=FPS=Cutlass_RL Опубликовано: 6 августа 2017 Опубликовано: 6 августа 2017 Новая статейка: http://warspot.ru/9663-korotkaya-voyna-kapitana-karmanova Михаил...."СТАТЬЯ".... "Статейка" - для Вашей работы не подходящее название......
8903610360MishaT Опубликовано: 6 августа 2017 Автор Опубликовано: 6 августа 2017 Михаил...."СТАТЬЯ".... "Статейка" - для Вашей работы не подходящее название...... Спасибо! Она просто урезанная сильно, в большом формате про бои в Молдавии 22 июня будет в АиК и Авионсе...
=FPS=Cutlass_RL Опубликовано: 6 августа 2017 Опубликовано: 6 августа 2017 (изменено) Спасибо! Она просто урезанная сильно, в большом формате про бои в Молдавии 22 июня будет в АиК и Авионсе... Это ни сколько не умаляет Ваших трудов...... Ждём продолжения исторических исследований...... Изменено 6 августа 2017 пользователем =FPS=Cutlass
8903610360MishaT Опубликовано: 13 августа 2017 Автор Опубликовано: 13 августа 2017 В ближайшее время планируются несколько статей на Варспоте:- Коротыш про разведподразделение, из испанских летчиков на немецких самолетах, История известная, а собственно из-за чего сделал - не публиковавшиеся фото Bf109E Ju88 в нашей окраске и с советскими обозначениями и опознавательными знаками...- Продолжение статьи про налеты на финские аэродромы 25 июня 1941 года, с подробным разбором действий как советских, так и финских летчиков...- Статья про догфайтинги 22 июня в небе Белоруссии, будет очень много интересного... 7
Zep Опубликовано: 13 августа 2017 Опубликовано: 13 августа 2017 Спасибо! Ну и у меня особый интерес к вашим статьям.
MicroShket Опубликовано: 26 августа 2017 Опубликовано: 26 августа 2017 Михаил, если есть возможность, могли бы мне подсобить парой-тройкой фотографий ранних Як-1 довоенного выпуска? В книгах Кузнецова маловато фотографий таких машин, а мне бы какую-нибудь "noname" пилота. Видел, если не ошибаюсь, в одном из номеров Авиации и Космонавтики что-то из этой серии, но не могу найти.
8903610360MishaT Опубликовано: 27 августа 2017 Автор Опубликовано: 27 августа 2017 Михаил, если есть возможность, могли бы мне подсобить парой-тройкой фотографий ранних Як-1 довоенного выпуска? В книгах Кузнецова маловато фотографий таких машин, а мне бы какую-нибудь "noname" пилота. Видел, если не ошибаюсь, в одном из номеров Авиации и Космонавтики что-то из этой серии, но не могу найти. А какая задача у Вас стоит? Что нужно: деталировка или как самолеты какого-то определенного полка выглядели?
MicroShket Опубликовано: 27 августа 2017 Опубликовано: 27 августа 2017 А какая задача у Вас стоит? Что нужно: деталировка или как самолеты какого-то определенного полка выглядели? Спасибо за ответ! У меня задача по сборке раннего Як-1 292-го завода с дополнительными створками ниш шасси, выпущенного до 22 июня 1941 года. Без стандартной деформирующей окраски. Интересно посмотреть на то, как эти самолеты выглядели уже в частях (в книгах "Первый Як" и "Летчикам нравятся Яки" есть небольшое количество фото таких машин, но вдруг есть что-то ещё).
8903610360MishaT Опубликовано: 28 августа 2017 Автор Опубликовано: 28 августа 2017 Спасибо за ответ! У меня задача по сборке раннего Як-1 292-го завода с дополнительными створками ниш шасси, выпущенного до 22 июня 1941 года. Без стандартной деформирующей окраски. Интересно посмотреть на то, как эти самолеты выглядели уже в частях (в книгах "Первый Як" и "Летчикам нравятся Яки" есть небольшое количество фото таких машин, но вдруг есть что-то ещё). Дык фото мало просто. Ранние Як-1 попали в 11 ИАП 24 ИАД ПВО, 45 ИАП 27 ИАД ПВО, которые были к 22 июня укомплектованы полностью (11 ИАП в основном получил самолеты 301 завода), еще один полк который получил полный комплект яков - 20 ИАП 17 САД КОВО. Остальные полки 123 ИАП 10 САД ЗапОВО и 158 ИАП ЛВО получили только по 20 самолетов, их фото с номерами пока не идентифицированы...
MicroShket Опубликовано: 28 августа 2017 Опубликовано: 28 августа 2017 Мало. Но где-то, емнип, в Ваших статьях мне, например, попадалось фото, где один ранний Як-1 въехал в другой ранний Як-1. И у одного из них был нестандартный камуфляж. Спасибо за информацию по поступлению самолета в части!
8903610360MishaT Опубликовано: 29 августа 2017 Автор Опубликовано: 29 августа 2017 Мало. Но где-то, емнип, в Ваших статьях мне, например, попадалось фото, где один ранний Як-1 въехал в другой ранний Як-1. И у одного из них был нестандартный камуфляж. Спасибо за информацию по поступлению самолета в части! А это Вы про Як-1 из 45 ИАП, да по самолетам этого полка у меня есть фото в смешных камуфляжах, собственно в опубликованных статьях в Авионс и АиК можно посмотреть. По самолям 20 ИАП тоже есть фото, правда их немного, у меня только одна аварийка с июня 1941 года, но благодаря ей удалось идентифицировать фото с Бея. По машинам 123 и 158 ИАП фото есть, но все они такие что номеров не видно, да и качество как правило хреновое.
MicroShket Опубликовано: 29 августа 2017 Опубликовано: 29 августа 2017 А это Вы про Як-1 из 45 ИАП, да по самолетам этого полка у меня есть фото в смешных камуфляжах, собственно в опубликованных статьях в Авионс и АиК можно посмотреть. По самолям 20 ИАП тоже есть фото, правда их немного, у меня только одна аварийка с июня 1941 года, но благодаря ей удалось идентифицировать фото с Бея. По машинам 123 и 158 ИАП фото есть, но все они такие что номеров не видно, да и качество как правило хреновое. А Вы могли бы их показать, если они есть в свободном и бесплатном доступе? Если же они представлены только в периодических изданиях или просто куплены за деньги, то тогда не стоит, конечно.
8903610360MishaT Опубликовано: 29 августа 2017 Автор Опубликовано: 29 августа 2017 Вот машинки 20 ИАП, самолеты не несут камуфляж, у них белые номера на руле. 2
MicroShket Опубликовано: 30 августа 2017 Опубликовано: 30 августа 2017 Прошу прощения за флуд. Но дочитал тему по Яку на scalemodels, где Вы вели диалог с С. Кузнецовым, и хочу узнать, если Вы в курсе, конечно: стоит ли внимания вот это в плане изучения ранних Як-1? А то 30 евро тоже выбрасывать на ветер нет желания.
8903610360MishaT Опубликовано: 31 августа 2017 Автор Опубликовано: 31 августа 2017 Прошу прощения за флуд. Но дочитал тему по Яку на scalemodels, где Вы вели диалог с С. Кузнецовым, и хочу узнать, если Вы в курсе, конечно: стоит ли внимания вот это в плане изучения ранних Як-1? А то 30 евро тоже выбрасывать на ветер нет желания. ОК. Спрошу что там есть, но сомневаюсь, что какие то новые вещи по ранним якам, он меня просил в свое время сделать копии материалов по подготовке польских пилотов для формировавшихся польских полков, так что думаю упор там на поздний период...
8903610360MishaT Опубликовано: 6 сентября 2017 Автор Опубликовано: 6 сентября 2017 (изменено) Решил запостить начало новой статьи про то как немцы "не любили" вести маневренные воздушные бои, попробую втиснуть три эпизод, которые произошли 22 июня, ну а там как редактор решит: Ранним утром 22 июня 1941 года личный состав ВВС приграничных военных округов Красной армии был поднят по тревоге. В числе прочих готовили свою технику авиаторы 123-го ИАП 10-й САД ВВС ЗапОВО. Летчики и техники полка еще не подозревали, что буквально через пару часов на них обрушится один из самых мощных ударов Люфтваффе. 123-й ИАП был сформирован весной 1940 года и как большинство своих собратьев не смог подойти к началу войны в оптимальной форме. Произошло это, как по причине слабой подготовки пилотов выпускников летных школ 1940 года, так и по вине матчасти. Поступившие на вооружение полка И-153 с моторами М-63, оказались тем еще подарком, повышенная температура и падение давления масла и систематические обрывы главного шатуна двигателя, привели к тому что, с августа 1940 года, по январь 1941, полк вынужден был фактически прекратить учебно-боевую подготовку, продолжая поддерживать минимальный налет летного состава на учебно-тренировочных У-2 и УТ-1. После устранения части рекламаций, полеты на «Чайках» были возобновлены с начала 1941 года, однако проводились с большими ограничениями, что естественно на могло не сказаться на качестве подготовки. Тогда же, в рамках проводимого перевооружения, полк был поставлен в очередь на получение Як-1, 20 из которых, поступили в часть буквально накануне начала войны, и личный состав не успел начать переучивание. Сильной стороной полка было наличие значительного колличества опытного летного состава, командир полка майор Б.Н.Сурин, зам.командира капитан Н.П.Мажаев, комэски, их заместители, а также часть командиров звеньев были весьма опытными летчиками. Собственно, к 22.06.41 г., в части из 87 пилотов только 10 были новичками, прибывшими из школ в 1941 году, 30 человек служили в ВВС более двух лет, а еще 47 человек считались пилотами второго года службы. Однако отсутствие технически надежных боевых самолетов, стало причиной того что полноценную УБП полк смог проводить буквально три месяца – с мая по август 1940 года. За этот период удалось добиться многого, так было проведено 470 стрельб по конусу и 770 по наземным мишеням, 736 индивидуальных учебных воздушных боев и 430 маршрутных полетов. Всего за год налет составил 3900 часов (к сожалению, в документах нет разбивки на боевые и учебные самолеты). После получения разрешения на проведения УБП, личный состав начал постепенно втягиваться в учебный процесс. В январе – феврале 1941 года, налет составлял 50 и 100 часов соответственно, в марте и апреле налетали на И-153 по 200 часов. Более или менее нормально личный состав начал летать только в мае, однако 422 часа налета на «Чайках» - мягко говоря были не рекордом. К 15.06.41 летчики смогли достичь прошлогодних показателей, но считать это хорошим результатом естественно не приходится, средний налет на И-153 на летчика за полгода составляли жалкие 15 часов. Всего за полгода удалось выполнить 353 маршрутных полета, учебных воздушных боев, стрельб по наземным мишеням и бомбометаний не выполнялось вовсе. Несколько сглаживают картину 470 стрельб по конусу, из них правда выполнено было лишь 309, тем не менее с трудом, но стрелковую подготовку старались поддерживать хотя бы на минимальном уровне. По этим причинам полк разумеется ни как нельзя было назвать боеготовым, и собственно для того чтобы довести 123-й ИАП до кондиции, требовалось провести перевооружение на Як-1 и в течении нескольких месяцев интенсивно тренировать летчиков. Но вступить в бой бойцам 123-го ИАП пришлось именно с такой подготовкой, а боеготовая матчасть состояла из 58 исправных И-153 М-63 (еще 3 «Чайки» были разбиты в авариях и списаны за весну, а еще 40 самолетов: 20 Як-1 и 20 учебных самолетов 2 И-15бис, 1 УТИ-4, 11 УТ-1 и 6 У-2 - были в той ситуации скорее обузой). Управление, 1, 2 и 4 эскадрильи полка базировались на аэродромах Именин - основной аэродром и Стригово (5-10 км Сев. Кобрин), а 3-я эскадрилья прямо на границе на аэродромах Брест и Лощицы. Противниками сталинских соколов стали три немецкие истребительные группы: I/JG53, III, IV/JG51, развернутые в составе II авиакорпуса 2 Люфтфлота на брестском направлении. Эти части, объединенные штабом Stab/JG 53, базировались на аэродромах Кржевица и Халашци (40 км Зап. Брест), были оснащены новейшими Bf109F-1/2, всего 117 машин (из них 91 испр.), а личный состав был хорошо подготовлен и в массе своей имел боевой опыт. Совершенно очевидно, что соотношение сил было изначально крайне невыгодно для советских летчиков, тем более что буквально в 10 км восточнее Кржевицы, на аэродроме Рагозничка базировались штаб и две группы SKG210, вооруженные тяжелыми истребителями Bf110, в количестве 83 штук, из них 74 исправных. В противостоянии этой армаде, 123 ИАП мог помочь только 33-й ИАП, базировавшийся в 40 км севернее Кобрина на аэродроме Куплин (Пружаны). Однако имевший очень неплохо подготовленный кадровый состав, 33-й ИАП располагал просто антикварной матчастью, три его эскадрильи имели на вооружении 25 исправных И-16 тип 5, выпуска 1936 – 37 года, а одна - 6 исправных И-153. Другие истребительные части округа оперативно не могли прийти на помощь истребителям 10-й САД, поэтому прикрывать небо над чрезвычайно важном направление Брест – Кобрин, которое было осью наступления моторизованных соединений 2-й танковой группы генерала Гудериана, в первые часы войны могли только истребители 123-го и 33-го ИАП и впереди их ждали тяжелые испытания. Изменено 6 сентября 2017 пользователем 8903610360MishaT 15
8903610360MishaT Опубликовано: 8 сентября 2017 Автор Опубликовано: 8 сентября 2017 Будь на месте Люфтваффе менее опытный и решительный противник, вполне возможно, что советским летчикам и удалось бы продержаться до прибытия на фронт резервов, но такой сценарий на входил в планы немецких штабов, которые ставили своим частям задачи по разгрому советской авиации, расположенной у границы и завоевание полного господства в воздухе, уже в первые часы вторжения. Еще до открытия артиллерийского огня, за несколько минут до 4:00 (Здесь и далее время Московское) еще в сумерках, немецкими самолеты разведчики, а также отдельные наиболее, подготовленные экипажи бомбардировщиков Ju88 и He111 пересекли границу и направились к аэродромам, ж/д узлам и другим целям на советской территории. В первую очередь они имели приказ провести доразведку, но при благоприятных условиях готовились атаковать в первую очередь ВВП и другие важные цели. Первые немецкие самолеты, согласно ЖБД 10-й САД были зафиксированы практически над всеми советскими аэродромами на брестском направлении уже в 3:45 – 4:10. К примеру, в 4:10 самолет, опознанный как бомбардировщик He111 сбросил несколько бомб на аэродром Куплин. Примерно в тоже время еще один самолет, то же опознанный как He111 появился над аэродромами Именин и Стригово. Так же в 4:00 в ЖБД 10-й САД зафиксирован удар немецких бомбардировщиков по г.Кобрин, однако судя по всему это так же были еще действия одиночных машин. Основная волна ударных немецких самолетов, согласно донесений постов ВНОС появилась в районе Брест – Кобрин около 4:30. Бомбовые удары обрушились на г.Брест, ст.Жабинка и аэродромы Малые Взводы, Лощица и Брест. Так в 8:17 группой Bf110 был атакован аэродром Малые Взводы, где в результате бомбоштурмового удара были уничтожены и повреждены все самолеты 74-го ШАП. А через несколько минут один из «церштореров» расстрелял И-153 3-й эскадрильи 123-го ИАП лейтенанта В. Т. Шулики, который в 8:30 взлетел на перехват немецких самолетов с соседнего аэродрома Лощицы. Около 4:30 группа немецких самолетов, идентифицированная постами ВНОС как «две эскадрильи» бомбила Кобрин, в результате чего, в том числе пострадал штаб 4 Армии. В ответ на эти действия в воздух поднялись три эскадрильи 123-го ИАП, 2 и 4 остались прикрывать аэродромы Именин и Стригово, а девятке 1-й эскадрильи была поставлена задача прикрыть город Кобрин, естественно отразить предыдущий налет советские пилоты не смогли, однако западнее Кобрина они вступили в бой с другой группой самолетов противника, в результате которого, согласно оперативной сводке №01 штаба ВВС ЗапОВО от 12:00, было заявлено о победе над 2 бомбардировщиками До-17, при потере одного И-153. Из интервью бывшего пилота 1-й эскадрильи, в последующем героя Советского союза генерала-майора авиации И.Н.Калабушкина, в газете Правда, напечатанного в 1966 году, известны подробности этого столкновения: «Вскоре наша первая эскадрилья была в воздухе. За Жабинкой отчетливо увидели зарево над Брестом, но помочь его защитникам в этот раз не довелось. Мы почти столкнулись с группой «Юнкерсов» и «Хенкелей», охраняемых «Мессершмитами». Девять «Чаек» дружно дрались. Против каждой «Чайки» - два или три самолета врага. Я бросил машину к ближайшему «Хеншелю-126»*. Вот он уже в прицеле. Даю очередь, и тут же кричу от радости: «Горит!» Послышался сильный треск над моим самолетом. Я пошел на аэродром. Садиться пришлось на обода колес - пули пробили скаты. Один за другим приземлились другие ребята. Из первого боя не вернулся командир эскадрильи капитан Котлинский...» *- Не совсем понятно, что за самолет имел ввиду И.Н.Калабушкин. Немецкие ударные самолеты, прикрывали Bf109F из Stab IV и 11/JG51, которые вступили в бой с И-153. Немецкие пилоты не поскупились на заявки, согласно которым в 4:40 - 4:47 западнее Кобрин им удалось сбить 4 самолета идентифицированных ими как DJ-6 и I-153. Особенно отличился командир 11-й эскадрильи оберлейтенант Франц Хан (Oblt.Franz Hahn), который заявил три победы, а еще один самолет пошел на счет пилота штаба группы оберлейтенанта Карла Фюринга (Oblt.Karl Fuhring). Кто из этих немецких асов сбил И-153 капитана В.Ф.Котлинского, уточнить невозможно, так же нет понимания какой урон могли получить самолеты противников, так как кроме информации о повреждениях «Чайки» Калабушкина, другой данных не имеется. Из-за отсутствия немецких документов, так же невозможно определить бомбардировщики или Bf110, которые легко могли перепутать с До-17, какой немецкой части атаковали в этом бою пилоты 1/123 ИАП, и какие потери или повреждения были у немцев. 7
8903610360MishaT Опубликовано: 8 сентября 2017 Автор Опубликовано: 8 сентября 2017 Интересная информация о победах личного состава 123 ИАП 22 июня 41 года, предсказуемо не записаны победы погибшему командиру полка Сурину. Нет никаких 5 личных побед у Калабушкина:Сиротин - 1 Ме-109 и 1 Хш-126 лично;Никонов - 1 Ю-87 и 1 Ю-88 лично;Рябцев - 2 Ме-109 лично;Мажаев - 1 Ме-109;Калабушкин - 1 Ме-109 лично;Сахно - 1 Хш-126;Фунтусов - 1 До-215;Шулика - 1 Ме-110;Савченко - 1 Ю-88;Порадовал список побед Жидова, которому помимо 1 лично сбитого Ме-109, записано еще 4 Ю-88 и 4 Ме-109 в группе !!!Ну и явно косячная запись у лейтенанта Грозного который якобы сбил лично 2 Ю-88 и 2 Ме-109...
=K=Gunther Опубликовано: 12 сентября 2017 Опубликовано: 12 сентября 2017 Михаил здравствуйте! А продолжение на этом форуме будет?
8903610360MishaT Опубликовано: 12 сентября 2017 Автор Опубликовано: 12 сентября 2017 Дальнейшие события, происходившие над аэродромом Именин, подробно не описаны ни в оперативных сводках, боевых донесениях и ЖБД 10 САД, ни в ЖБД и исторических документах 123-го ИАП. К примеру, вот как убористо законспектированы эти события в боевом донесении №1 штаба 10-й САД от 14:45, причем интересно что в штаб ВВС ЗФ прибыли два варианта донесения, первое написанное по горячим следам и второе уже оформленное в соответствии с правилами. Первый вариант:«123 ИАП осталось десять самолетов И-153 и ЯК-1 – 8.123 ИАП Именин неоднократно подвергся бомбардированию и штурмовым атакам пикирующих бомбардировщиков и Хейнкелей. Основной удар нанесен с 13.55 до 14.42 Девятью самолетами Хенкель-111 и 12 Миссершмид.Командир полка майор СУРИН погиб. Сбито Хенкель-111 - 4 и Миссершмид – 3.123 ИАП погибло 4, пропало без вести -5. 18 с-тов 123 ИАП перелетели аэродром Жабчица.Как поступить с лет.составом без матчасти?Полковник Белов.»Оформленный вариант:«Аэродром Именин – 123 ИАП подвергся пяти налетам. Основной удар нанесен беспрерывными атаками 13.55 - 14.42 Девятью самолетами Хенкель-111 и 12 МЕ-110, из под удара выведено двенадцать восемнадцать самолетов, до налета перелетели в Пинск.На земле не уничтоженными осталось восемь ЯК-1.Погибло 4, пропало без вести -5. Командир полка майор СУРИН погиб.» В целом складывается впечатление, что командование дивизии и полка, потерпев сокрушительное поражение и понеся тяжелейшие потери, старательно замалчивало обстоятельства сражения, произошедшего над аэродромом Именин. А то что потери были серьезные подтверждается и другими документами полка, согласно которых 123-й ИАП в воздушных боях потерял сбитыми и не вернувшимися на аэродром 10 И-153 (9 пилотов погибли или пропали безвести), а еще 18 «Чаек» были повреждены в воздушных боях и впоследствии уничтожены при штурмовках немецкими самолетами. Так же в потери записаны уничтоженные и оставленные на аэродроме 20 Як-1. При этом штаб полка не записал в потери, уничтоженные и поврежденные на земле, и впоследствии оставленные при отступлении около десятка И-153, 2 И-15бис и учебные машины. Однако используя немногочисленные документы, воспоминания участников, а также немецкие данные о заявленных победах, можно выстроить примерную картину происходивших событий. Согласно ЖБД дивизии и полка с 4:30 «Чайки» девятками и звеньями вылетали на прикрытие Бреста, Жабинки, Кобрина, в этих вылетах происходили столкновения с немецкими самолетами, активно действовавшими в этих районах. Из статьи И.Н.Калабушкина:«Колеса на моей машине сменили быстро. Вдвоем с Георгием Жидовым снова поднялись в воздух. Слева показались два «Юнкерса». Покачиваем крыльев просигналил Георгию: атакуем! «Юнкерсы» удирали вовсю. Достали их, когда с горючим было уже плохо, запас его у «Чаек» небольшой - всего на час. «Юнкерсы» пылали на земле…»Из-за отсутствия точных сведений в документах, уточнить потери 123-го ИАП и частей Люфтваффе, в ходе этих стычек, не представляется возможным.Однако оказанное противодействие было отмечено противником, и не осталось без ответа. Видимо около 7:20 – 7:30 аэродром Именин подвергся первой серьезной атаке. Состав участвовавших в ней немецких самолетов не известен, но судя по косвенным данным это были самолеты из III/JG51 и IV/JG51. Вновь обратимся к прекрасным воспоминаниям И.Н.Калабушкина: «Едва мы сели, как над аэродромом заревели шесть «Мессеров». Прыгнул в чью-то заправленную машину. Сразу со взлета пришлось принять бой. Выручила лишь высокая маневренность «Чайки». Выжимаю из пулемета самую длинную очередь. «Месссер», оставляя дымный след, несется к земле. По «Чайке» стучат пули, острая боль пронзает ноги. Жму на педали, а ноги, кажется, режут тупой пилой. Сел все-таки. И сразу в госпиталь…»Летчики 8/JG51 в ходе этого боя отчитались о 3 победах над DJ-6, соответственно в 7:20 по одному такому самолету заявили комэска оберлейтенант Фритц Стендель (Oblt. Fritz Stendel) и фельдфебель Бернхард Лауш (Fw. Bernhard Lausch), а в 7:30 еще один якобы сбил унтерофицер Франц Гилхаус (Uffz. Franz Gilhaus). Примерно в то же время - 7:25, один DJ-6 заявил командир IV/JG51 майор Фридрих Бек (Major Fridrich Beckh). К сожалению, из-за отсутствия хронологических подробностей в документах, мы не можем подтвердить или опровергнуть заявки противников на победы. Хотя косвенно вполне вероятно предположить, что подбит или сбит был не только самолет Ивана Калабушкина. У противника так же вполне могли быть потери в ходе этого боя. Так как согласно немецких данных 22 июня 8/JG51 лишилась от противодействия противника Bf109F-1 №6635 черная 4, пилот которой Оберфельдфебель Йоханнес Бюттнер (Obfw.Johannes Büttner), вернулся в часть только на следующий день. Вполне вероятно, получив отпор, и понеся потери, немцы окончательно убедились, что в Именине сидит достойный серьезного внимания противник и подготовили очень серьезный наряд сил для следующей атаки, спланировав так называемый «двойной удар». Истребители в первой волне, судя по немецким данным о победах летчиков, были представлены Bf109F из 10 и 11/JG51, состав ударной группы к сожалению, не известен.Примерно в 8:05 - 8:10 первая волна немецких самолетов атаковала аэродром Именин. Состав и количество этой группы, можно оценить по докладам постов ВНОС, которые оценили ее в 40 самолетов, а также по воспоминаниям электромеханника 123-го ИАП Викентия Алексеевича Стаканова, который и вовсе насчитал 70 самолетов противника, что конечно несомненно является преувеличением. Тем не менее именно воспоминания Викентия Алексеевича дают нам возможность представить размах сражения, развернувшегося над аэродромом Именин:«…Сначала они высыпали весь бомбовой груз на «красную линейку». Затем начали расстреливать из пушек и пулеметов отдельные цели. Загорелись новые Як-1.…Поступила команда: «Всем в воздух! И завертелось…Нет, нет не «карусель», как часто пишут и говорят. Это построение было в виде комариного роя, когда теплым летним вечером комары собираются в вертикально вытянутый рой и вполне мирно жужжат. Только «Чайки» расположились в воздухе по высоте от 200 до 5000 м и диаметром до 5 километров. И этот рой непрерывно пронизывался пушечными и пулеметными очередями. В воздухе постоянно висели до 60 фашистских самолетов и 20-30 «Чаек». Численное преимущество фашистских самолетов было постоянным.Первые загоревшиеся «Юнкерсы» охладили пыл остальных фашистских летчиков. Бросив свое гнусное дело бомбардировщики стали убираться домой…» Несмотря на довольно оптимистический ход повествования, отметим что несмотря на то что видимо застать 123-й ИАП врасплох не удалось, и пилоты «чайек» встретили противника в воздухе, немецкие истребители смогли надежно связать их боем, а бомбардировщикам удалось сбросить бомбы на стоянки самолетов. Причем, судя по описанию, бой над аэродромом представлял классический «догфайт», что не удивительно ведь пилотам Люфтваффе надо было прикрыть свои ударные машины. В результате они блестяще выполнили задание, заявив 5 побед над И-153. В период с 8:05 по 8:12 отличились лейтенант Георг Зеельманн (Lt. Georg Seelmann) и фельдфебель Эрвин Янке (Fw. Erwin Janke) из 11/JG51, и так же оберлейтенант Йохан Кнауф (Oblt. Johann Knauth), лейтенант Бернд Галловитч (Lt. Bernd Gallowitsch) и унтерофицер Вилли Хегнер (Uffz. Willi Hegner) из 10/JG51. После чего, постепенно начали выходить из боя, что видимо и было истолковано Викентием Алексеевичем, как следствие действий советских пилотов. Однако это было еще только начало испытаний, используя стандартный тактический прием, примерно в 8:20 над Кобрином появилась вторая волна немецких самолетов, которую посты ВНОС оценили в 47 машин. В составе этой группы видимо были ударные Bf110 из SKG210, а прикрытие осуществляли «стодевятые» из Stab/JG53, Stab III/JG51 и 1/JG53, которых возглавлял лично командир JG53 майор Гюнтер фон Мальцзан (Major Gunther Frhr. von Maltzahn). Немецкие штурмовики обрушилась на аэродром, а истребители немедленно вступили в бой с «Чайками». Этот момент так же подробно описывает Викентий Стаканов:«Но здесь появились штурмовики Ме-110 и истребители Ме-109. Начался воздушный бой истребителей. И опять «Чайки» на равных вели с фашистами бой. Наши летчики использовали преимущество «Чаек» перед мессершмидтами в маневренности. Фашисту было очень трудно поймать «Чайку» в прицел, а малейший промах фашиста тут же компенсировался длинной очередью из четырех пулеметов «Чайки»...Воздушный бой не утихал. Группы фашистских самолетов наплывали на наш аэродром под Кобрином одна за другой… Но наши летчики дрались насмерть…»Когда кончались боеприпасы или бензин, «Чайка» прижимаясь к верхушкам деревьев шла на посадку. Стоило самолету подрулить к стоянке, как тут же технический персонал его осматривал, устранял повреждения и неисправности, заправлял горючим и боеприпасами… Но при этом надо учесть, что над стоянками самолетов непрерывно шел воздушный бой, а отдельные Ме-109 и Ме-110 штурмовали и бомбили стоянки…»Воздушный бой, а вернее сражение, как справедливо отмечено в воспоминаниях Викентия Алексеевича, шло не на жизнь, а на смерть, и немецкие асы, несмотря на преимущества «Чаек» в маневренности, с 8:17 по 8:30 заявили еще 5 побед над И-153. По одной «чайке» засчитали майору Мальцзану, пилотам штаба эскадры оберлейтенанту Вильфриду Пуфалю (Oblt. Wilfried Pufahl) и лейтенанту Францу Шису (Ltn. Franz Schiehs), командиру III/JG51 гауптману Рихарду Леппла (Hptm. Richard Leppla), а так же унтерофицеру Людвигу Ребелю (Uffz. Ludwig Reibel) из 1/JG53. Кроме того, вполне возможно на несколько побед могли претендовать экипажи Bf110. По итогу воздушное сражение было проиграно 123 ИАП, несмотря на маневренный характер боя, теоретически выгодный для советских пилотов. К сожалению, летчики 123-го ИАП, в классическом «догфайте», не смогли переманеврировать своих противников. Немецкие истребители, без потерь, заявили 10 побед, хотя, по всей вероятности, одномоментно и не имели численного превосходства. Из рассказов ветерана 123-го ИАП очевидно, что в конце боя некоторые пилотов пытались посадить свои И-153, видимо истратив горючее и боеприпасы, но немцы расстреливали их на посадке. Очевидно, как раз с 8:00 до 8:30 полк понес самые большие потери в самолетах и личном составе, а некой символической точкой, которая подвела итоги боя стала гибель командира 123-го ИАП майора Б.Н.Сурина. Его самолет был расстрелян немецкими истребителями при заходе на посадку, и по одним данным он смог посадить расстрелянный самолет и умер на пробеге, а по воспоминаниям И.Калабушкина, как раз на посадке его и расстреляла пара Bf109F, И-153 упал у взлетно-посадочной полосы. Эти полчаса однозначно стали переломными, как для судьбы 123-го ИАП, так и для всей группировки советских ВВС на Брестском направлении. На аэродроме Именин осталось около полтора десятка исправных И-153, погибли и пропали без вести девять летчиков, включая командира полка. Если еще учесть, что в 8:40 - 9:20 «мессершмитты», так же двойным ударом разгромили аэродром Куплин, уничтожив и повредив на земле 21 И-16 и 5 И-153 33-го ИАП, то можно со всей ответственностью констатировать, что к 9:30 истребительные части 10-й САД в значительной степени потеряли боеспособность. Что собственно прекрасно понимал командир дивизии, чей КП располагался на аэродроме Именин. Оценив ситуацию полковник Н.Г.Белов в 9:50 шифровкой запросил Минск, о возможности перебазирования остатков 33 и 123 ИАП на аэродром Жабчицы (Пинск), лаконичный текст телеграммы весьма красноречиво передает трагизм ситуации: «Беспрерывно бомбят Именин, Стригово, Пружаны, Мал.Взводы. Потери матчасти: часть Акулина – 50%, Васильева – 100%, Сурин сам погиб, полк несет большие потери. Решил: Пружаны, Именин самолеты перебазировать в Пинск. Прошу подтвердить.»Пока комдив ждал ответ из штаба ВВС фронта, противник продолжал атаковать аэродромы, в том числе и Именин. Очередной налет состоялся около 11:00 – 11:20, причем надо отдать должное советским летчикам, несмотря на потери, и в ходе этого налета, немцам вновь было оказано сопротивление. В воздушном бою, командир 12/JG51 оберлейтенант Карл-Готтфрид Нордманн (Oblt. Karl-Gottfried Nordmann) и пилот 1/JG53 лейтенант Вальтер Зейц (Lt. Walter Seiz) заявили очередные победы над И-153 и DJ-6.Несмотря на тяжелые потери, личный состав 123-го ИАП не пал духом и продолжал мужественно выполнять свой долг. Очень точно выразил чувства советских воинов Викентий Алексеевич Стаканов: «Мне, как очевидцу большинства описанных событий, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что в нашем полку с первых минут войны не было никакой растерянности. Каждый делал свое дело и помогал соседу или товарищу. И чем более проходит времени с того памятного дня, тем отчетливее вырисовывается мужество и стойкость наших летчиков. На морально устаревших самолетах, со скоростями на 100-150 км меньших скоростей фашистских самолетов, в условиях полного незнания в первые часы войны обстановки и не понимая даже характера фашистских действий (война это или провокация), в условиях отсутствия связи с другими частями армии летчики нашего полка вели воздушный бой с противником практически на равных…»Кроме отражения налетов на свой аэродром, продолжали небольшими группами летать на прикрытие войск 4-й Армии сражавшихся в районе Бреста. Именно в ходе одного из таких вылетов, лейтенант Рябцев таранил немецкий истребитель (Об этом бое можно прочитать в статье про тараны первого дня войны), а всего в этом бою с восьмеркой мессершмиттов, советские пилоты заявили 4 победы. Получив в полдень разрешение, оставшиеся 18 исправных самолетов 123-го ИАП были перебазированы в Пинск. Где летчики сразу же, включились в работу, отбивая атаки на аэродромы Жабчицы и Пинск. В воздушных боях капитан Савченко Михаил Федорович заявил о победах над двумя немецкими самолетами, и эти заявки подтверждаются противником, который признает потерю в районе Пинска Bf110E w/n 3796 из 2./SKG210 и Ju88A-5 w/n 6276 (5K+EL) из 3./KG3. 5
8903610360MishaT Опубликовано: 12 сентября 2017 Автор Опубликовано: 12 сентября 2017 В воздушных боях над аэродромом Именин и окрестностями Кобрина, с 7:20 по 8:30 вероятно был сбиты не менее 5-7 И-153 123-го ИАП, а также не менее 10 подбиты. Погибли, командир полка майор Сурин Борис Николаевич, заместитель командира 1-й АЭ по политчасти политрук Корчагин Владимир Антонович, старший лейтенант Жмаев Александр Ильич, лейтенант Шамрай Иван Георгиевич, младшие лейтенанты Луговской Павел Михайлович и Федяй Иван Евдокимович. Первоначально в список погибших был включен лейтенант И.К.Завгородний, однако он к счастью в тот день не погиб. Информация о пострадавших летчиках подбитых самолетов крайне скудна, тем не менее кроме упомянутого Калабушкина, ранения в воздушном бою получил как минимум еще один пилот младший лейтенант Якимов Петр Федорович. Поэтому заявки немецких пилотов о 16 сбитых И-153, хоть и завышены примерно в два раза, тем не менее считая поврежденные в бою самолеты пилоты которых выполнили вынужденные посадки, имеют под собой вполне законное основание. Советская сторона, заявляя в донесениях о победах над 3 Ме-109, фактически косвенно признает, то что воздушном бою с немецкими истребителями больших успехов достичь не удалось. Правда впоследствии, видимо для того чтобы поднять боевой дух, командование дивизии «увеличило» количество сбитых немецких самолетов до 22, а полка и вовсе до 30 (!),что конечно не подтверждается документами противника.Оценить потери Люфтваффе именно в боях с 123 ИАП, по причине отсутствия оперативных документов 2-го авиакорпуса, довольно сложно, но тем не менее использую отчеты генерала квартирмейстера, а также данные Йохана Прина, постараемся сделать это приблизительно. В целом в районе ответственности частей 10-й САД было потеряно на 100% шесть немецких самолетов. По одному Bf109F, Bf110E и два Ju88, а также два Ju87, один из которых как утверждают немцы, был сбит огнем ЗА. Кроме того, еще 14 самолетов получили повреждения различной степени тяжести, часть из них выполнила вынужденные посадки и впоследствии вероятно была списана. Учитывая, то что пилоты 33-го ИАП претендовали в то утро на 4 победы, из них 1 разведчик и 3 Хейнкеля-111, то основная масса сбитых и поврежденных самолетов очевидно приходится на долю 123-го ИАП. Однозначно летчики полка сбили 3 немецких самолета (и еще два с большой степенью вероятности), и могли претендовать на 11 - 12 поврежденных самолетов.Самолеты, сбитые в районе Пинска, даже не требуют обсуждения. Сбитый по немецким данным советским истребителем в районе Кобрина, Ju87B-1 w/n 5525 (код S2+LK), экипаж которого погиб, так же идет в зачет полка. Туда же следует зачесть Bf109F-1 №6635 Оберфельдфебеля Й.Бюттнера, но не на 100%, так как теоретически он мог стать жертвой стрелков советских бомбардировщиков.А на Ju88A-5 w/n 4307 из 6./KG3, разбитый в районе Улежа (20 км. Восточнее Радом) повреждения 100%, могли претендовать как пилоты 123-го ИАП, так и 33-го ИАП.Повреждения различной тяжести получили еще 14 немецких самолетов, из которых три Bf109F – так же с очень большей долей вероятности добыча 123-го ИАП.Bf109F-1 w/n 5653 из 8./JG51 произвел вынужденную посадку в районе Бяла-Подляска, повреждения - 80%.Bf109F-2 w/n 6672 из Stab III/JG51, произвел вынужденную посадку в районе Тересполя, повреждения - 60%.Bf109F-1 w/n 6630 из 11./JG51, произвел вынужденную посадку на аэродроме Кржевица, повреждения - 70%Bf110E w/n 3794 из Stab I/SKG210, повреждения - 30%.Bf110E w/n 3996 из Stab I/SKG210 , повреждения - 40%.Hs126 из 1.(H)/21, ранены 2 члена экипажа, % повреждения не указан.Hs126 B-1 w/n 2487 из 7.(H)/12 получил повреждения 50% в районе Фронолов.Ju88 из 1(F)122, ранен наблюдатель, % повреждения не указан. Ju88A-6 w/n 3399 из Stab KG3, повреждение шасси при приземление в районе Улежа.Ju88A-5 w/n 6301 из 3./KG3, произвел вынужденную посадку в районе Podolow, повреждения 35%.Ju88A-5 w/n 4278 из 4./KG3, произвел вынужденную посадку в районе Яблонов из-за отказа мотора, повреждения - 80%. Ранен пилот.Ju88A-5 w/n 6285 из 5./KG3, произвел вынужденную посадку в районе Коск из-за отказа мотора, повреждения - 50%. Ранен один из членов экипажа.He111H-5 w/n 3926 из 5./KG53, произвел вынужденную посадку на аэродроме Радом, повреждения - 20%.Ju88A-5 w/n 4264 из 4./KG3, получил повреждение 10%.Список побед личного состава 123-го ИАП поданный в мае 1945 года в управление ИА ПВО:Шулика Василий Трофимович - 1 Ме-110 (не подтверждается немецкими данными);Никонов Анатолий Павлович - 1 Ю-87 и 1 Ю-88 лично;Калабушкин Иван Николаевич - 1 Ме-109 лично;Сахно Николай Константинович - 1 Хш-126;Фунтусов Евгений Константинович - 1 До-215;Грозный Андрей Григорьевич 2 Ме-109 и 2 Ю-88 лично (не подтверждается наградными документами, в которых указано только 1 Ю-88 за период с 22.06 -28.08.41г.);Рябцев Петр Сергеевич - 2 Ме-109 лично;Мажаев Николай Павлович - 1 Ме-109;Жидов Георгий Никонорович - 1 Ме-109 лично, 4 Ю-88 и 4 Ме-109 в группе (по данным М.Быкова 1 Ме-109 лично, 1 Хе-126 звеном, 3 Ме-109 звеном, 3 Ю-88 звеном);Сиротин Вячеслав Федорович - 1 Ме-109 и 1 Хш-126 лично (по наградному лично сбил в районе Тевли 2 Ме-109 и 1 Хш-126);Савченко Михаил Федорович - 1 Ю-88 (В донесении 23.06.41г., Савченко записал себе 2 бомбардировщика сбитых 22 июня над Пинском).Исходя из этих данных, можно только предполагать, что Ju87 над Кобрином был сбит старшим лейтенантом А.П.Никоновым, а в бою над аэродромом Именин сбить и повредить 1-3 Bf109F могли И.Н.Калабушкин и В.Ф.Сиротин.В целом последний документ о первых победах 123-го ИАП был подписан командиром 3-й эскадрильи капитаном М.Т.Савченко, который отчитываясь перед штабом ВВС ЗФ 23 июня 1941 года, написал в донесении что за 22.06.41г., полком было сбито 7 бомбардировщиков, 1 разведчик и 3 Ме-109 (вероятно без учета 4 Ме-109 заявленных звеном Мажаев, Жидов, Рябцев, Назаров). Таким образом объективно заявки Никонова, Фунтусова, Сахно, Сиротина, Жидова и возможно Грозного, на сбитые бомбардировщики и разведчики частично подтверждаются, а в остальных случаях немецкие самолеты могли быть повреждены. Сведений о групповых победах личного состава, кроме данных по Г.Н.Жидову к сожалению, отсутствуют. В целом вот так сложился ход, видимо самого большого воздушного сражения на восточном фронте 22 июня 1941 года, в котором примерно в течении 30 минут сражались около сотни советских и немецких самолетов. Безусловно победа досталась пилотам Люфтваффе, добыта она была в первую очередь благодаря продуманной тактической схеме – двойного удара, и концентрации весьма значительных сил. Однако так же отметим что немецкие истребители, видимо не имели в каждом конкретном эпизоде численного превосходства над летчиками 123-го ИАП, и тем не менее, они явно чувствовали уверенность в себе и своих самолетах, вели себя весьма агрессивно, ввязывались в маневренные воздушные бой, из которых неизменно выходили победителями, буквально истребляя самолеты противника, причем делали это с минимальными потерями. Так, во время основного боя с 8:00 до 8:30 максимально чем могли ответить своим немецким визави советские пилоты – это возможно подбить два «мессершмитта» из 11/JG51 и III/JG51, при собственных потерях в полтора десятка сбитых и подбитых машин. Ну и далее немецкие командиры действовали вполне профессионально, даже после того как исправные самолеты 123-го ИАП перебазировались в Пинск, немцы не прекращали утюжить летное поле и стоянки самолетов на аэродроме Именин. Очень мощная бомбардировка девяткой бомбардировщиков под прикрытием дюжины Bf109 состоялся с 13:55 до 14:42, а последнее упоминание о действии немецкой авиации над Кобрином относиться к 16:00. Эти действия не позволяли техническому персоналу отремонтировать поврежденные самолеты, которыми могли воспользоваться оставшиеся в живых летчики. В итоге разбитые и обгорелые машины 123-го ИАП, остались на фотографиях немецких военнослужащих. Ну а летчики 123-го ИАП, несмотря на поражение в генеральном сражении, продемонстрировали высокие морально-волевые качества, дали бой и смогли нанесли технически превосходящему противнику определенный урон. Даже после потери большинства самолетов, 123-й ИАП продолжал боевую работу, стараясь помочь частям 4-й Армии истекающим кровью по Брестом и отбивая атаки немецких самолетов над Пинском. Победить в сражении в сложившихся условиях было невозможно, но самоотверженность и, не побоюсь этого слова - героизм, личного состава 123-го ИАП, несомненно достойны уважения. 7
=K=Gunther Опубликовано: 12 сентября 2017 Опубликовано: 12 сентября 2017 Как всегда Огромное спасибо!
8903610360MishaT Опубликовано: 20 сентября 2017 Автор Опубликовано: 20 сентября 2017 Как обещал: http://warspot.ru/10019-vynuzhdennye-dratsya-s-udovolstviem 7
Udmurt Опубликовано: 20 сентября 2017 Опубликовано: 20 сентября 2017 Михаил, я не первый раз перечитываю Ваши статьи. Никак не могу подобрать слова, на самом деле. Какой же Вы молодец!!! 1
8903610360MishaT Опубликовано: 20 сентября 2017 Автор Опубликовано: 20 сентября 2017 Михаил, я не первый раз перечитываю Ваши статьи. Никак не могу подобрать слова, на самом деле. Какой же Вы молодец!!! Спасибо огромное за столь лесную оценку! И дальше буду стараться радовать интересными публикациями! 1
Udmurt Опубликовано: 21 сентября 2017 Опубликовано: 21 сентября 2017 Да, я уверен, что эта работа настолько важна, что невозможно её переоценить. По-хорошему, именно таким трудом должны быть заняты целые институты, десятки и сотни историков. Потому что поле совершенно непаханое. И это крайне удручает - уж три больше трёх четвертей века нас от Войны отделяет. А мы только-только начали её понемногу (!) изучать. 1
8903610360MishaT Опубликовано: 21 сентября 2017 Автор Опубликовано: 21 сентября 2017 (изменено) Да, я уверен, что эта работа настолько важна, что невозможно её переоценить. По-хорошему, именно таким трудом должны быть заняты целые институты, десятки и сотни историков. Потому что поле совершенно непаханое. И это крайне удручает - уж три больше трёх четвертей века нас от Войны отделяет. А мы только-только начали её понемногу (!) изучать. Именно так, к сожалению - историографии практически нет, поэтому приходится все перелопачивать самому, а это очень долго, в архивах работать довольно просто, но по времени долго получается, а время и деньги и так есть на что тратить... Изменено 21 сентября 2017 пользователем 8903610360MishaT 2
8903610360MishaT Опубликовано: 21 сентября 2017 Автор Опубликовано: 21 сентября 2017 Спасибо Пожалуйста!
Mbg_Blitz Опубликовано: 27 сентября 2017 Опубликовано: 27 сентября 2017 Отличная статья! Спасибо!и Очень интересно!
8903610360MishaT Опубликовано: 29 сентября 2017 Автор Опубликовано: 29 сентября 2017 Отличная статья! Спасибо!и Очень интересно! Пожалуйста!!!
=M=shammy Опубликовано: 29 сентября 2017 Опубликовано: 29 сентября 2017 Михаил, спасибо за статью, интересно, познавательно.
8903610360MishaT Опубликовано: 29 сентября 2017 Автор Опубликовано: 29 сентября 2017 Михаил, спасибо за статью, интересно, познавательно. На здоровье!!!
kobrinsky Опубликовано: 9 октября 2017 Опубликовано: 9 октября 2017 Как обещал: http://warspot.ru/10019-vynuzhdennye-dratsya-s-udovolstviem
kobrinsky Опубликовано: 9 октября 2017 Опубликовано: 9 октября 2017 Как обещал: http://warspot.ru/10019-vynuzhdennye-dratsya-s-udovolstviem Михаил, спасибо огромное за статью! Вырос в г. Кобрине ,отец родом из.д. Стригово, так что места мне эти очень знакомы. Наконец то благодаря вашему труду смог получить представление о том , как сражался в первый день войны 123 ИАП. Представленная вами информация разительно отличается от того,что довелось читать до этого. Успехов вам в вашей работе!. Вы делаете нужное дело. Ваши статьи , как всегда интересны, подкреплены фактами, объективны. Обязательно покажу ее сыну, а потом и на место бывшего аэродрома отвезу для закрепления.
8903610360MishaT Опубликовано: 9 октября 2017 Автор Опубликовано: 9 октября 2017 Михаил, спасибо огромное за статью! Вырос в г. Кобрине ,отец родом из.д. Стригово, так что места мне эти очень знакомы. Наконец то благодаря вашему труду смог получить представление о том , как сражался в первый день войны 123 ИАП. Представленная вами информация разительно отличается от того,что довелось читать до этого. Успехов вам в вашей работе!. Вы делаете нужное дело. Ваши статьи , как всегда интересны, подкреплены фактами, объективны. Обязательно покажу ее сыну, а потом и на место бывшего аэродрома отвезу для закрепления. Спасибо за оценку. Планирую большую статью про сражение между частями 10 САД и соединениями II авиакорпуса, Кобрин там конечно ключевой пункт, но и атаки на аэродромы Куплин (Пружаны), Жабчицы, Пинск, М.Зводы и Лощица, а так же ответные действия наших бомберов тоже будут расписаны. Скорее всего отдам в АиК, ну и французам, ежели конечно возьмут... 1
kobrinsky Опубликовано: 11 октября 2017 Опубликовано: 11 октября 2017 Думаю не я один буду ждать с нетерпеньем! Очень интересно будет прочесть и сопоставить по времени и месту, что и как тогда происходило. Спасибо огромное и за ответ и за статьи.
72AG_Akela Опубликовано: 20 октября 2017 Опубликовано: 20 октября 2017 Михаил, огромная благодарность за статью о 123 ИАП! Ждал её с нетерпением. Ещё раз ОГРОМНОЕ СБА-СИ-БО!!!
Рекомендованные сообщения
Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать аккаунт
Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!
Зарегистрировать аккаунтВойти
Уже зарегистрированы? Войдите здесь.
Войти сейчас