8903610360MishaT Опубликовано: 16 июля 2016 Опубликовано: 16 июля 2016 Моя новая статейка на Варспоте, в расширенном виде будет в Авиация и Космонавтика №8/2016: http://warspot.ru/6593-bukvy-i-tsifry-na-ishakah-i-migah 15
Zep Опубликовано: 16 июля 2016 Опубликовано: 16 июля 2016 Моя новая статейка на Варспоте, в расширенном виде будет в Авиация и Космонавтика №8/2016: http://warspot.ru/6593-bukvy-i-tsifry-na-ishakah-i-migah Просто супер материал!!!
NobbyNobbs Опубликовано: 16 июля 2016 Опубликовано: 16 июля 2016 Все известные на данный момент по фотографиям самолёты И-16 67-го истребительного авиаполка, принадлежащие к 1-й, 2-й и 4-й эскадрильям Похоже на опечатку, судя по иллюстрации должно быть 1-й, 3-й и 4-й И я конечно не литератор, но по-моему необязательные "очевидно" в двух небольших абзацах подряд это не очень хороший стиль. Никакого регламента найти опять не удалось: размер цифр, цвет, место нанесения, очевидно, имели произвольный характер для каждого полка. Цифры наносились, как правило, одним цветом. Так, например, у самолётов 132-го СБАП номера были красные, среднего размера, а у 67-го ИАП – белые и крупные. У самолётов И-153 148-го ИАП размер цифр был очень небольшой, и они были разного цвета – возможно, полк имел некую смешанную «цвето-числовую» систему обозначений. В этой системе исключений, видимо, было ещё больше, чем в «цветовой». Так, к примеру, в 212-м ДБАП номера самолётов у эскадрилий записывались не по порядку, а вразнобой, при этом все они, очевидно, были красного цвета: За материал спасибо, интересная информация.
8903610360MishaT Опубликовано: 17 июля 2016 Автор Опубликовано: 17 июля 2016 Да 1,3 и 4 должно быть, очевидно это да, недоработал. Ну да ладно материал был не о том. Жаль что из-за форматов и сайта и журнала АиК, практически 70 % профилей и главное фотографий машин, редакторы не поставили. Ну что заграница нам поможет, англичане я думаю выпустят статью в полном объеме...
8903610360MishaT Опубликовано: 13 ноября 2016 Автор Опубликовано: 13 ноября 2016 Начал писать серию статей по системе камуфляжа и обозначениям самолетов ВВС КА летом 1941 года. Думаю всем будет интересно... 2
8903610360MishaT Опубликовано: 22 ноября 2016 Автор Опубликовано: 22 ноября 2016 К 20.07.41г., все самолеты ВВС КА должны были быть перекрашены по единой схеме двухцветного камуфляжа - зеленого и черного цветов.После начала войны, авиачастям вступившим в сражение зачастую было не до покраски самолетов, однако приказы исполнялись, хоть и со скрипом. Причем сроки нанесения были урезаны до 10.07.41г.Символично что одним из первых самолетов окрашенных по новой схеме, в составе частей ВВС, стал Як-4:Все пятна практически идеально совпадают со схемой, фюзеляжные звезды закрашены, а на хвостовое оперение нанесены. Причем явно краску наносили кистью.Самолет к сожалению не имеет привязки, на данный момент, но по времени мы смело можем задать рамки 10 - 20 июля 1941года. Один из первых окрашенных по схеме Ил-2 из 4-го ШАП, самолет №2806 АМ-38 №01268, потерян при выполнении боевого задания 20.07.1941 в районе Кричев - Горбатово. Пилот командир 4 эскадрильи капитан Лесников Владимир Дмитриевич.К сожалению фото с левого борта не дает понять как окрашен самолет в целом, однако видно что звезды на фюзеляже закрашены. Илы лидируют по количеству отфотографированных машин в новом камуфляже. Судя по всему из-за того что полки переформировывались в Воронеже, и подписывался акт. Похоже командир 1 ЗАБр полковник Папивин заставлял на самолеты малевать камо в соответствии с приказом и утвержденной схемой.По временным рамкам, это машины нескольких полков:430 ШАП - отправлен на фронт 5.07.41г. По крайней мере часть самолетов полка имела камуфляж не соответствующий схеме. Аэродромы Яковлево (Орша) - Шаталово.74 ШАП - отправлен на фронт 9.07.41г.61 ШАП - отправлен на фронт 12.07.41г. Аэродромы Шаталово - Сеща.232 ШАП -переучивался на месте расположения, и получал самолеты с 9 по 18 июля 1941г.Теоретически самолеты без больших звезд на фюзеляже могли иметь и экипажи 190 ШАП, убывшего на фронт 22.07.41г. Но это уже сложно проверить без конкретной привязки к самолету...Кроме того прямо на фронте камо наносили на самолеты 4 ШАП (как мы установили).В целом, получается почти десяток Ил-2 окрашенных по стандартной схеме. Начну с самолетов из Шаталово. 61 ШАП оставил на аэродроме 14-15 июля 5 самолетов, три свалены в одном месте. У одного четко видно звезду на фюзеле (видимо банально не закрасили), другой практически полностью сгорел, но третий во всей красе №3:Предположительно Ил-2 из 74 ШАП 17.07.1941 г. Во время штурмовки мехколонны противника, из пункта Руди, из танков велся ответный арт. огонь. В результате комэск-1 капитан В.И.Попов подбитый в воздухе загорелся и упал в расположении танков: Далее самолеты не имеющие конкретных привязок к местности или времени, однако это однозначно июль до 20 числа, до введения новых звезд на фюзеляже...Два самолета - предположительно 74 ШАП:Самолет с видимым заводским №2304, самолет явно лежал в проезжем месте, у него масса фото: Два самолета с видимыми тактическими номерами 1 и 12, пока предположительно 61-й ШАП, но это весьма условная версия:И еще несколько самолетов, без привязок: В продолжении МиГ-3 из 401-го ИАП, ориентировочно середина июля 1941 года, самолет окрашен в соответствии с приказом:Строй И-16 разных типов окрашенных в типовой камуфляж, к сожалению хвостовую часть не видно, но на фюзеляже звезд по моему нет: Первым полком ВВС КА получившим еще весной 1941 года ЛаГГ-3, был 24 ИАП из ПВО Москвы.Однако после этого, из-за технических проблем, поставки самолетов в ВВС начались только в июле 1941 года. Одним из первых 15 ЛаГГ-3 получил 145 ИАП, полк начал красить самолеты. Схема соблюдалась весьма приблизительно, но в целом камуфляж был стандартным черно/зеленым, звезды на фюзеляже закрашивались, а на хвостовое оперение наносились.Яркий пример самолет капитана Гальченко:Хорошо видно, что до нанесения рисунка, на хвостовом оперении была нанесена звезда, звезда на фюзеляже наоборот закрашена: Далее в 10-х числах июля 25 ЛаГГ-3 23-го Завода получил 19-й ИАП 7-го ИАК ПВО Ленинграда. Самолеты были в очень плохом техническом состоянии, и большинство из них было разбито, поломано или отправлено в ремонт из-за конструктивных или производственных недостатков...Камуфляж у самолетов не совсем стандартный, хотя однозначно черно-зеленый, причем нет звезд на фюзеляже, но присутствуют звезды на хвостовом оперении... 13
=K=Gunther Опубликовано: 23 ноября 2016 Опубликовано: 23 ноября 2016 Михаил! Как всегда, спасибо за Ваш труд 1
8903610360MishaT Опубликовано: 23 ноября 2016 Автор Опубликовано: 23 ноября 2016 Михаил! Как всегда, спасибо за Ваш труд Благодарю за оценку! И дальше буду стараться радовать новыми статьями!
8903610360MishaT Опубликовано: 28 ноября 2016 Автор Опубликовано: 28 ноября 2016 Перейдем к бомберам, хорошее фото СБ №6, четко окрашен в соответствии с приказом: 3
8903610360MishaT Опубликовано: 4 декабря 2016 Автор Опубликовано: 4 декабря 2016 Самолеты Су-2, в начале июля, также начали камуфлировать в некоторых частях, к примеру на испытаниях Су-2 в варианте корректировщика самолет окрашен строго в соответствии со схемой:Большинству частей на фронте очевидно было некогда заниматься камуфлированием, но тем не менее немецкие военнослужащие успели зафиксировать несколько Су-2 именно в таком камо. К примеру два Су-2 сфотографированные на Украине, предположительно 226 ББАП, у обоих характерная молния, у одного видно №2:
8903610360MishaT Опубликовано: 4 декабря 2016 Автор Опубликовано: 4 декабря 2016 С пикирующими бомбардировщиками Ар-2 и Пе-2 сложнее, Пешек в стандартном камо довольно много, но они практически все уже с нанесенными крупными звездами на фюзеляже, окрашенных Ар-2 попадается крайне мало, идентифицированны на данный момент только две машины из 132 СБАП, оставленные 9-12.07 в Кировограде. Оба самолета закамуфлированы черными полосами, звезды на фюзеляже закрашены. Из-за повреждений не понятно наносились ли звезды на руль направления. Первый самолет очень хорошо отфотографирован:Второй самолет сильно поврежден, но камо в целом видно: 2
8903610360MishaT Опубликовано: 4 декабря 2016 Автор Опубликовано: 4 декабря 2016 Единственный, на этот момент четко идентифицированный Пе-2, с закрашенными на фюзеляже и нанесенными на шайбы звездами и окрашенный черно-зеленый камуфляж. Самолет с очень большой долей вероятности из 5-го СБАП, произвел вынужденную посадку у н.п.Бабанка у Умани: 2
8903610360MishaT Опубликовано: 4 декабря 2016 Автор Опубликовано: 4 декабря 2016 По Пе-2 есть интересное наблюдение, дело в том что в составе 410 БАП (очень много) и в составе полков ВВС ЮФ, были самолеты окрашенные в трехцветный камуфляж, не имеющие звезд на фюзеляже, но со звездами на шайбах. Камо нанесено очень аккуратно, очевидно в заводских условиях... Видимо какое то время использовался для окраски один или два варианта камуфляжа, разработанных в 1940 году. То же самое касается самолетов Ил-2 430 ШАП. Но это я думаю отдельно рассмотрим.
8903610360MishaT Опубликовано: 4 декабря 2016 Автор Опубликовано: 4 декабря 2016 В целом исследование можно признать весьма успешным, во первых мы знаем что приказ НКО выполнялся, причем довольно большое количество частей ВВС и заводов НКАП начали красить свои самолеты в соответствии со стандартной схемой в черно-зеленый камуфляж, закрашивая звезды на фюзеляже и на верхних поверхностях плоскостей и нанося звезды на хвостовое оперение...Довольно не большое количество фото И-153, И-16, СБ и Дб-3 в таком камуфляже, вероятно произошло из-за нескольких причин, первое серо-серебристые машины, особенно бомбардировщики, очень трудно окрасить в короткий срок, особенно учитывая наверняка имевшиеся проблемы с краской. Тем более когда в части 50 - 70 самолетов.Поэтому мы имеем огромное количество фото самолетов СБ, И-153 и Дб-3 окрашенных невероятными камуфляжами из полосок или точек или пятен небольшой формы, которые из-за отсутствия цветных фото, практически невозможно идентифицировать по цвету.Про эти, назовем их: "халхингольские" камуфляжи наверное придется делать отдельную статью, хотя как все это описать пока не понимаю.Ну а с зелеными машинами, видимо как раз по причине того что они и так гораздо менее заметные, просто не заморачивались, и не торопились красить - тем более что было чем заняться...Причем на более или менее спокойных участках фронта камуфляж наносили, к примеру ври "Чайка" из 5-й САД или И-15бис из ВВС ЮЗФ, окрашены в соответствии с приказом: 4
8903610360MishaT Опубликовано: 6 декабря 2016 Автор Опубликовано: 6 декабря 2016 Собственно благодаря Сергею Кузнецову и его великолепным книгам про Як-1/Як-7 у нас есть информация о том как исследуемый нами камуфляж, который на протяжении двух лет был единственным официальным камуфляжем самолетов ВВС КА, впервые появился на самолете.Впервые новый камуфляж запечатлен на опытном учебно-тренировочного УТИ-26-I в конце лета 1940 года. Слайды с заводских испытаний 23.7-25.8.40г.:Сергей к сожалению не смог докопаться до документов полностью раскрывающих момент принятия решения о подобной окраске. Есть лишь свидетельство конструктора Е.Г. Адлера, о том что схему окраски предложил ВИАМ совместно с Военно-инженерной академией КА.Но основываясь в публикациях Сергея, я пока только заметил, что такой камуфляж впоследствии наносился на все опытные машины завода №115. 4
8903610360MishaT Опубликовано: 6 декабря 2016 Автор Опубликовано: 6 декабря 2016 Наличие самолетов ЛаГГ-3, Пе-2 и УТИ-4, в трехцветном камуфляже, видимо связано с реализацией Постановление КО при СНК СССР № 53сс от 29 апреля 1941 г.Там было не только указано:Во изменение постановления КО от 23 мая 1940 года за № 220сс, КО при СНК постановляет:1. Перейти на деформирующую (камуфляжную) окраску самолетов, выпускаемых Наркомавиапромом, как наиболее удовлетворяющую требованиям маскировки.2. Обязать Наркомавиапром:а) подготовить производство для перехода с 1 октября 1941 года на выпуск всех самолетов с деформирующей (камуфляжной) окраской верхних и боковых поверхностей и светлосерой окраской нижних поверхностей;б) для окончательного уточнения вариантов окраски, состава и стойкости красителей до 15 июня 1941 года окрасить для НКО по техническим требованиям ГУ ВВС 100 самолетов деформирующей окраской;в) с 15 июля 1941 года применять для окраски самолетов вместо простой зеленой – недешефрируемую зеленую окраску.Но и:3. Наркомату обороны к 1 сентября 1941 года на основе опыта эксплуатации в частях ВВС опытной партии самолетов, покрытых деформирующей окраской, дать Наркомавиапрому окончательные технические окончательные технические требования на камуфляжную окрасок..."То есть зводы НКАП с 15 июля 1941 года должны применять для окраски самолетов вместо простой зеленой недешифрируемую (матовую) зеленую краску (АМТ-4).И до 15 июня 1941 года произвести опытную камуфляжную окраску 100 самолетов, судя по всему и истребителей, и бомбардировщиков.На основе опыта эксплуатации в частях ВВС КА этой опытной партии, к 1 сентября 1941 года НКО должен был передать НКАП окончательные технические требования на камуфляжную окраску.ЛаГГ-3 выпущенный 10.07 и поврежден 11.06.41 года во время контрольных испытаний, к сожалению фоточки только хвостовой части, слева:Справа:Вот самолет из 317 РАП ВВС ЮФ, все тоже самое только видимо звезды фюзеляжные еще на заводе задули:Авария в августе 41 года в 167 РезАП, явно накрашенный на заводе трехцветный камок, но фюзеляжные звезды и звезды на верхних поверхностях крыльев - закрашены, а звезда на хвостовом оперении - нанесена! Самолеты выпущены - 2 июля 1941 года, завод №153.Заметим машин в опытном камуфляже должны были быть окрашены к 15 июня, то есть период весьма совпадает с материализацией трехцветных камо на вышеуказанных самолетах... 4
=FPS=Cutlass_RL Опубликовано: 7 декабря 2016 Опубликовано: 7 декабря 2016 (изменено) Спасибо ...... Изменено 7 декабря 2016 пользователем =FPS=Cutlass
8903610360MishaT Опубликовано: 18 декабря 2016 Автор Опубликовано: 18 декабря 2016 Еще несколько СБ, очень хороша пара в воздухе, в окраске очень похожей на нструкцию:Два самолета брошенные на аэродроме в р-не Новгород-Северский, машины 38 СБАП: 2
8903610360MishaT Опубликовано: 26 февраля 2017 Автор Опубликовано: 26 февраля 2017 Французы красавцы, выпустили в Авионсе статью про обозначения самолетов ВВС летом 1941 года, наконец в нормальном объеме! http://mirageswar.com/aircrafts/90513-avions-216-2017-03-04.html 9
8903610360MishaT Опубликовано: 26 февраля 2017 Автор Опубликовано: 26 февраля 2017 Спасибо! Очень полезный материал. Работаем, на здоровье!
8903610360MishaT Опубликовано: 26 февраля 2017 Автор Опубликовано: 26 февраля 2017 Странички для ленивых, кто не хочет качать весь журнал... 9
ivanovax Опубликовано: 6 марта 2017 Опубликовано: 6 марта 2017 Очень интересный и насыщенный материал. Спасибо огромное. А можно узнать, над чем еще работаете? Ждать ли нам еще чего-то подобного и когда?
8903610360MishaT Опубликовано: 7 марта 2017 Автор Опубликовано: 7 марта 2017 Очень интересный и насыщенный материал. Спасибо огромное. А можно узнать, над чем еще работаете? Ждать ли нам еще чего-то подобного и когда? Да, готовлю материал по камуфляжу советских самолетов летом 1941 года, выше немного выкладывал. Еще планирую локальные статьи по обозначениям самолетов ВВС Северного фронта (тут же КБФ и СФ) и Закавказью...
SV7_Felix_Iron Опубликовано: 7 марта 2017 Опубликовано: 7 марта 2017 Надеюсь, что вся эта огромная масса материала по началу войны, когда-нибудь выльется в книгу. Чего и желаю автору.
8903610360MishaT Опубликовано: 8 марта 2017 Автор Опубликовано: 8 марта 2017 Надеюсь, что вся эта огромная масса материала по началу войны, когда-нибудь выльется в книгу. Чего и желаю автору. Ну первая часть книги про боевые действия в небе Прибалтики, с 2013 года кочует от издания к изданию, сначала три года провалялась в Тактикал-Пресс, прошлый год в Яузе, ну а в этом году сдал в "5 Рим" - верстают, в целом не плохо получается, я надеюсь к маю выйдет! Ну и в Англии тоже в этом году обещают выпустить, они сейчас перевод заканчивают... Кроме собственно 22 июня, сейчас работаем с Олегом Киселевым над книгой про атаки финских аэродромов 25 июня 1941 года, там война уже собственно описана, сейчас работа в основном идет по описанию состояния ВВС и ПВО Финляндии (Олег много переводит) и ВВС и ПВО КА. Я хочу в этом месяце закончить текст... 3
8903610360MishaT Опубликовано: 8 марта 2017 Автор Опубликовано: 8 марта 2017 Творческих успехов!!! Спасибо!
707shap_Srbin Опубликовано: 11 апреля 2017 Опубликовано: 11 апреля 2017 Михаил, а по камуфляжу/маркировке 12-й ОИАЭ ВВС КБФ известно что-нибудь?
8903610360MishaT Опубликовано: 11 апреля 2017 Автор Опубликовано: 11 апреля 2017 Михаил, а по камуфляжу/маркировке 12-й ОИАЭ ВВС КБФ известно что-нибудь? К сожалению ни одного фото самолетов этой части не видел...
Cepn_u_MoJloT Опубликовано: 29 сентября 2019 Опубликовано: 29 сентября 2019 (изменено) каталог - 116 стр. (фото, иллюстрации с описанием). А.В. Станков "Поршневые истребители "Як" периода 1941-1945 в полках ВВС" Киев. изд. "Украина и мир" 1999 г. https://yadi.sk/i/uj2jc7uoYHmf4g Изменено 29 сентября 2019 пользователем Cepn_u_MoJloT 4
Рекомендованные сообщения
Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать аккаунт
Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!
Зарегистрировать аккаунтВойти
Уже зарегистрированы? Войдите здесь.
Войти сейчас