8903610360MishaT Опубликовано: 8 июня 2016 Опубликовано: 8 июня 2016 Доброго времени! Заанонсирую тут пожалуй небольшую, но весьма важную статейку! Собственно идея написания ее родилась уже давно, ибо в процессе реконструкций по немецким фотографиям советских аэродромов, постепенно начали выявляться самолеты различных частей ВВС КА. Большим прорывом стали обработка аварийных актов ВВС КА за пять месяцев 1941 года и документов частей и соединений, в которых иногда указывались тактические номера самолетов. Таким образом удалось определить две основных системы обозначений самолетов ВВС КА к началу Великой Отечественной войны. Итак система первая, условно назвал ее "цветовая". При этой системе нумерация самолетов в полку была организована следующим образом. Каждая эскадрилья имела цветные номера от 1 до 15 арабскими цифрами. При этом наибольшее количество частей имели следующие цвета номеров по эскадрильям: 1-я – красный; 2-я – синий/голубой; 3-я – желтый; 4-я – белый; 5-я – черный/зеленый. Естественно в некоторых частях имелись особенности, так в 21-м ДБАП номер в первой эскадрильи были синие, а в пятой красные. Самолеты командиров эскадрилий в этой системе, как правило, обозначались буквой Э. Самолеты командиров полков и их заместителей по политической части – К. Но, как уже упоминалось выше, общего регламента видимо не существовало, поэтому самолеты командования полков и эскадрилий, зачастую, без затей несли номер 1 или какой либо другой. В 89, 161 и 170 ИАП, к примеру, номеров - «Э» вообще не было. А вот в 128-м СБАП практически все самолеты комэсков имели номера «Э». Так СБ командира 1-й эскадрильи имел номер «Э красный», 3-й эскадрильи - «Э желтый», 4-й эскадрильи - «Э белый», 4-й эскадрильи - «Э черный», и только за командиром 2-й эскадрильи был закреплен самолет с номером «9 голубой». Правда следует оговориться что в составе эскадрильи в тот момент отсутствовали самолеты с номерами 1 или Э, видимо либо находившиеся в ремонте, либо откомандированные в состав курсов командиров звеньев 12-й САД. Номером учебных самолетов очень часто был 0, например в 3-й эскадрилье 128-го СБАП УСБ №9/299 имел номер – 0 «желтый». Номер, как правило, наносился на руле или реже киле самолета, размер номера не регламентировался. Интересным вариантом стала система обозначений самолетов Ил-2 использованная в 4-м ШАП в июне 1941 года. Это был единственный штурмовой авиаполк, сформированный на Ил-2 в пяти-эскадрильном составе. Самолеты часть получала в спешке, поэтому, судя по известным фото Ил-2 полка, сбитым в окрестностях Бобруйска, и оставленных на аэродроме Старый Быхов, изначально «цветовая» система была трансформирована, видимо из-за отсутствия красок. Так как самолеты 1 и 4 эскадрилий получили строго «цветовую» систему, соответственно номера красного и белого цветов, а самолеты 2, 3 и 5 эскадрилий, белые номера, но с надписанными выше основного номера самолета, небольшим шрифтом, номера эскадрилий. 15
8903610360MishaT Опубликовано: 8 июня 2016 Автор Опубликовано: 8 июня 2016 Ну а теперь слайды: Благодаря журналу учета потерь, аварийным актам 161-го ИАП, а так же неизвестным немецким военнослужащим отфотографировавшим самолеты 161-го ИАП на аэродромах Барановичи и Пуховичи, удалось полностью восстановить систему обозначений самолетов полка, размер шрифт и цвет номеров. 1-я – красные номера 1-15. И-16 тип 29 №2921332, тактический №11 красный, 1-й эскадрильи 161-го ИАП. Катастрофа 5.06.41г., на аэродроме Зубово. Пилот мл. лейтенант И.А.Олешко. И-16 тип 29 №2921145, тактический №5 красный, 1-й эскадрильи 161-го ИАП, зам комэска лейтенант Якименко (самолет поврежден в воздушном бою). И-16 тип 29 №2921342, тактический №6 красный 1-й эскадрильи 161-го ИАП. Посадка с убранными шасси 22.06.41г., на аэродроме Барановичи. Пилот мл. лейтенант Рыжкин. 2-я – голубые номера 1-15. И-16 тип 29 №2921390, тактический №6 голубой, 2-й эскадрильи 161-го ИАП. Посадка с убранными шасси 22.06.41г., на аэродроме Барановичи. Пилот мл. лейтенант И.П.Шутов. И-16 тип 29 №2921338, тактический №9 голубой, 2-й эскадрильи 161-го ИАП. Посадка с убранными шасси 22.06.41г., на аэродроме Барановичи. Пилот сержант Сахаров. И-16 тип 29 заводской №2921368, тактический №8 голубой, 2-й эскадрильи 161-го ИАП. 22.06.41г., мл. лейтенант А.И.Юмкин столкнулся на рулежке с У-2 и разбил самолет. 3-я – желтые номера 1-15. И-16 тип 29 №2921451, тактический №9 желтый, 3 эскадрильи 161-го ИАП. Получил повреждения в результате бомбардировки немецкими самолетами, и впоследствии оставлен на аэродроме Пуховичи 26.06.41г. 4-я – белые номера 1-15. И-16 тип 29 №2921487, тактический №5 белый 4-й эскадрильи 161-го ИАП. Катастрофа 28.05.41г., на аэродроме Зубово. Пилот ком звена 4 эскадрильи мл.лейтенант В.А.Поплавский. И-16 тип 29 №2921471, тактический №15 белый 4-й эскадрильи 161-го ИАП. Получил повреждения в результате бомбардировки немецкими самолетами, и впоследствии оставлен на аэродроме Барановичи 23.06.41г. 15
8903610360MishaT Опубликовано: 8 июня 2016 Автор Опубликовано: 8 июня 2016 Да спасибо Вам всем что интересуетесь, это прекрасно! Профили вечерком поставлю, а то на работе - не дают возможности повыкладывать самое вкусное...
8903610360MishaT Опубликовано: 8 июня 2016 Автор Опубликовано: 8 июня 2016 (изменено) И-16 тип 29 №2921332, тактический №11 И-16 тип 29 №2921145, тактический №5 красный И-16 тип 29 №2921338, тактический №9 голубой И-16 тип 29 заводской №2921368, тактический №8 голубой И-16 тип 29 №2921451, тактический №9 желтый И-16 тип 29 №2921471, тактический №15 белый Изменено 8 июня 2016 пользователем 8903610360MishaT 2
707shap_Srbin Опубликовано: 13 июня 2016 Опубликовано: 13 июня 2016 Миша, а по 145иап И-16 / ЛаГГ-3 и 55 иап что можешь сказать? Тут иностранные товарищи интересуются...
=M=PiloT Опубликовано: 13 июня 2016 Опубликовано: 13 июня 2016 Позвони мне,позвони,позвони мне ради Бога(с) ))) Шутка
8903610360MishaT Опубликовано: 13 июня 2016 Автор Опубликовано: 13 июня 2016 (изменено) Миша, а по 145иап И-16 / ЛаГГ-3 и 55 иап что можешь сказать? Тут иностранные товарищи интересуются... По 55 ИАП у меня есть фото одной чайки с номером, система там похоже была "цветовая", фото самолета будет скоро в статье и книге про Молдавию. МиГ-3 фото нет пока, где были бы видны номера. По 145 ИАП несколько авариек И-16 довоенных, там все номера на руле, система похоже тоже была "цветовая", но как видно на фото И-16 Гальченко и ЛаГГов видимо систему поменяли на "числовую", почему не понятно, то ли после начала войны, то ли еще вследствие чего-то ее поменяли, номера начали наносить на фюзель. Изменено 13 июня 2016 пользователем 8903610360MishaT
8903610360MishaT Опубликовано: 14 июня 2016 Автор Опубликовано: 14 июня 2016 Михаил, а когда книга ожидается? Прибалтику в сентябре обещают, Молдавию планирую к августу сдать, так что может в ноябре - декабре выйдет... Кстати в крайнем АиК моя статья про 67-й ИАП, всем рекомендую, эпическая картина бойни, которую наши устроили румынам 22 июня 41г!!! В сильно урезанном виде к 22 июня будет на Варспоте...
8903610360MishaT Опубликовано: 14 июня 2016 Автор Опубликовано: 14 июня 2016 (изменено) Учитывая пожелания выложу профиль самолета 3-й эскадрильи 55-го ИАП из аварийного акта. Машина разбита на вынужденной посадке из-за отказа двигателя 22 марта 1941 года. Кто читал воспоминания пилотов полка могут догадаться кто летал на этом самолете.На данный момент единственный самолет полка с четко идентифицированным номером. Профиль Игоря Злобина: К сожалению на фото других самолетов полка в аварийных актах кили поломаны, поэтому пока лишь гипотеза. В полку был принята цветовая схема:1 АЭ - красные номера;2 АЭ - синие/голубые;3 АЭ - черные;4 АЭ - белые. Ну и так, для тех кто не видел, разбор боевых действий 55-го ИАП 22 июня + бонус неудачные бои над Черновицами 149-го ИАП, я это на скинах выкладывал. Сейчас конечно инфы немного побольше, в книге будет поподробнее, но тем не менее тут тоже много интересного: http://forum.aviaskins.com/showthread.php?t=3677 Изменено 14 июня 2016 пользователем 8903610360MishaT
707shap_Srbin Опубликовано: 14 июня 2016 Опубликовано: 14 июня 2016 Миша, спасибо. Это интересовались парни из сквада 55 IAP, американцы, командир у них русскоговорящий, ему для сквадовских камуфляжей инфа нужна
8903610360MishaT Опубликовано: 14 июня 2016 Автор Опубликовано: 14 июня 2016 Миша, спасибо. Это интересовались парни из сквада 55 IAP, американцы, командир у них русскоговорящий, ему для сквадовских камуфляжей инфа нужна Ну чем могу пока!
707shap_Srbin Опубликовано: 14 июня 2016 Опубликовано: 14 июня 2016 Спасибо, Миша. Я счас сам работаю на публикацией, по камуфляжам/маркировке/эмблемам. Часть можешь найти тут.
8903610360MishaT Опубликовано: 14 июня 2016 Автор Опубликовано: 14 июня 2016 Спасибо, Миша. Я счас сам работаю на публикацией, по камуфляжам/маркировке/эмблемам. Часть можешь найти тут. Спасибо! Сейчас учитаюсь!
Рекомендованные сообщения
Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать аккаунт
Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!
Зарегистрировать аккаунтВойти
Уже зарегистрированы? Войдите здесь.
Войти сейчас