами практически идеально, с точностью до граммов и миллиметров. Если понадобится по радиостанциям, то вот http://www.rkk-museum.ru/documents/archives/archives1.shtml#spr-w 1
=E95=DenLarik Опубликовано: 26 октября 2017 Опубликовано: 26 октября 2017 А баки заложены, или в центре масс?
AnPetrovich Опубликовано: 26 октября 2017 Автор Опубликовано: 26 октября 2017 А баки заложены, или в центре масс? Сами топливные баки (как объекты) - расположены в ИММ и в collision (для определения попаданий по ним) там, где им и положено быть (на картинке выше они присутствуют). А вот топливо, ввиду текущих ограничений функциональной схемы ТС, о которых я писал здесь - оно объединено в 2 условных бака: один это сумма консольных ТБ (№1 + №4), а второй это сумма центральных ТБ (№2 + №3). Таким образом координаты центров объёмов этих условных баков по осям ОXс и ОYс ССК соответствуют исходным четырём бакам, общий ц.м. топлива тоже (в силу симметрии ТС), то есть остаток топлива и его расход правильным образом влияет на центровку, ПКУ, главный момент инерции по тангажу и на все три центробежных момента инерции. Но с учётом того, что нету разноса массы топлива по оси OZс (всё топливо находится в условной вертикальной плоскости симметрии самолёта OXYс), это несколько занижает главные моменты инерции по крену (на 19.8%) и по рысканию (на 7.6%) для снаряжённого и полностью заправленного самолёта. Для заправленного на 50% (207.5 литров), с учётом одновременной выработки топлива из центральных и консольных баков моменты инерции оказываются заниженными по крену на 11%, по рысканию на 4%. Заметить это влияние в игре на угловое ускорение (не на угловую скорость вращения, а именно на ускорение, то есть на то, с каким темпом происходит раскрутка и остановка вращения) практически невозможно. Но как я и писал здесь, устранение этого ограничения и расширение функционала ТС есть в планах. 4
ROSS_Pups Опубликовано: 26 октября 2017 Опубликовано: 26 октября 2017 Спасибо за Як-7б, пощупаем-с! А что с циркулями в соседней ветке? что-то там заглохло, а "балерина" имеется. Круговерти стало меньше, но гружёный ил-2 все равно целый круг выписывает, если упустить.
Makz Опубликовано: 27 октября 2017 Опубликовано: 27 октября 2017 Как-то так ))) масса патронов где то в метре в районе над двигателем 1
AnPetrovich Опубликовано: 27 октября 2017 Автор Опубликовано: 27 октября 2017 Комраду Makz'у снова решпект за детальный подход! Горизонтальные плечи по топливу и лётчику + масло определил +/- пара миллиметров верно, а вот с БК у меня расчёт даёт 640 а не 1006. Видимо поэтому у тебя и получился БК в метре над мотором. Но вот вертикальные координаты топлива - у меня просто туши свет. Не считал? А если посчитать топливо не только для 100% но и для 15% то вообще хрень полная... Ну и для полноты картины предлагаю посчитать с учётом найденных плеч центровку снаряжённого самолёта. 1
Makz Опубликовано: 27 октября 2017 Опубликовано: 27 октября 2017 (изменено) Комраду Makz'у снова решпект за детальный подход! Горизонтальные плечи по топливу и лётчику + масло определил +/- пара миллиметров верно, а вот с БК у меня расчёт даёт 640 а не 1006. Видимо поэтому у тебя и получился БК в метре над мотором. Но вот вертикальные координаты топлива - у меня просто туши свет. Не считал? А если посчитать топливо не только для 100% но и для 15% то вообще хрень полная... Ну и для полноты картины предлагаю посчитать с учётом найденных плеч центровку снаряжённого самолёта. Не ))) Ну тут явно что-то не то пошло. Я дальше ничего не считал. ИМХО, есть пустой планер, его центровка известна. От этого и плясать. Дальше мы знаем где, какого объема и формы предметы находятся и "запихивать" туда центры масс. Наверное вы так и решили. Спасибо за скрин Як-7Б. Интересно что там у него внутри будет. Изменено 27 октября 2017 пользователем Makz
AnPetrovich Опубликовано: 27 октября 2017 Автор Опубликовано: 27 октября 2017 Ну собсно технология расчёта ИММ на основе раздачи плотностей (масс) по объёмам 3D элементов - она у нас ещё с RoF-а. Тут степень детализации зависит исключительно от подробности 3D модели, используемой для расчёта ИММ - которая, в свою очередь, делается (специальным образом адаптируется под расчёт тензоров) из той 3D модели, которую вы видите в игре. А дальше - на основе имеющейся информации по документам, а также используя империку и известные методики оценки масс там, где точных исходных данных нет - все эти плотности по всем элементам настраиваются так, чтобы вогнать общий ц.м. самолёта в нужные координаты, и чтобы итоговая центровка правильно зависела от загрузки, заправки и пр. 1
AnPetrovich Опубликовано: 31 октября 2017 Автор Опубликовано: 31 октября 2017 К слову о реалиях и радиостанциях:
SDV_ZoZo Опубликовано: 31 октября 2017 Опубликовано: 31 октября 2017 Сами топливные баки (как объекты) - расположены в ИММ и в collision (для определения попаданий по ним) там, где им и положено быть (на картинке выше они присутствуют). А вот топливо, ввиду текущих ограничений функциональной схемы ТС, о которых я писал здесь - оно объединено в 2 условных бака: один это сумма консольных ТБ (№1 + №4), а второй это сумма центральных ТБ (№2 + №3). Возможно в этом причина интересного эффекта, который я на Либерти поймал, летая на ла-5. При попадании в крыльевой бак, наблюдал одну струйку выбегающего топлива, но при этом потерял 70% топлива (предположительный остаток в баке, стрелка в упор стояла, а перед вылетом брал 100%) до остановки двигателя за 30-40 сек.
schnaps Опубликовано: 31 октября 2017 Опубликовано: 31 октября 2017 К слову о реалиях и радиостанциях: РСИ-4.JPG В первом сообщении данной темы есть указание, что радиостанция с односторонней связью (т.е. только приёмник).
Рекомендованные сообщения
Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать аккаунт
Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!
Зарегистрировать аккаунтВойти
Уже зарегистрированы? Войдите здесь.
Войти сейчас