Перейти к публикации

Рекомендованные сообщения

Опубликовано:

Позволю себе еще вернуться к теме Як-9. Ребята, давайте уже отходить от такой подачи информации как « …Принял боевое крещение под Сталинградом…» «…С осени 1942 новые истребители Як-9 громили врага в небе Сталинграда…» кто кого громил, кто кого крестил непонятно, одни общие фразы. Такая информация была достаточной в 90-х и начале 2000г. Сейчас же с развитием интернета, рассекречиванием архивов МО (далеко не всех конечно, но уже что -то) можно найти информацию по интересующему вопросу.

 

 Итак вернемся к нашим «девяткам». Тут  приводились цитаты из книг Н.Якубовича «Истребители Яковлева» и А.С.Яковлева «Цель жизни». Н.Якубович наверняка опирался на труд А.С.Яковлева. Так как в свое время, книги Александра Сергеевича, прежде всего, «Цель жизни» стали своеобразной хрестоматией по истории отечественной авиации. Наверно поэтому они страдают одними и теми же ошибками.   В частности по тому же 434 ИАП, краткую историю которого я приводил в теме «Обсуждение версии 2.011» https://forum.il2sturmovik.ru/topic/6006-obsuzhdenie-versii-2011-spitfire-mkvb-stepnoj-ogon-novye-gr/?p=545212

 

Цитата из книги Яковлева АС. «Цель жизни.»: 

«…Чтобы добиться перелома, наше командование сформировало в составе 16-й воздушной армии полки из лучших летчиков-истребителей, одним из которых командовал майор Клещев. Эти летчики уже имели опыт борьбы с гитлеровцами под Москвой и в других местах. Полк получил только что вышедшие новые самолеты ЯК-9 производства сибирского завода, - машин этой марки с каждым днем становилось все больше и больше…»

 

Цитата из книги Н.Якубовича «Истребители Яковлева»:

«… Одним из первых истребители Як-9 получил 434-й отдельный ИАП (командир Герой Советского Союза майор И.И.Клещев) До поступления в полк новой техники с июня по август 1942 года летчики под Сталинградом уничтожили 90 самолетов врага. Но в начале осени 434-й ИАП вышел из боя. В октябре полк, получив самолеты Як-9, снова перебазировался под Сталинград и вошел в состав 16-й воздушной армии…» 

 

Тут у обоих авторов путаница. Полк действительно "вышел из боя"  но не в начале осени, а 5 августа 1942 года и перебазировался в Люберцы,  где был доукомплектован летным составом  и перевооружился, но только не на Як-9 а на Як-7Б. 13 сентября ( а не в октябре, как указывает Якубович) 434 иап  был направлен на Сталинградский фронт, войдя в оперативное подчинение 16-й воздушной армии Донского фронта под командованием генерал-майора авиации С.И. Руденко. А вот 4 октября 434 иап, сдав оставшуюся матчасть полкам 220 иад, убыл со Сталинградского фронта на переформирование в Люберцы. Где в составе 210 ИАД вошел в состав Калининского фронта получив на вооружение самолеты Як-1Б. Новые Як-9 в кол-ве 8 шт.прибыли в полк только 9 февраля 1943г. И командиром полка был уже не Герой Советского Союза майор И.И.Клещев (как указывается у обоих авторов) 31 декабря 1942 года  погибший в авиационной катастрофе а Василий Иосифович Сталин.

 

434-й истребительный авиационный полк  краткая историческая справка

 

0_113215_83a69613_XL.jpg

 

 

Далее из книги Яковлева АС. «Цель жизни.»:  

«…Полк получил только что вышедшие новые самолеты ЯК-9 производства сибирского завода, - машин этой марки с каждым днем становилось все больше и больше…»

 

По поводу: «…машин этой марки с каждым днем становилось все больше и больше…»

Опять же распространенное в отечественной историографии мнение о том, что с осени 1942г. новые истребители Як-9 громили немцев на всех фронтах. Давай те взглянем на состав и вооружение авиачастей принимавших участие в воздушных сражениях на Кубани с 1 апреля по 10 июня 1943 года

 

Части советской авиации, участвовавшие в боевых действиях на Кубани с 1 апреля по 10 июня 1943 года.

 

0_113216_41046a7b_XL.jpg

0_113217_bfb79a87_XL.jpg

0_113218_ac53be9a_XL.jpg
0_113219_ac039a0c_XL.jpg

Отчёт 4-й ВА за август месяц 1943 года

0_11321a_96674ce1_XL.jpg

 

 

Как видим на вооружении как 4-й так и 5-й воздушных армий участвовавших в «Битве за Кубань» Як-9 отсутствуют. Даже в Курской битве на вооружении четырех воздушных армий готовящихся

принять участие в битве, Як-9 составляют лишь 2,3% от всех истребителей участвовавших в сражении. Лишь с осени 1943г. Як-9 начинает массово поступать в войска.

 

Вопрос, почему же новый истребитель выпускавшийся с осени 1942г.  громивший врага еще в небе Сталинграда, отсутствует в знаменитой «Битве за Кубань» да и в сражении на Курской дуге их процент не велик.

 

Кому интересен этот вопрос, советую почитать статью Дмитрия Хазанова «Долгий путь на фронт улучшенной «девятки» в журнале «История авиации» 2000/02-03  

 

 

  • Нравится 1
  • Спасибо! 1
  • Поддерживаю! 20
  • 1CGS
Опубликовано:

Отличное резюме по Як-9 в Сталинграде, буду теперь ссылаться на этот текст.

 

А вот по Кубани у меня для вас есть сюрприз, но он не отменяет высказывания, что "Лишь с осени 1943 г. Як-9 начинает массово поступать в войска".

 

Итак, согласно ЖБД 3-го ИАК (сам документ опубликовать к сожалению не могу):

 

на 20.04.43 - 1 Як-9 числится в управлении 278-й ИАД

на 02.05.43 - 1 Як-9 в 43-м ИАП (возможно передан из управления дивизии)

с 13.05.43 по 23.05.43 - снова появляется 1 Як-9 в составе 43-го ИАП

с 16.05.43 - 1 Як-9 в 15-м ИАП

23.05.43 - в 278-ю ИАД поступает 8 Як-9, 7 передается в 15-й ИАП, один в управление

с 31.05.43 - все оставшиеся Як-9 сосредоточены в 15-м ИАП (5 штук) и 1 в управлении

11.06.43 - в 278-ю ИАД поступает 1 Як-9, номер 0148

 

Это подтверждается и списком машин 4-й ВА на 31 мая 1943 г.

00000016.jpg

 

Т.е. Як-9 поступали в крайне ограниченных количествах только в два полка 278-й ИАД 3-го ИАК, по другим частям 4-й и 5-й ВА, а также ВВС ВМФ такой информации нет.

  • Нравится 2
  • Спасибо! 1
  • Поддерживаю! 2
Опубликовано:

Спасибо за информацию! Как говорится с миру по нитке... Интересно, в мае были, в августе уже нет, сбиты? переданы в другие подразделения? надо поискать отчеты за июнь, июль месяц. 

Опубликовано: (изменено)

стр. 17 в "Весенние воздушные сражения 4 ВА Кубань (оперативно-тактический очерк)" - https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=153922973

 

и начиная со стр. 99 в "Отчет о боевой работе 4 ВА" (май 1943) - https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=131301632

Изменено пользователем bivalov
  • 1CGS
Опубликовано:

Спасибо за информацию! Как говорится с миру по нитке... Интересно, в мае были, в августе уже нет, сбиты? переданы в другие подразделения? надо поискать отчеты за июнь, июль месяц. 

Я их смотрел, Як-9 после мая встречается только в июле, но в общей графе, сколько их - неизвестно. Возможно остались от 278-й ИАД,

16.06.43 278-я ИАД была выведена из боевых действий и направлена в резерв СВГК, на это число в 15-м ИАП - 5(1) Як-9 и 1 Як-9 в управлении.

 

Июнь:

00000012.jpg

Июль:

00000010.jpg 00000011.jpg

 

Опубликовано:

Да маловато было новых ЯКов , но хоть что то нашлось.

Опубликовано:

По 4-ой воздушной армии получается такая картина 

Период с 01.05.1943 по 31.05.1943 г. 

Числится 5 Як-9  Потери: сбит в воздушном бою -1; не вернулось с боевого задания -2; в остатке -2

В июне не встречается в отчетах.

В июле в отчете указано общее кол-во всех типов Як, сколько из них Як-9 не ясно, но в списках потерь и кол-ве боевых вылетов Як-9 не встречается.

В отчетах за август, сентябрь, октябрь Як-9 не встречается.

post-13026-0-97680300-1501257087_thumb.jpg

post-13026-0-54406600-1501257229_thumb.jpg

post-13026-0-08473600-1501257286_thumb.jpg

post-13026-0-13914000-1501257444_thumb.jpg

Опубликовано:

Начало серийного выпуска октябрь 42. До 43года выпущено 59шт на Новосибирском заводе номер 153.

 

Интересно осталось ли какая нибудь документация об этих 59 самолётах?

Опубликовано: (изменено)

Несколько самолетов в 42ой иап попали вместе с як7б.В книге читал,как называется правда не помню,давненько было.

Изменено пользователем JGr8_Abent
Опубликовано: (изменено)

Начало серийного выпуска октябрь 42. До 43года выпущено 59шт на Новосибирском заводе номер 153.

 

Интересно осталось ли какая нибудь документация об этих 59 самолётах?

 

Из статьи Д.Хазанова  " Долгий путь на фронт улучшенной «девятки ":

 

«… Шла подготовка к выпуску новых истребителей Як-9 и на заводе №153 в Новосибирске. Уже в октябре 1942 г. в Новосибирске собрали 16 истребителей этого типа. Не отработанность температурного режима мотора вынудила начальника Главного Управления Заказов Самолетов и Моторов генерала Н.П.Селезнева приказать немедленно прекратить приемку самолетов с не доведенными новыми моторами. Из-за неподготовленного запуска в производство истребителя с не налаженной винтомоторной группой, фронт недополучил около двухсот Яков в первом квартале 1943 г. Хотя несколько самолетов все же оказались на фронте, в частности они попали в 287-ю ИАД…»  

 

Видимо они попали в 4-й ИАП который входил в состав 287-ой ИАД, об этом кстати упоминается и у В.Раткина в его книге «Авиация в Сталинградской битве», но Раткин пишет только об одном экземпляре Як-9 с Саратовского завода № 292. Вообщем не совсем тут все ясно, но то, что Як-9 под Сталинградом были в единичных, скорей всего опытных экземплярах это очевидно, так как о полках на вооружении которых бы находился новый Як-9 сведений нет. В частности о Як-9 в 434 ИАП я уже писал.

 

JGr8_Abent, on 30 Jul 2017 - 09:28, said:

Несколько самолетов в 42ой иап попали вместе с як7б.В книге читал,как называется правда не помню,давненько было.

 

Может быть ты об этом 

 

Як-7-37 — с 37-мм пушкой. В 1942 г. построена небольшая серия с пушкой МПШ-37 конструкции Шпитального.

 

0_113aeb_40d64136_XXL.jpg

Изменено пользователем =K=Gunther
  • Поддерживаю! 1
Опубликовано:

«… об этом кстати упоминается и у В.Раткина в его книге «Авиация в Сталинградской битве», но Раткин пишет только об одном экземпляре Як-9 с Саратовского завода № 292. 

 

 

 

Похоже Раткин что то путает, когда пишет о Як-9 с Саратовского авиазавода №292. По имеющимся данным этот завод выпускал только Як-1 и Як-3. Первые "девятки" стал выпускать Новосибирский завод №153, затем на производство Як-9 перешел Омский завод №166 и в 1944 г. к выпуску Як-9 подключился Московский завод №82.

  • 1CGS
Опубликовано:

Несколько самолетов в 42ой иап попали вместе с як7б.В книге читал,как называется правда не помню,давненько было.

42-й ИАП не был ни под Сталинградом, ни на Кубани.

Опубликовано:

42-й ИАП не был ни под Сталинградом, ни на Кубани.

Да в курсе же :)

Я на пост про 59 яков отвечал :)

Опубликовано:

А могли какие-то 7б по сериям уже быть без гаргрота и попасть под Сталинград? Запросто с девяткой путается.

  • Поддерживаю! 1
Опубликовано: (изменено)

А могли какие-то 7б по сериям уже быть без гаргрота и попасть под Сталинград? Запросто с девяткой путается.

На некоторые ранние серии ставили каплевидный фонарь.В прочем  отличить такой як от 9ки кроме как по наличию пулеметов ....Емнип где то мелькала фотка яка 7 с каплевидным фонарем на Сталинградском направлении,только он был с лыжами.

Изменено пользователем JGr8_Abent
Опубликовано:

У семёрки 2 УБС, у девятки - один. Что тут гадать?

Опубликовано:

Первая и единственная боевая потеря Як-9 в 32 ГИАП  - 15.03.1943 не вернулся из в.б. л-т Гнатенко 

 

26.05.1943 три боевые потери Як-9 в 15 ИАП.

 

А так первое и массовое применение это 273 ИАД с мая 1943 г.

  • Поддерживаю! 4
Опубликовано: (изменено)

У семёрки 2 УБС, у девятки - один. Что тут гадать?

Как ты отличишь поздний як 7 от як 9 если ракурс будет скажем справа?

Скажем вот так 1232451189_downhouse.info_jak-7_10.jpg

и вот так 1.Istrebitel-YAk-9-0401..jpg

или вот так 750576517.jpg

и вот так Yak-7b-sn-4101-LII-NKAP-February-1943.jp

Изменено пользователем JGr8_Abent
Опубликовано: (изменено)

н-да,почитать так получается что действительно массово як-9 и ла-5фн начали поступать только в 1944году так что ли!?

Изменено пользователем bmppanda
  • 1CGS
Опубликовано:

н-да,почитать так получается что действительно массово як-9 и ла-5фн начали поступать только в 1944году так что ли!?

Як-9 - середина лета 1943-го, в частности полки 3-го ИАК, выведенные в июне с Кубани в резерв СВГК, начали получать Як-9

Ла-5ФН - осень 1943-го, войсковые испытания ФН только в августе закончились.

  • Поддерживаю! 5
Опубликовано:

А могли какие-то 7б по сериям уже быть без гаргрота и попасть под Сталинград? Запросто с девяткой путается.

 

Существовало две модификации Як-7 с пониженным гаргротом

 

1. Як7-ДИ

0_113aff_bdcf7499_orig.jpg

0_113afe_92c795df_orig.jpg

 

Для постройки головного Як-7ДИ использовали серийный фюзеляж Як-7Б N23-26 с пониженным гаргротом с установленными двигателем М-105ПФ. На Як-7ДИ была сохранена вторая кабина, прикрытая откидывающейся в сторону фанерной крышкой. Эта кабина могла использоваться для размещения человека, аэрофотоаппарата, бомб, дополнительного бензобака и других целей. Он проходил заводские испытания с 26 июня по 16 июля 1942 г. (13 полетов общей продолжительностью 10 ч 20 мин) и государственные испытания с 18 июля по 5 августа 1942 г. (60 полетов, 40 ч 15 мин). Заводские испытания проводила бригада ОКБ А.С.Яковлева  Як-7ДИ госиспытания прошел удовлетворительно. После запуска в серию Як-7ДИ получил наименование Як-9.

 

2. Модификация  Як-7Б с пониженным гаргротом

 

 0_113afd_3650fdc_orig.jpg

 

Як-7Б летчика Шинкаренко с пониженным гаргротом. Самолет доработан в 42-м иап

 

Непосредственно на фронте бригадой ОКБ А.С.Яковлева была выполнена работа по улучшению обзора назад из кабины Як-7Б М-105ПФ - срезан гаргрот, фонарю придана каплеобразная форма. С 17 ноября по 13 декабря 1942 г. на Северо-Западном фронте в 42 иап (командир Ф.И.Шинкаренко) 240 иад 6 ВА проводились войсковые испытания на боевое применение. Кабина с улучшенным обзором получила положительную оценку летчиков и была рекомендована для применения на всех самолетах истребительного типа. 

н-да,почитать так получается что действительно массово як-9 и ла-5фн начали поступать только в 1944году так что ли!?

 

Выпуск по годам Як-9 различных модификаций 

 0_113afc_94bfe1e7_orig.jpg

  • 1CGS
Опубликовано:

Как ты отличишь поздний як 7 от як 9 если ракурс будет скажем справа?

Скажем вот так 1232451189_downhouse.info_jak-7_10.jpg

и вот так 1.Istrebitel-YAk-9-0401..jpg

 

В конкретном случае "сложный вариант" - т.к. по "длинной" бронеспинке (на 9-ке сзади бронестекло и поэтому бронеспинка обрезана), и если видно - по отсутствию бронестекол (хотя на некоторых сериях 7-ки они были) - выходит что Як-7, но т.к. законцовки "тупые" (были на Як-7ДИ и ранних 9-ках) это Як-9 из ранних, с не стандартной бронеспинкой.

И т.д. и т.п.

Опубликовано: (изменено)

В конкретном случае "сложный вариант" - т.к. по "длинной" бронеспинке (на 9-ке сзади бронестекло и поэтому бронеспинка обрезана), и если видно - по отсутствию бронестекол (хотя на некоторых сериях 7-ки они были) - выходит что Як-7, но т.к. законцовки "тупые" (были на Як-7ДИ и ранних 9-ках) это Як-9 из ранних, с не стандартной бронеспинкой.

И т.д. и т.п.

1ая фотка и 4ая як7,2ая и 3я  як 9.

ЗЫ О чем и речь,что як 7 от як 9 с некоторых ракурсов просто не отличить.

Изменено пользователем JGr8_Abent
  • 1CGS
Опубликовано:

1.Istrebitel-YAk-9-0401..jpg1ая фоткаяк 9.

А, я почему-то вижу только три фотки, речь - конкретно об этой машине.

 

  • BlackSix закрепил это тему
  • 7 месяцев спустя...
Опубликовано: (изменено)

Дико извиняюсь, но может быть знатоки смогут и по Як -1Б пояснить, почему его в карьере Сталинграда нет. А то вроде колхозник Головатов Як 1б передал Сталинградскому фронту, а в карьеру его не довезли  ?? Может это и не Як 1Б, но пишут вроде про Як1.. Возможно их и мало там было, но может добавить все таки, были же?

 

 

вав.jpg

 

Зашел карьеру посмотреть, а там Як 1Б нету, вроде на эту тему уже писали - но не могу вспомнить, к чему пришли в итоге..

Изменено пользователем Red_Pilot
  • Нравится 1
  • 2 месяца спустя...
Опубликовано:

Як-1б под Сталинградом были первых серий, у нас более поздняя. Добавить можно самостоятельно модом.

  • Нравится 1
  • 2 года спустя...
Опубликовано: (изменено)

Ну тогда фото еще одного подарочного ЯК-1Б "Защитником Сталинградского фронта", мб и эту модификацию реализуют, тогда раскраска пригодится.  

 

По ходу дела вопрос: какие ЯК-7 были на вооружении 4 ИАП с августа по декабрь 42 г.  Где-то пишут ЯК-7А, где-то ЯК-7Б. Есть фото "Политотелец", обозначено как ЯК-7Б.263080-main.jpg 

molchanov_np.jpg

Изменено пользователем Leberecht
Опубликовано:

Дело не в букве, а в номере серии.?

Опубликовано:
Только что, FoxbatRU сказал:

Дело не в букве, а в номере серии.?

Не будем "буквалистами":))), для нас важнее движок М-105ПФ и УБС-ы или М-105ПА и ШКАССы. Карьера уже идет, заглянул во вкладку "Штаб", на карте вообще 4ИАП не нашел...

  • Поддерживаю! 1
Опубликовано:
5 часов назад, Leberecht сказал:

для нас важнее

Для каждого важнее своё. Для меня историзм. Хотя я его и понимаю несколько более гибко, чем разработчики. :) Поэтому в карьере БзС включал модом и Як-7 и Як-1б в определённые периоды и Ju 88. А в БзМ Як-1 и ЛаГГ с Ju 87 и He 111. Нормандию тоже подпиливаю под себя...

  • Нравится 1

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас
×
×
  • Создать...