An2 Опубликовано: 20 сентября 2020 Опубликовано: 20 сентября 2020 В 1994 году на дне озера Мичиган был обнаружен самолёт, SBD-2 “Dauntless”. Его подняли, в состоянии он был хорошем и даже бензин в баке остался, а после очистки фюзеляжа водой под давлением стал виден серийный номер - 2106. Этот “Dauntless” решили восстановить и заодно, используя серийный номер, найти информацию связанную с его службой. И оказалось что история у этого самолёта очень интересная. SBD-2 “Dauntless” (Bureau Number 2106) был построен в конце 1940 года и передан второй разведывательно-бомбардировочной эскадрилье авианосца «Лексингтон». В то время корабль находился в Сан Диего и самолёт налётывал часы летая с палубы и участвуя в разных учениях. Между тем отношения с Японией ухудшались и «Лексингтон» был отправлен на Гавайи, где в начале декабря 1941 года принял истребители морской пехоты для переправки их на Мидуэй. Для того чтобы освободить место под истребители несколько SBD перелетели на берег, «Леди Лэкс» ушла в океан, а «2106» встретил 7 декабря в самом центре Пёрл Харбора на аэродроме «Форд». Самолёт пережил японский удар, во время которого из его пулемётной установки 30-го калибра, как и с турелей других самолетов стоящих на аэродроме, стрелки вели огонь по японцам. Через несколько дней «2106» вернулся на палубу «Лексингтона» и авианосец ушёл в южную часть Тихого океана. 10 марта 1942 года лейтенант Марк Виттьер (стрелок - авиационный радист второго класса Форрест Стэнли) поднял «2106» в воздух и присоединился ещё к 103 самолётам с «Лексингтона» и «Йорктауна» для атаки японских кораблей в районе Лаэ и Саламуа в Новой Гвинее. Виттьер добился прямого попадания в японский транспорт (по другим данным бомба взорвалась рядом с кораблём) и за этот вылет был награждён «Navy Cross», стрелок получил «Distinguished Flying Cross». После возвращения в Пёрл Харбор «Dauntless» 2106 снова перелетел на берег, т.к. был переведён в 241-ю разведывательно-бомбардировочную эскадрилью морской пехоты и 26 мая 1942 года стал одним из девятнадцати SBD-2 выгруженным с транспорта «Китти Хок» на остров Мидуэй. Утром 4 июня 1942 года пилот лейтенант Дэниэл Айверсон со стрелком рядовым первого класса Уоллэйсом Рэйдом взлетели с Мидуэя на «2106» в составе 16 самолётов ведомых майором Хендерсоном для атаки японских авианосцев. Японцы были обнаружены через два часа полёта и Хендерсон повёл эскадрилью в атаку. Попытка отбомбиться с пологого пикирования привела к большим потерям от зенитной артиллерии и истребителей. Хендерсон был сбит первым, Айверсону во время захода на авианосец «Хирью» сели на хвост два «Зеро», он сбросил бомбу но не попал и сразу же его начали преследовать ещё два «Зеро». Сильно поврежденный «2106» уходил на Мидуэй с четырьмя японцами на хвосте, гидросистема вышла из строя, стрелок был тяжело ранен, а Айверсону пуля сорвала кабель связи с ларингофона на шее. «Зеро» в конце концов ушли и Айверсон смог дотянуть до атолла , хотя на посадке одна стойка шасси не вышла. «2106» имел 219 пробоин, он был одним из восьми «Dauntless” которые смогли вернуться из этого боя, 241-я эскадрилья потеряла половину самолётов. Как и предыдущий экипаж этого самолёта за этот вылет Айверсон получил «Navy Cross», а Рэйд «Distinguished Flying Cross”. Позже именем майора Хендерсона был назван первый захваченный японский аэродром на острове Гуадалканал. После битвы за Мидуэй некоторые самолеты восстановлению уже не подлежали, но «2106» решили не списывать и отправили в Штаты, где его отремонтировали и послали на Большие Озёра, в Carrier Qualification Training Unit - подразделение, где на учебных авианосцах тренировались кандидаты для службы в палубной авиации. Утром 11 июня 1943 года 2й лейтенант Дональд Дуглас младший не смог посадить SBD-2 “Dauntless” 2106 на палубу и приводнился рядом. Пилота снял катер, а самолёт пошёл на дно озёра Мичиган. SBD-2 «2106» восстанавливали семь лет, с 2001 года он находится в Национальном Музее ВМС. Он пережил Пёрл Харбор и является единственным сохранившимся самолетом принимавшим участие в битве за Мидуэй, весь покрытый заплатками, которыми заделывали шрамы оставленные пулеметами истребителей «Зеро», также на нём можно увидеть участки оригинальной сохранившейся окраски сохранённой реставраторами. И пусть послужной список SBD-2 «2106» небольшой, всего два боевых вылета, но за них оба пилота получили «Navy Cross» (Военно-морской крест) - награду очень высокую, которую вручали «за Героизм, который должен быть должен быть настолько выдающимся и быть настолько сопряжённым со значительным риском для жизни, чтобы безусловно выделять представляемого к награде из числа его товарищей по команде корабля или подразделению морской пехоты.» 5 6
Motorhead Опубликовано: 26 сентября 2020 Опубликовано: 26 сентября 2020 Удивительно, что этот самолет сохранился. И это действительно радует! Я заметил, что из самолетов второй мировой, как правило, до наших дней доживают обычно модели позднего периода войны, 1944-45... Ну может еще 1943 года. Самолеты самого тяжелого для союзников периода, 1940-42 обычно не переживали много вылетов, я уже не говорю, про всю войну.
MicroShket Опубликовано: 30 сентября 2020 Опубликовано: 30 сентября 2020 26.09.2020 в 16:40, Motorhead сказал: Я заметил, что из самолетов второй мировой, как правило, до наших дней доживают обычно модели позднего периода войны, 1944-45... Ну может еще 1943 года. Насколько я помню, там на озере Мичиган периодически находят разбившиеся самолеты, утопшие во время обучения. Там и ранний F4U-1 поднимали, например.
Рекомендованные сообщения
Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать аккаунт
Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!
Зарегистрировать аккаунтВойти
Уже зарегистрированы? Войдите здесь.
Войти сейчас