Перейти к публикации

Рекомендованные сообщения

Опубликовано:

Все известные на данный момент по фотографиям самолёты И-16 67-го истребительного авиаполка, принадлежащие к 1-й, 2-й и 4-й эскадрильям

Похоже на опечатку, судя по иллюстрации должно быть 1-й, 3-й и 4-й

 

И я конечно не литератор, но по-моему необязательные "очевидно" в двух небольших абзацах подряд это не очень хороший стиль.

Никакого регламента найти опять не удалось: размер цифр, цвет, место нанесения, очевидно, имели произвольный характер для каждого полка. Цифры наносились, как правило, одним цветом. Так, например, у самолётов 132-го СБАП номера были красные, среднего размера, а у 67-го ИАП – белые и крупные. У самолётов И-153 148-го ИАП размер цифр был очень небольшой, и они были разного цвета – возможно, полк имел некую смешанную «цвето-числовую» систему обозначений.

В этой системе исключений, видимо, было ещё больше, чем в «цветовой». Так, к примеру, в 212-м ДБАП номера самолётов у эскадрилий записывались не по порядку, а вразнобой, при этом все они, очевидно, были красного цвета:

 

За материал спасибо, интересная информация. 

Опубликовано:

Да 1,3 и 4 должно быть, очевидно это да, недоработал. Ну да ладно материал был не о том. Жаль что из-за форматов и сайта и журнала АиК, практически 70 % профилей и главное фотографий машин, редакторы не поставили. Ну что заграница нам поможет, англичане я думаю выпустят статью в полном объеме...

  • 3 месяца спустя...
Опубликовано:

Начал писать серию статей по системе камуфляжа и обозначениям самолетов ВВС КА летом 1941 года. Думаю всем будет интересно...

  • Поддерживаю! 2
  • 2 недели спустя...
Опубликовано:

К 20.07.41г., все самолеты ВВС КА должны были быть перекрашены по единой схеме двухцветного камуфляжа - зеленого и черного цветов.
После начала войны, авиачастям вступившим в сражение зачастую было не до покраски самолетов, однако приказы исполнялись, хоть и со скрипом. Причем сроки нанесения были урезаны до 10.07.41г.
Символично что одним из первых самолетов окрашенных по новой схеме, в составе частей ВВС, стал Як-4:
~iJXXcvPf.jpg~iJXXcvPe.jpg~iJXXcvPd.jpg~iJXXcvPg.jpg

Все пятна практически идеально совпадают со схемой, фюзеляжные звезды закрашены, а на хвостовое оперение нанесены. Причем явно краску наносили кистью.
~iJXXcvPh.jpg

Самолет к сожалению не имеет привязки, на данный момент, но по времени мы смело можем задать рамки 10 - 20 июля 1941года.


Один из первых окрашенных по схеме Ил-2 из 4-го ШАП, самолет №2806 АМ-38 №01268, потерян при выполнении боевого задания 20.07.1941 в районе Кричев - Горбатово. Пилот командир 4 эскадрильи капитан Лесников Владимир Дмитриевич.
~iJXXcvPr.jpg~iJXXcvPs.jpg~iJXXcvPt.jpg

К сожалению фото с левого борта не дает понять как окрашен самолет в целом, однако видно что звезды на фюзеляже закрашены.

Илы лидируют по количеству отфотографированных машин в новом камуфляже. Судя по всему из-за того что полки переформировывались в Воронеже, и подписывался акт. Похоже командир 1 ЗАБр полковник Папивин заставлял на самолеты малевать камо в соответствии с приказом и утвержденной схемой.
По временным рамкам, это машины нескольких полков:
430 ШАП - отправлен на фронт 5.07.41г. По крайней мере часть самолетов полка имела камуфляж не соответствующий схеме. Аэродромы Яковлево (Орша) - Шаталово.
74 ШАП - отправлен на фронт 9.07.41г.
61 ШАП - отправлен на фронт 12.07.41г. Аэродромы Шаталово - Сеща.
232 ШАП -переучивался на месте расположения, и получал самолеты с 9 по 18 июля 1941г.
Теоретически самолеты без больших звезд на фюзеляже могли иметь и экипажи 190 ШАП, убывшего на фронт 22.07.41г. Но это уже сложно проверить без конкретной привязки к самолету...
Кроме того прямо на фронте камо наносили на самолеты 4 ШАП (как мы установили).

В целом, получается почти десяток Ил-2 окрашенных по стандартной схеме. Начну с самолетов из Шаталово. 61 ШАП оставил на аэродроме 14-15 июля 5 самолетов, три свалены в одном месте. У одного четко видно звезду на фюзеле (видимо банально не закрасили), другой практически полностью сгорел, но третий во всей красе №3:
~iJXXcvQF.jpg~iJXXcvQG.jpg~iJXXcvQH.jpg

Предположительно Ил-2 из 74 ШАП 17.07.1941 г. Во время штурмовки мехколонны противника, из пункта Руди, из танков велся ответный арт. огонь. В результате комэск-1 капитан В.И.Попов подбитый в воздухе загорелся и упал в расположении танков:
~iJXXcvQJ.jpg~iJXXcvQI.jpg~iJXXcvQK.jpg~iJXXcvQL.jpg


Далее самолеты не имеющие конкретных привязок к местности или времени, однако это однозначно июль до 20 числа, до введения новых звезд на фюзеляже...
Два самолета - предположительно 74 ШАП:
~iJXXcvQM.jpg~iJXXcvQN.jpg

Самолет с видимым заводским №2304, самолет явно лежал в проезжем месте, у него масса фото:
~iJXXcvQP.jpg~iJXXcvQR.jpg~iJXXcvQS.jpg~iJXXcvQT.jpg

Два самолета с видимыми тактическими номерами 1 и 12, пока предположительно 61-й ШАП, но это весьма условная версия:
~iJXXcvQU.jpg~iJXXcvQV.jpg

~iJXXcvQW.jpg

И еще несколько самолетов, без привязок:
~iJXXcvQZ.jpg~iJXXcvR0.jpg~iJXXcvR5.jpg


В продолжении МиГ-3 из 401-го ИАП, ориентировочно середина июля 1941 года, самолет окрашен в соответствии с приказом:
~iJXXcvR4.jpg
Строй И-16 разных типов окрашенных в типовой камуфляж, к сожалению хвостовую часть не видно, но на фюзеляже звезд по моему нет:
~iJXXcvRH.jpg

 

Первым полком ВВС КА получившим еще весной 1941 года ЛаГГ-3, был 24 ИАП из ПВО Москвы.
Однако после этого, из-за технических проблем, поставки самолетов в ВВС начались только в июле 1941 года. Одним из первых 15 ЛаГГ-3 получил 145 ИАП, полк начал красить самолеты. Схема соблюдалась весьма приблизительно, но в целом камуфляж был стандартным черно/зеленым, звезды на фюзеляже закрашивались, а на хвостовое оперение наносились.
Яркий пример самолет капитана Гальченко:
~iJXXcvS2.jpg~iJXXcvS3.jpg~iJXXcvS4.jpg~iJXXcvS5.jpg
Хорошо видно, что до нанесения рисунка, на хвостовом оперении была нанесена звезда, звезда на фюзеляже наоборот закрашена:
~iJXXcvS6.jpg

Далее в 10-х числах июля 25 ЛаГГ-3 23-го Завода получил 19-й ИАП 7-го ИАК ПВО Ленинграда. Самолеты были в очень плохом техническом состоянии, и большинство из них было разбито, поломано или отправлено в ремонт из-за конструктивных или производственных недостатков...
~iJXXcvS9.jpg~iJXXcvSc.jpg
~iJXXcvSa.jpg~iJXXcvSb.jpg~iJXXcvSd.jpg
Камуфляж у самолетов не совсем стандартный, хотя однозначно черно-зеленый, причем нет звезд на фюзеляже, но присутствуют звезды на хвостовом оперении...

  • Поддерживаю! 13
Опубликовано:

Михаил! Как всегда, спасибо за Ваш труд thank_you.gif

 

Благодарю за оценку! И дальше буду стараться радовать новыми статьями!

Опубликовано:

Перейдем к бомберам, хорошее фото СБ №6, четко окрашен в соответствии с приказом:
~iJXXcvTJ.jpg~iJXXcvTM.jpg~iJXXcvTL.jpg~iJXXcvTK.jpg

  • Поддерживаю! 3
Опубликовано:

Самолеты Су-2, в начале июля, также начали камуфлировать в некоторых частях, к примеру на испытаниях Су-2 в варианте корректировщика самолет окрашен строго в соответствии со схемой:
~13SunXn8C.jpg~13SunXn8B.jpg
Большинству частей на фронте очевидно было некогда заниматься камуфлированием, но тем не менее немецкие военнослужащие успели зафиксировать несколько Су-2 именно в таком камо. К примеру два Су-2 сфотографированные на Украине, предположительно 226 ББАП, у обоих характерная молния, у одного видно №2:
~13SunXn8D.jpg~13SunXn8E.jpg~13SunXn8G.jpg~13SunXn8F.jpg
 

Опубликовано:

С пикирующими бомбардировщиками Ар-2 и Пе-2 сложнее, Пешек в стандартном камо довольно много, но они практически все уже с нанесенными крупными звездами на фюзеляже, окрашенных Ар-2 попадается крайне мало, идентифицированны на данный момент только две машины из 132 СБАП, оставленные 9-12.07 в Кировограде. Оба самолета закамуфлированы черными полосами, звезды на фюзеляже закрашены. Из-за повреждений не понятно наносились ли звезды на руль направления. Первый самолет очень хорошо отфотографирован:
~13SunXn8O.jpg~13SunXn8P.jpg~13SunXn8Q.jpg~13SunXn8R.jpg
Второй самолет сильно поврежден, но камо в целом видно:
~13SunXn8S.jpg~13SunXn8T.jpg

  • Поддерживаю! 2
Опубликовано:

Единственный, на этот момент четко идентифицированный Пе-2, с закрашенными на фюзеляже и нанесенными на шайбы звездами и окрашенный черно-зеленый камуфляж. Самолет с очень большой долей вероятности из 5-го СБАП, произвел вынужденную посадку у н.п.Бабанка у Умани:
~13SunXn92.jpg~13SunXn91.jpg~13SunXn8U.jpg~13SunXn8W.jpg~13SunXn8X.jpg~13SunXn8Y.jpg~13SunXn8Z.jpg~13SunXn90.jpg

  • Поддерживаю! 2
Опубликовано:

По Пе-2 есть интересное наблюдение, дело в том что в составе 410 БАП (очень много) и в составе полков ВВС ЮФ, были самолеты окрашенные в трехцветный камуфляж, не имеющие звезд на фюзеляже, но со звездами на шайбах. Камо нанесено очень аккуратно, очевидно в заводских условиях... Видимо какое то время использовался для окраски один или два варианта камуфляжа, разработанных в 1940 году. То же самое касается самолетов Ил-2 430 ШАП. Но это я думаю отдельно рассмотрим.

Опубликовано:

В целом исследование можно признать весьма успешным, во первых мы знаем что приказ НКО выполнялся, причем довольно большое количество частей ВВС и заводов НКАП начали красить свои самолеты в соответствии со стандартной схемой в черно-зеленый камуфляж, закрашивая звезды на фюзеляже и на верхних поверхностях плоскостей и нанося звезды на хвостовое оперение...
Довольно не большое количество фото И-153, И-16, СБ и Дб-3 в таком камуфляже, вероятно произошло из-за нескольких причин, первое серо-серебристые машины, особенно бомбардировщики, очень трудно окрасить в короткий срок, особенно учитывая наверняка имевшиеся проблемы с краской. Тем более когда в части 50 - 70 самолетов.
Поэтому мы имеем огромное количество фото самолетов СБ, И-153 и Дб-3 окрашенных невероятными камуфляжами из полосок или точек или пятен небольшой формы, которые из-за отсутствия цветных фото, практически невозможно идентифицировать по цвету.
Про эти, назовем их: "халхингольские" камуфляжи наверное придется делать отдельную статью, хотя как все это описать пока не понимаю.
Ну а с зелеными машинами, видимо как раз по причине того что они и так гораздо менее заметные, просто не заморачивались, и не торопились красить - тем более что было чем заняться...
Причем на более или менее спокойных участках фронта камуфляж наносили, к примеру ври "Чайка" из 5-й САД или И-15бис из ВВС ЮЗФ, окрашены в соответствии с приказом:
~13SunXn94.jpg
~13SunXn95.jpg~13SunXn96.jpg

  • Поддерживаю! 4
Опубликовано:

Собственно благодаря Сергею Кузнецову и его великолепным книгам про Як-1/Як-7 у нас есть информация о том как исследуемый нами камуфляж, который на протяжении двух лет был единственным официальным камуфляжем самолетов ВВС КА, впервые появился на самолете.
Впервые новый камуфляж запечатлен на опытном учебно-тренировочного УТИ-26-I в конце лета 1940 года. Слайды  с заводских испытаний 23.7-25.8.40г.:
~13SunXna3.jpg~13SunXna4.jpg~13SunXna5.jpg~13SunXna6.jpg

Сергей к сожалению не смог докопаться до документов полностью раскрывающих момент принятия решения о подобной окраске. Есть лишь свидетельство конструктора Е.Г. Адлера, о том что схему окраски предложил ВИАМ совместно с Военно-инженерной академией КА.
Но основываясь в публикациях Сергея, я пока только заметил, что такой камуфляж впоследствии наносился на все опытные машины завода №115.

  • Поддерживаю! 4
Опубликовано:

Наличие самолетов ЛаГГ-3, Пе-2 и УТИ-4, в трехцветном камуфляже, видимо связано с реализацией Постановление КО при СНК СССР № 53сс от 29 апреля 1941 г.
Там было не только указано:
Во изменение постановления КО от 23 мая 1940 года за № 220сс, КО при СНК постановляет:
1. Перейти на деформирующую (камуфляжную) окраску самолетов, выпускаемых Наркомавиапромом, как наиболее удовлетворяющую требованиям маскировки.
2. Обязать Наркомавиапром:
а) подготовить производство для перехода с 1 октября 1941 года на выпуск всех самолетов с деформирующей (камуфляжной) окраской верхних и боковых поверхностей и светлосерой окраской нижних поверхностей;
б) для окончательного уточнения вариантов окраски, состава и стойкости красителей до 15 июня 1941 года окрасить для НКО по техническим требованиям ГУ ВВС 100 самолетов деформирующей окраской;
в) с 15 июля 1941 года применять для окраски самолетов вместо простой зеленой – недешефрируемую зеленую окраску.

Но и:

3. Наркомату обороны к 1 сентября 1941 года на основе опыта эксплуатации в частях ВВС опытной партии самолетов, покрытых деформирующей окраской, дать Наркомавиапрому окончательные технические окончательные технические требования на камуфляжную окрасок..."

То есть зводы НКАП с 15 июля 1941 года должны применять для окраски самолетов вместо простой зеленой недешифрируемую (матовую) зеленую краску (АМТ-4).
И до 15 июня 1941 года произвести опытную камуфляжную окраску 100 самолетов, судя по всему и истребителей, и бомбардировщиков.
На основе опыта эксплуатации в частях ВВС КА этой опытной партии, к 1 сентября 1941 года НКО должен был передать НКАП окончательные технические требования на камуфляжную окраску.


ЛаГГ-3 выпущенный 10.07 и поврежден 11.06.41 года во время контрольных испытаний, к сожалению фоточки только хвостовой части, слева:
~13SunXn9m.jpg~13SunXn9n.jpg
Справа:
~13SunXn9o.jpg~13SunXn9p.jpg

Вот самолет из 317 РАП ВВС ЮФ, все тоже самое только видимо звезды фюзеляжные еще на заводе задули:
~13SunXn9b.jpg

Авария в августе 41 года в 167 РезАП, явно накрашенный на заводе трехцветный камок, но фюзеляжные звезды и звезды на верхних поверхностях крыльев - закрашены, а звезда на хвостовом оперении - нанесена! Самолеты выпущены - 2 июля 1941 года, завод №153.
~13SunXn9c.jpg~13SunXn9d.jpg


Заметим машин в опытном камуфляже должны были быть окрашены к 15 июня, то есть период весьма совпадает с материализацией трехцветных камо на вышеуказанных самолетах...

  • Поддерживаю! 4
Опубликовано: (изменено)

Спасибо ......  :good:

Изменено пользователем =FPS=Cutlass
  • 2 недели спустя...
Опубликовано:

Еще несколько СБ, очень хороша пара в воздухе, в окраске очень похожей на нструкцию:
~1a7On1pcm.jpg~1a7On1pcn.jpg
Два самолета брошенные на аэродроме в р-не Новгород-Северский, машины 38 СБАП:
~1a7On1pco.jpg~1a7On1pcp.jpg
~1a7On1pcq.jpg~1a7On1pcr.jpg~1a7On1pcs.jpg
 

  • Поддерживаю! 2
  • 2 месяца спустя...
Опубликовано:

Спасибо! Очень полезный материал.

 

Работаем, на здоровье!

Опубликовано:

Странички для ленивых, кто не хочет качать весь журнал...

post-102077-0-64720700-1488147620_thumb.jpg

post-102077-0-47289600-1488147627_thumb.jpg

post-102077-0-06205800-1488147635_thumb.jpg

post-102077-0-60201600-1488147641_thumb.jpg

post-102077-0-93312000-1488147646_thumb.jpg

post-102077-0-70712300-1488147653_thumb.jpg

post-102077-0-38525900-1488147661_thumb.jpg

post-102077-0-69376700-1488147666_thumb.jpg

post-102077-0-94258000-1488147672_thumb.jpg

post-102077-0-30575800-1488147681_thumb.jpg

post-102077-0-27659600-1488147688_thumb.jpg

post-102077-0-44082400-1488147693_thumb.jpg

post-102077-0-37847300-1488147700_thumb.jpg

post-102077-0-10526100-1488147707_thumb.jpg

post-102077-0-80766700-1488147713_thumb.jpg

post-102077-0-87503200-1488147722_thumb.jpg

post-102077-0-52231200-1488147730_thumb.jpg

post-102077-0-93141600-1488147736_thumb.jpg

post-102077-0-31358200-1488147743_thumb.jpg

post-102077-0-10645100-1488147751_thumb.jpg

post-102077-0-73608900-1488147757_thumb.jpg

post-102077-0-92000100-1488147762_thumb.jpg

post-102077-0-26210100-1488147770_thumb.jpg

  • Поддерживаю! 9
Опубликовано:

Очень интересный и насыщенный материал. Спасибо огромное. А можно узнать, над чем еще работаете? Ждать ли нам еще чего-то подобного и когда?

Опубликовано:

Очень интересный и насыщенный материал. Спасибо огромное. А можно узнать, над чем еще работаете? Ждать ли нам еще чего-то подобного и когда?

 

Да, готовлю материал по камуфляжу советских самолетов летом 1941 года, выше немного выкладывал. Еще планирую локальные статьи по обозначениям самолетов ВВС Северного фронта (тут же КБФ и СФ) и Закавказью... 

Опубликовано:

Надеюсь, что вся эта огромная масса материала по началу войны, когда-нибудь выльется в книгу. Чего и желаю автору.

Опубликовано:

Надеюсь, что вся эта огромная масса материала по началу войны, когда-нибудь выльется в книгу. Чего и желаю автору.

 

Ну первая часть книги про боевые действия в небе Прибалтики, с 2013 года кочует от издания к изданию, сначала три года провалялась в Тактикал-Пресс, прошлый год в Яузе, ну а в этом году сдал в "5 Рим" - верстают, в целом не плохо получается, я надеюсь к маю выйдет!

Ну и в Англии тоже в этом году обещают выпустить, они сейчас перевод заканчивают...

 

Кроме собственно 22 июня, сейчас работаем с Олегом Киселевым над книгой про атаки финских аэродромов 25 июня 1941 года, там война уже собственно описана, сейчас работа в основном идет по описанию состояния ВВС и ПВО Финляндии (Олег много переводит) и ВВС и ПВО КА. Я хочу в этом месяце закончить текст...

  • Поддерживаю! 3
Опубликовано:

Творческих успехов!!!

 

Спасибо! 

  • 1 месяц спустя...
Опубликовано:

Михаил, а по камуфляжу/маркировке 12-й ОИАЭ ВВС КБФ известно что-нибудь?

Опубликовано:

Михаил, а по камуфляжу/маркировке 12-й ОИАЭ ВВС КБФ известно что-нибудь?

 

К сожалению ни одного фото самолетов этой части не видел...

  • 2 года спустя...
Опубликовано: (изменено)

каталог - 116 стр. (фото, иллюстрации с описанием).

А.В. Станков "Поршневые истребители "Як" периода 1941-1945 в полках ВВС"

Киев. изд. "Украина и мир" 1999 г.

 

https://yadi.sk/i/uj2jc7uoYHmf4g

Изменено пользователем Cepn_u_MoJloT
  • Спасибо! 4

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас
×
×
  • Создать...