Перейти к публикации

Рекомендованные сообщения

Опубликовано:

На всякий случай продублирую отчет по испытаниям РС

результаты испытаний неожиданно лучше, чем принято думать)))

 

3 января 1937 года Начальник НИИ ВВС комдив Бажанов утвердил Отчет о полигонных испытаниях реактивных снарядов калибра 82 мм на самолете И-5 (6858).

Цель испытания

Проверить соответствие предъявленных на полигонные испытания реактивных снарядов 82 мм калибра тактико-техническим требованиям.

Определить боевые свойства и эксплуатационные особенности РС – 82 мм стрельбой на земле и в воздухе с самолета.

Заключение

Реактивные снаряды калибра 82 мм на самолете И-5, разработанные Реактивным НИИ НКТП полигонные испытания выдержали и учитывая, что ВВС не имеют на вооружении оружия подобного калибра с лучшими характеристиками, чем РС, могут быть допущены к войсковым испытаниям (6858).
3 января 1937 г. начальник и военком НИИ ВВС РККА комбриг Н.Н.Бажанов утвердили отчет о полигонных испытаниях снаряда РОС-82 модели 3-0156, которые с сентября по ноябрь 1936 г. проходили в НИИ ВВС на самолете И-5. Ответственным исполнителем работ был назначен инженер 2 отделения 4 отдела НИИ ВВС РККА, военинженер 2 ранга Г.И.Глушенко. Помощь ему оказывали начальник 4 отдела НИИ ВВС РККА военинженер 2 ранга С.Онисько и инженер-испытатель, военин-?женер 3 ранга А.Михайлов.

На полигоне специально организовали службу наблюдения и фото­службу из трех регистрационных пунктов, каждый из которых был осна­щен тремя приборами БИ (командирские трубы зенитной артиллерии) и фотоаппаратом АФА-13 для регистрации результатов воздушной стрельбы. Практика показала, что трубы БИ обладали высокой точно­стью измерений угловых координат цели и были удобны «в работе с за­сечками» с трех направлений.

В ходе испытаний израсходовали 693 снаряда (из них 534 отстреляли в воздухе). Для этого задействовали два самолета (бортовые №4268 и 4431). Управлять режимами стрельбы в кабине пилота пришлось с пульта ЭСБР-3 и отдельной гашеткой на ручке управления самолетом. При стрельбе сериями снарядов скорострельность ракетоносца опреде­лял лишь темп нажатия летчиком боевой кнопки.

Наземную стрельбу использовали для проверки величин рассеивания РС новой партии без учета скорости носителя, а также «рассеивания вре­мени срабатывания дистанционных трубок АГДТ-А» и влияния выстре­ла на элементы планера самолета. Дело в том, что прошлогодние испы­тания на безопасность стрельбы снарядами РОС-82 модели 2-01171 с ис­требителя И-4 оставались убедительными и справедливыми только для однотипных машин и снарядов. Поскольку в 1937 г. поменяли тип основ­ного носителя РС, да и реактивная система претерпела некоторые и ше-нения, результаты безопасности и точности стрельбы требовалось под­твердить. Именно с этих пор подобное правило в отношении испытаний неуправляемого ракетного вооружения в ВВС было узаконено и приме­няется вплоть до настоящего времени.

При наземной стрельбе РС истребитель И-5 устанавливали и закреп­ляли на помосте, подобном выстроенному на Ржевском НИАП. Огонь вели по щиту размерами 9x15 м, установленному в 150 м. Повреждений матчасти носителя не обнаружено. Результаты рассеивания совпали с данными прошлогоднего отстрела: на дистанции 1500 м рассеивание по дальности составило 1/15, а на 2000 м - 1/18 дистанции стрельбы.

Следует отметить, что полигонным испытаниям предшествовал конт­рольный отстрел снарядов РОС-82 в институте ЦИАМ, где исследовали процессы горения новых порохов РЗ, выдав положительное заключение. Согласно рекомендациям этой авторитетной организации, в НИИ ВВС РККА начали стрелять снарядами модели 111900. Несколько дней подряд работа шла нормально, но однажды утром на 88-м выстреле РС стартовал с некоторым замедлением. Возможно, испытатели не придали бы этому факту особого значения, если бы следующий снаряд, стартовав вовремя, не упал в 19 м от самолета. Зарывшись в землю, он выработал весь свои Р3.

93-й по счету РОС-82 упал в 20 м от «постамента» с самолетом, раз­вернулся и полетел влево от директрисы, разорвавшись в воздухе в 500 м от нее. 97-й выстрел прошел по сценарию, аналогичному 89-му. На 99-м выстреле снаряд упал в 14 м от самолета, но горение его РЗ сразу прекратилось (в разобранном двигателе все шашки РЗ были почти целыми, обгорев лишь на 1 мм, да и то не по всей поверхности). Сотый выстрел повторил ситуацию 89-го и 97-го. На 103-м выстреле снаряд 8 стартовал на направляющих в течение 2 с, после чего сошел с них и нормально полетел. При этом очевидцы отметили буквально парадоксальный случай - один РОС-82 после старта упал на землю, прополз около полуметра, оторвался от нее и снова полетел, угодив в мишень под самый обрез щита...

Оказалось, что накануне стрельба проходила успешно, но при температуре воздуха плюс 3-4°С. На следующий день она снизилась всего до плюс 2-3°С, что и создало такой необычный эффект. Проведенные вслед за этим лабораторные испытания в РНИИ показали, что при таком сочетании рецептуры пороха, температуры РЗ и диаметра критического сече­ния сопла горение в камере двигателя идет в четыре-пять приемов (соот­ветствует числу рядов коротких пороховых шашек РЗ). Чтобы закончить испытания, в сопла вставили переходные втулки, ограничив диаметр критического сечения с 21,4 до 18,9 мм, что незамедлительно дало эф­фект, подтвердивший целесообразность такого приема. Модернизиро­вать РОС-82 прибыли бригады специалистов РНИИ и завода №70. На полигоне они довольно продолжительное время жили в палатках, до­рабатывая сопла снарядов в полевых условиях.

Таблица 1.34 Результаты замера параметров полета истребителя И-15

Время движения, с


Пройденный путь, м


Скорость на участке, м/с


Скорость на участке, км/ч


5


390


78,0


282


5


370


74,0


266


Таблица 1.35 Летные характеристики носителей ракетного вооружения

Скорость самолета


Истребитель




И-5


И-15


в горизонтальном полете, км/ч


300


276


на кабрировании, км/ч


278


273


на пикировании, м/с


50


74


Пока изготавливали переходные втулки, часть боеприпасов все же сна­рядили пороховыми шашками рецептуры ПТП, чтобы не прекращать ис­пытаний. Стрельбу по площадям вели на дистанции 1000, 1500 и 2000 м. При этом на минимальной дальности, с углом возвышения пусковых 2,5° и с установкой времени срабатывания дистанционных трубок АГДТ на 5 с все четыре снаряда срикошетировали от земли, после чего огонь при­шлось прекратить. Отстрел РОС-82 на более протяженные дистанции по­зволил заключить, что их рассеивание (без учета скорости полета носите­ля) в среднем в три-пять раз превышает допустимые пределы, определен­ные для ракетного оружия калибра 82 мм при начальных скоростях, близ­ких к скорости звука.

В ходе полигонных испытаний РС-82 на истребителях И-15 зимой 1937 г. из 48 снарядов, выпущенных в воздухе, три отказали в старте из-за пиропатронов и еще в одном случае перегорел предохранитель аккумулятора (вместо 10 А использовали предохранитель на 6 А). Повтори­лись и случаи срыва чеки взрывателя. Перед стрельбой в горизонтальном полете для точного учета скорости РС, по сигналу ведущего инженера за­меряли скорость носителя. Его местоположение засекали с трех вышек два раза с интервалом в 5 с. Обработка засечек давала путь, проходимый самолетом за 5 с. Зная путь и время горения дистанционной трубки, кон­тролируемое секундомерами, находили среднюю скорость РС на данном участке. Наибольшее количество данных приходилось на 5 с установки дистанционной трубки.

Фактически скорость РС-82 при стрельбе с самолета И-15 оказалась меньше прогнозируемой. Она резко падала между второй и третьей се­кундами полета. Испытатели полагали, что на этом участке скорость снаряда приближалась к скорости звука. В то же время, на участке от третьей до пятой секунд скорость падала плавно и медленно. Это соот­ветствовало данным наземной стрельбы. Из этого заключили: «При дан­ной собственной скорости РС-82 повышенные скорости самолета не могли заметно влиять на увеличение скорости снаряда». Это подтвер­ждало сравнение средних скоростей РС-82 на самолетах И-5 и И-15. Та­ким образом, чтобы увеличить скорость РС еще более, необходимо было преодолеть скорость звука, и тогда «повышение скоростей самолета бу­дет более эффективно сказываться на скорости полета РС-82 при стрель­бе с самолета». Кстати, испытатели уже тогда знали об этой особенности поведения тел на трансзвуковых скоростях.

Стрельбу в воздухе с истребителя И-5 вели либо с помощью оптиче­ского прицела ОП-1, либо кол л и матерного КПТ-5, предварительно рас­считав точки прицеливания для каждой задачи. КПТ-5 летчик приме­нял, когда не мог воспользоваться прицелом ОП-1 (мешало капонюе кольцо) и поля зрения было недостаточно. При этом использовать фотокинопулемет было невозможно - дальность стрельбы значительно пре­вышала практические возможности фотографирования. Поэтому при оценке воздушной стрельбы баллистическое рассеивание автоматически суммировалось с «рассеиванием пилота» в прицеливании (за исключе­нием залпового огня).

«Рассеиванием пилота» тогда называли суммарную погрешность из ошибок в определении летчиком дистанции и угла пикирования, в наве­дении, направлении стрельбы (отклонении от директрисы) и скорости са­молета в момент выстрела, а также из «неучета метеоусловий». При пики­ровании под углом 45° и стрельбе на дальность 1500 м показатели рассеивания РС по дальности составили 10 м, по направлению - 5 м, а с учетом «рассеивания пилота» - по дальности - 12,5 м и по направлению -12 м.

Стрельбу по наземным целям испытатели вели только с пикирования. Приборов для измерения дистанции и углов пикирования на истребите­ле И-5 не было - данные параметры летчик определял на глаз. Для обо­значения рубежа открытия огня сначала на директрисе выкладывали полотнище «ворота», затем ориентиром уже служил поднятый в воздух аэ­ростат. В художественных и специализированных изданиях эти события описывают одним абзацем, указывая, что после заводских испытаний бо­евые ракеты применили в воздухе с истребителя И-5 по летящим самоле­там-мишеням и по установленному на полигоне легкому танку типа «Ре­но», при точном попадании выводя его из строя. Вынужден огорчить этих авторов, но танк на полигоне, к сожалению, в документах не зафиксиро­ван, да и летающих самолетов-мишеней в те годы гоже еще не было (11402).

Между тем создание реальной воздушной мишенной обстановки и в послевоенное время представляло собой серьезную проблему, а в 30-е годы в авиации практиковали воздушную стрельбу исключи­тельно по буксируемым «конусам» и «косынкам» на догонных курсах или имитацию атаки под любыми ракурсами среди самолетов, расстав­ленных на земле. Воздушная стрельба (пусть даже и пробная) с самоле­та по бронецели в этот период также весьма сомнительна. При отсутст­вии точных прицелов и неудовлетворительных характеристиках рассе­ивания РС попасть в подобную малоразмерную цель было практически нереально. Кроме того, без контактного взрывателя заставить осколоч­ный боеприпас сработать строго у бронепреграды (имея в виду танк «Рено»), всякий раз при попадании «выводя ее из строя» - это престо неудачная шутка.

Полигонные испытания показали, что увеличение высоты атаки це­ли с 1000 до 2000 м при пикировании под углом 45° на величину рассеи­вания не влияет (она остается постоянной - 1/147 дистанции стрельбы), что до 35 раз эффективнее наземной стрельбы РС на дистанции 1500-2000 м. В качестве основной причины повышения эффективности воздушной стрельбы (по рассеиванию) отмечали «увеличение скорости бро­сания за счет скорости самолета».

Рассеивание при стрельбе по неподвижным целям (самолеты И-2 на земле) не превысило заданных в ТТТ 1/100 дистанции. Залповый огонь парами РС с бреющего полета по тактической цели (88 вертикальных болванок на площади 15x8 м) на дальности 1500 м позволил 21 выстре­лом поразить 24 мишени при 48 пробоинах. Однако было отмечено, что одиночная стрельба (один снаряд в одном заходе) не характерна для ре­альных условий и не может служить критерием для оценки боевых ка­честв РОС-82. Она, скорее, характеризовала летчика, поскольку конст­руктивные погрешности боеприпаса, влияющие на точность стрельбы, невозможно было выделить на фоне суммарного рассеивания. Хотя, эти данные вполне могли служить тактической оценкой результатов и усло­вий стрельбы, выполняемой регулярно на данном участке местности од­ним летчиком. Серийная стрельба парами РС также была признана не­характерной, поскольку она, по мнению испытателей, зависела от темпа нажатия пилотом боевой кнопки.

При стрельбе с пикирования одиночными снарядами по наземным целям площадь полного эллипса рассеивания можно было считать зоной действительного поражения РС при расходе не менее 18 боеприпасов. Залп из шести снарядов по наземной цели уменьшал величину вероятно­го отклонения до 1/283-1/288 дистанции огня, создавая на дальности 1500 м зону сплошного поражения, а до 2500 м - зону действительного поражения.

Таблица 1.36 Результаты измерения скорости РОС-82 при стрельбе с истребителя И-5

Нежим полета носителя при стрельбе


Дистанция стрельбы, м


Средняя скорость снаряда на траектории, м/с


Горизонтальный полет со скоростью 180 км/ч


1500


300


Горизонтальный полет со скоростью 180 км/ч


2700


270


Кабрирование под углом 20°


1660


278


Пикирование под углом 20°


1590


319


Огонь одиночными выстрелами с горизонтального полета на дально­сти 1500 м по аэростату позволил поразить цель лишь 19-м выстрелом (первые 12 выполняли без учета поправки на ветер). Средняя точка раз­рывов: влево - 21 м, недолет - 33 м и превышение - 32 м. Получив пробо­ину (диаметр входного отверстия - 10см, выходного - 2см), аэростат сни­жался в течение часа. Величина рассеивания превышала установленную по ТТТ (1/94 вместо 1/100), а огонь в том же режиме с дистанции 27'10 м увеличил ее до 1/63.

В холе стрельбы серией из шести выстрелов с горизонтальною поле­та на той же дистанции ветер также не учитывали. Средняя точка разрывов легла влево 79, с недолетом 10 и превышением 12 м. Аэростат полу­чил несколько пробоин по 2 см и снизился в течение двух часов. При залповой стрельбе парами РС в тех же условиях аэростат поразили с третьего захода, сделав в нем сквозную пробоину. Снаряды при этом рвались и 225 м позади цели. В результате второй стрельбы в этом же режиме аэ­ростат получил пять пробоин размерами от 2,5 до 15x15 см и снизился до земли за 40 мин.

При стрельбе залпами по два РС с кабрирования под углом 20" на ди­станции 1500 м аэростат получил две пробоины - 120x5 и 80x5 см. При этом снаряды разорвались левее 22, с недолетом 16 и превышением 20 м. Цель моментально снизилась. Стрельба с пикирования под vi "ЮМ 30° на той же дистанции дала результат не хуже - две пробоины размера­ми 8x8 и 10x10 см.

Стрельба по аэростатам заграждения показала, что на дистанции 1500-2000 м она в среднем в три раза эффективнее (по рассеиванию). чем наземная на той же дистанции. Залп полным боезапасом из шести РС на дистанции 1500 м не обеспечил зоны сплошного поражения. Достичь ее удавалось лишь при стрельбе залпом с трех самолетов. Однако отмеча­лось, что при достаточной натренированности летного состава, добиться высоких показателей эффективности (24 израсходованных РС на более чем один аэростат). Стрельбу осколочными снарядами по аэро­статам заграждения также признали малоэффективной из-за малых раз­меров пробоин.

Доля «анормальных РС» в среднем составила 23%. Их непредсказуе­мое поведение проявлялось только на активном участке траектории (75-80 м). Далее они летели устойчиво, без резких колебаний в полете. При воздушной стрельбе число таких снарядов и уменьшилось до 15, все равно оставаясь высоким. Величина отклонений и число «анормальных РС» наводили испытателей на мысль о необходимости изменения скоро­сти полета боеприпасов.

Хотя, здесь корректнее оценивать первопричину этого явления - продолжительное время горения РЗ и, соответственно, полета РС на активном участке траектории. Зато военные не придумали ничего умнее, чем внести в ТТТ на доработанный вариант РОС-82 пункт, ограничива­ющий долю «анормальных" боеприпасов до 2-3 процентов (по-видимому, в каждой партии снарядов). Как будто снарядам можно приказать и заставить их лететь прямо в цель!

Хотя, если бы в причинах этого явления можно было бы разобраться так быстро, разработчики давно устранили бы его. За период испытаний серьезных проблем новое оружие не создавало, если не принимать во внимание один случай, когда снаряд разорвался в 100 м от самолета вме­сто положенных 1500 из-за «неправильного горения трубки» (прежде­временного срабатывания дистанционного взрывателя АГДТ-А). Однако в 100 м от пусковой РЗ еще горит, а АГДТ только взводится.

Между тем, если оставить кольцо установки времени срабатывания в положении «П», взрыватель сработает сразу после скручивания крыльчатки, но это уже - «человеческий фактор”, а не «неправильное горение».

Даже при стрельбе на высоте 5000 м, где температура воздуха была 22°С, горение РЗ из пороха рецептуры НГВ в камере двигателя с диамет­ром критического сечения сопла 18,9 мм признали нормальным, а полет РС - устойчивым.

Испытатели даже попытались сравнить данные рассеивания при воз­душной стрельбе РОС-82 и из АПК-4 (76-мм авиационная безоткатная пушка конструкции В.Л.Курчевского). Сопоставление показало, что «ракетные снаряды — это большой шаг вперед, хотя и их пока невозмож­но признать безупречными». Величина рассеивания РС в залпе оказа­лась вчетверо меньшей, чем при серийной стрельбе из АПК-4 (стрелять залпом из нее было невозможно). Что поделать, от военных иногда тре­бовали проводить и вот такие некорректные сравнения... Здесь уместнее сопоставлять не пусковые установки, а боезапасы самолета-ракетоносца с машиной, вооруженной безоткатными пушками. А особенность конст­рукции пусковых определяла уже и порядок ведения огня, и тактику боя.

Далее испытатели продолжали, что «дистанционная стрельба РС» (с подрывом БЧ на траектории) требовала обязательного учета поправок на режим полета и среднюю скорость РС при установке угла прицелива­ния. А малый радиус зоны сплошного поражения и ограниченный боезапас на самолете вынуждали точнее определять дистанцию стрельбы. Пилоты утверждали, что повысить эффективность огня можно, установив на самолете дальномер с ошибкой измерения хотя бы 5% от дальности. Было отмечено также, что кучность при стрельбе РОС-82 зависит от дистанции стрельбы, метода целения огня (одиночный, серия, залп) величины углов пикирования (кабрирования). Прицелом ОП-1 КПТ-5 для стрельбы на истребителе И-5 пользоваться затруднитель­но — «при углах прицеливания менее 5° капот самолета скрадывает поле зрения».

Таблица 1.37 Результаты стрельбы 3 января 1937 г. снарядами РОС-82 с самолета И-15

Дальность стрельбы, м


Метод ведения огня


Показатели рассеивания по:


Угол пикирования


Кол -во выстрелов






дальности Вд, м


боковому Вб,м


по высоте

Вд/х






1800


одиночная


11


28


1/163


-30°


16


1000


одиночная


II


13


1/91


-30'


18


2800


одиночная


16


13


1/175


-45*


35


2800


залповая


10


5


1/280


-45°


27


Для сравнения с результатами стрельбы снарядами РОС-82 с истребителя И-16:


1000


залп парой


8,6


12


1/117


-30°


8


По подвижным воздушным целям на испытаниях не стреляли из-за невозможности установить АГДТ на дистанцию срабатывания менее 1500 м что при отсутствии специального прицела для стрельбы РС бы­ло опасно для буксировщика мишени. Сказалось и отсутствие конусов с буксировочными тросами длиной 1000м - при меньшей их длине стре­лять РС опасно для буксировщика. Новое оружие требовало и новой мишени - конуса размерами 2x8 м (они были только у зенитчиков), по­скольку имеющиеся в авиации для отработки пулеметной стрельбы бы­ли малы и на дистанции 1500 м едва заметны, что сильно исказило бы результаты огня.

По итогам испытаний, к достоинствам РОС-82 отнесли то, что воо­ружение истребителей оружием калибра 82 мм с боезапасом в шесть РС - не предел даже для истребителя И-5. При этом «самолеты получают возможность огневого нападения на воздушную цель за пределами зоны поражения малокалиберными пушками противника». Кроме того, «лет­чики получают возможность эффективно обстреливать живые и малоук-решенные наземные цели, а равно подлодки и мелкие суда с пикирова­ния (при наличии бронебойного РС) на удалении до 4000 м и с бреюще­го полета до 1500 м».

Таблица 1.38 Характер изменения ЛТХ истребителя И-15 после переоборудования в ракетоносец

Летные и технические характеристики


И-15.

необорудованный для стрельбы РС


И-15,

оборудованный для стрельбы РС-82


Скорость максимальная, км/ч:


- у земли


324


304


- на высоте 3000 м


350


335


- на высоте 5000 м


326


323


Время набора высоты 5000 м, мин


6.2


8,8


Практический потолок, м


9800


8400


Масса, кг:


- полетная


1357


1563


- орудий без РС





32


- орудий с РС





74


- пустого самолета и 4-х пулеметов


1149





-полезной нагрузки


386


386


- пилота с парашютом


90


90


- патронов


64


--


- шести РС





42


- горючего


166


166


- масла


20


20


Отдельным пунктом значилось, что скорострельность установок -неограниченная, а ее масса и габариты - незначительные. Пилот мог комбинировать метод стрельбы как прибором управления огнем (оди­ночный, серийный, залповый), так и установкой времени срабатывания дистанционных трубок («завеса», «накрывающая группа» и пр.) на сна­рядах. Была отмечена также простота в обращении с новым оружием, гарантирующая быструю и результативную подготовку личного состава.

В качестве недостатков вооружения фигурировала незначительная Средняя скорость РС, недостаточная для стрельбы по современным ско­ростным воздушным целям. Она. к тому же, завис ил а от режима пол. та носителя, что было чревато усложнением конструкции прицела. Поми­мо того, для создания зоны сплошного поражения на дистанциях стрель­бы до 1500 м (а свыше ее - зоны действительного поражения), штатною боезапаса явно не хватшго, что вынуждало атаковать цель подразделени­ем не менее звена.

А вот далее пилоты начали просто «блажить», заявляя, что мощность РОС-82 по калибру мала, поскольку доля БЧ составляет 53,5% от общей массы снаряда, а ВВ - 6,35%. Между тем, в это же время основным бор­товым оружием самолетов-истребителей во всем мире была пара-тро1:ка 7,62-мм пулеметов, а тяжелые танки располагали 76-мм (!) пушками, и танкисты были довольны. Здесь же впервые истребитель вооружили серьезным оружием калибра 82 мм, а наши доблестные «Сталинские Соколы» как-то вдруг позабыли о законах физики...

Кроме того, именно в этот период возникла проблема, которую за) ем пытались решить в течение многих лет: «...трубка АГДТ имеет только дис­танционное действие с установкой времени срабатывания на земле, что ог­раничивает применение РС по наземным целям и предопреле;1яет выпор огневой позиции, стесняя маневренность в бою». Данное упущение летчи­ки также отнесли к недостаткам ракетной системы и зафиксировали в от­чете (более подробно об этом будет изложено в разделе по взрывателям!.

Последним из недостатков испытатели признали долю «анормаль­ных» РС, составляющую 15-27%, и что на поведение снарядов влияет температура и условия горения РЗ. На самом деле, на это в первую оче­редь влияло несовершенство технологии производства корпусов боепри­пасов, а также составных многошашечных РЗ. Судя по техническим ус­ловиям приемки готовых изделий, у РОС-82 не контролировали ряд ме­трических параметров конструкции, от которых существенно зависела внутренняя и внешняя баллистика боеприпасов. Исключить же влияние температуры на характер горения пороха РЗ вообще невозможно вплоть до нынешнего времени.

Технический персонал полигона отмечал, что шестью РОС-82 можно зарядить пусковые станки за 8-10 мин. Направляющие штифты и отвер­стия под пиропатроны в тарели электрозапала необходимо более тщательно калибровать - встречались снаряды с 7-мм и 4-мм штифтами вместо 5 мм. Головные и задние пробки из пластмассы у боеприпасов при низких температурах ломались, и их требовали заменить аналогичными из пласт­массы другого сорта (хотя, достаточно было бы изменить конфигурацию мастичных пробок). А упоры РЗ на диафрагмах РОС-82 не должны были пои завертывании сопла в камеру рвать картуз соплового воспламенителя.

Пиропатроны завода №17 дали 24% отказов, а произведенные на за­воде №5 - 3% отказов. Из-за этого были случаи, когда самолет садился с четырьмя нестартовавшими снарядами. Хотя, при боекомплекте из ше­сти РС на борту «отказ одного пиропатрона уже ощущался, а его умень­шение на 20% и более недопустимо, поскольку снижает огневую мощь на туже величину».

Живучесть крыла истребителя И-5 до ремонта нервюр плоскостей составила 110-190 выстрелов. С самолета №4268 сделали 188 выстрелов. С правой плоскости до появления деформации - 84 выстрела (36 на зем­ле и 48 в воздухе). При вскрытии обшивки на плоскости обнаружили по­ломку шестой и седьмой нервюр между задними лонжеронами и кром­кой обтекателя. Характер излома говорил о работе верхних кромок нер­вюр на сжатие, то есть, задняя кромка крыла изгибалась вверх. На само­лете №4431 с помоста отстреляли 72 снаряда. Далее в воздухе на 36-м вы­стреле левая плоскость деформировалась (108-й выстрел). Всего с левой плоскости было отстреляно 55 снарядов (44 на земле и 11 в воздухе). В итоге поломались пятая и восьмая нервюры. Характер поломок - тот же. Других дефектов не обнаружено.

Свое заключение вынесли и пилоты, отметив, что полет с полным боезапасом требует повышать скорость самолета на всех режимах, осо­бенно при пологом пикировании. К примеру, набор высоты, виражи и горизонтальный полет требовал и увеличения скорости самолета на 10-15 км/ч, пологое пикирование - на 20-25 км/ч. На разворотах, даже при незначительной подаче педали, самолет стремился занести хвост. При посадке с РС на одной плоскости самолет приобретал крен, кото­рый необходимо было устранять ручкой управления.

Стрельба залпом из шести РС сопровождалась «клевком» самолета на величину до 3°. Залп по два РС (по одному с правой и левой плоскостей) вызывал подобный эффект до 1 гр. В серии залпов по два РС с интервалом менее 1 с снаряды ложились ниже точки прицеливания из-за того, что самолет не успевал принять исходное положение. Одиночная или серий­ная стрельба с одной плоскости вызывала рыскание самолета до Г. «Тем не менее, высокого класса стрельбы можно достичь при достаточной подготовке и натренированности летного состава».

В заключении по испытаниям говорилось: «РС-82 на самолете И-5. Разработанные РНИИ НКТП, полигонные испытания выдержали и учитывая, что ВВС РККА не имеют на вооружении оружия подобного калибра с лучшими характеристиками, чем РС, могут быть допущены к войсковым испытаниям».

Результаты наземной стрельбы с истребителя И-15

Параметры


Время установки АГДТ-А. с.




2


3


Средняя величина дистанции разрывов, м


597


822


Рассеивание разрывов по дальности, м


11,70


23,00


Рассеивание по боковому направлению, м


18,70


32,00


Ррассеивание по высоте, м


6,7


12,5


Средняя скорость снаряда, м/с


298


273


Число выстрелов


5


4


Таблица 1.39 Результаты наземной стрельбы с истребителя И-16

Параметры


Время установки листан ционно.1 трубки АГДТ-А, с:




2


3


5


Средняя величина дистанции разрывов, м


561


730


1248


Рассеивание разрывов по дальности, м


21,00


28,00


34.70


Рассеивание по боковому направлению, м


22,50


21,40


25.50


Рассеивание по высоте, м


14,30


15,30


27.8(1


Средняя скорость снаряда, м/с


280


250


249


Число выстрелов


8


13


9


(11402).
3 января 1937 г. на полигоне НИИ ВВС РККА состоялась пробная воздушная стрельба с И-15 по наземным целям, которая под­твердила, что рассеивание снарядов «неизмеримо меньше, чем при бом­бометании» (11402).

 

  • Поддерживаю! 5
Опубликовано:

Посмотрел бы таблички, но они не читаемы. Может файл приложишь?

Опубликовано:

ссылка на исходник http://ru.convdocs.org/docs/index-158756.html?page=2

надо протянуть страницу на одну треть вниз и искать начало отчета среди текста 

копированием таблица похерились. 

Тут http://rusarchives.ru/victory65/pages/13_24_1.htm  сканы четырех страниц этого документа. Жаль нет всех страниц.

Опубликовано: (изменено)

Отчет о полигонных испытаниях реактивных снарядов калибра 82 мм на самолете И-5.zip

 

И вообще очень интересный ресурс, СПС Юрка.(плюсануть не могу, вчера лимит выбрал :) )

http://rusarchives.ru/victory65/razdel3.htm#33

Изменено пользователем ART_RUS66
  • Поддерживаю! 1
Опубликовано:

Спасибо, интересная ссылка.

Скачал вордовский файл со всеми вышеприведенными текстами. Конкретно по этим РС-ам на странице 7 текст.

 

Кстати, а почему пишется "вам не разрешено загружать файлы данного типа" на архивы rar ?

 

Опубликовано:

attachicon.gifОтчет о полигонных испытаниях реактивных снарядов калибра 82 мм на самолете И-5.zip

 

И вообще очень интересный ресурс, СПС Юрка.(плюсануть не могу, вчера лимит выбрал :) )

http://rusarchives.ru/victory65/razdel3.htm#33

 

Скажу Наталье, которая все это сканировала  и выкладывала , что все это не зря ;)

  • Поддерживаю! 2
Опубликовано:

Скажу Наталье, которая все это сканировала  и выкладывала , что все это не зря ;)

 

Большое спасибо. Очень, очень интересные документы.

 

Вопрос. Документы добавляются не сайт?

Держать на контроле. )

Опубликовано:

Скажу Наталье, которая все это сканировала  и выкладывала , что все это не зря 

 

 

Наталье - большая благодарность. Если б не расстояние - были бы цветы и коробка конфет!!!

Жаль что страниц маловато...

 

 

Опубликовано: (изменено)

Видите ли. Цель выкладывания документов у архивов показать , что они есть. Тематические выставки онлайн и оффлайн так же. Там же указан архив , фонд , дело. При очень сильном желании и для дела найти и весь докумен можно.

Я то чисто что бы сервера не дохли там, да и то последний год. Еще на годик оставляют меня там как консультанта . Просто что бы новый админ адаптировался  постепенно. Он Виндузятник, а сервера под Линуксом.

Изменено пользователем 23AG_SilverFox
Опубликовано:

Видите ли. Цель выкладывания документов у архивов показать , что они есть. Тематические выставки онлайн и оффлайн так же. Там же указан архив , фонд , дело. При очень сильном желании и для дела найти и весь докумен можно.

Я то чисто что бы сервера не дохли там, да и то последний год.

респект и уважуха!!!

а по коллиматорам там подробных доков нет? по разработке, испытаниям и т.д. 

Опубликовано:

По видимому нет. Но это не значит , что нет в архиве . До оцифровки и выкладывания еще возможно не дошли.

  • 2 месяца спустя...
Опубликовано:

от меня тоже МЕГА-спасибо... :good:

 

но я так понимаю, судя по тому сколько мониторю сайт, вроде все что есть уже было изначально и врядли что то появится? жаль, некоторые оригиналы тамошних доКУ архилюбопытны и архиполезны для понимания, а иного способа увидеть их доморощенным исследователям нет...

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас
×
×
  • Создать...