Перейти к публикации

Рекомендованные сообщения

Опубликовано:

К примеру - на I и II./ZG1 там даны полностью неверные аэродромы базирования на конец 42 года- начало 43.

А все же насколько не верные и откуда такая информация?

Ради примера, по советским аэродромам обычная ситуация, что берем с разных источников: мемуары/интервью/воспоминания/письма и отдельно рассматриваем боевые донесения и сводки. В мемуарах пишут, что: "перелетели на а/э N1, 23.05.1942...", смотрим в донесения: "одно звено перебазировалось на АЭ N1 23.05.1942, оставшиеся заняты боевой работой..." - это я к примеру. Бывало и наоборот. В общем сведения порой действительно противоречивые попадаются из разных источников, но чаще весь полк, расположенный на нескольких аэродромах действительно приписывают к какому то одному филду, либо к этому же филду приписывают всю часть, хотя как выше и упоминал, там висело только одно звено.

Хольм кстати откуда свои сведения брал?

 

В закрытой ветке про стрим некоторых удивило покрытие ВПП Гумрака из шестиугольных бетонных "плит".

Это была стандартная для того времени технология бетонирования ВПП с твёрдым покрытием. Это даже не плиты в смысле фабричного изготовления. Просто на песчано-гравийную подушку ставилась опалубка из досок шестигранниками и заливалась бетоном. ...

В дальнейшем, за отсутствием времени 6-угольные деревянные плашки, сделанные из бревен тупо выкладывались и утрамбовывались в дикой спешке. Часто встречал упоминания про такой тип полосы в воспоминаниях ветеранов, воевавших на Ленинградском фронте, даже где-то подробное описание изготовления попадалась.

 

Не знаю по теме-ли, но возможно просто будет интересно а мож кто не знает вот вобщем: http://warfly.ru/?lat=48.772483&lon=44.577370&z=12

Хоть площадь и не большая но Гумрак видать.

Гумрак в принципе практически во всех ракурсах есть и определен более-менее достоверно.

К примеру:

post-668-0-32265300-1377081262_thumb.jpg

Только у буржуинского автора с позиционирование туговато.

 

...

Не найдены:

Зеты

К примеру АЭ обозначен как "АЭ 8ВА после окруж.":

post-668-0-50851800-1377081103_thumb.jpg

 

...

Автора темы прошу сверки и дополнительных данных по аэродромам ВВС.

Ага, надо доделать, правда после продолжительного перерыва не могу с ходу половины данных у себя найти.
  • Поддерживаю! 1
Опубликовано:

В дальнейшем, за отсутствием времени 6-угольные деревянные плашки, сделанные из бревен тупо выкладывались и утрамбовывались в дикой спешке. Часто встречал упоминания про такой тип полосы в воспоминаниях ветеранов, воевавших на Ленинградском фронте, даже где-то подробное описание изготовления попадалась.

Да технология наверняка взята по образцу питерской так называемой торцевой деревянной уличной мостовой.

Я про такой тип покрытия только в заполярье читал. Вот вылетело какой филд, какой то из передовых...

Но там всё края то лесистые, с материалом проблем нет. А вот в степях сталинграда думаю аэродром из торцовки было поискать

:)

Опубликовано:

Ага, надо доделать, правда после продолжительного перерыва не могу с ходу половины данных у себя найти.

Ну наконец то вы объявились. А то переживал, что тема заглохнет. :)

  • Поддерживаю! 1
Опубликовано: (изменено)

давным-давно грохнулся ответ с раскладкой по аэродрому "Питомник". надеюсь на форуме больше не будет сбоев. дублирую (часть ссылок безвозвратно утеряна):

 

 

 

Питомник (Pitomnik)

Расположение: http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=48.732757&lon=44.253445&z=13&m=b

 

 

Можно почитать вот тут: "Сталинградский "воздушный мост" :

Из всех аэродромов, Питомник, располагавшийся в 15 км к западу от города, являлся наиболее подходящим, так как был оснащен бетонной ВПП с подсветкой, также на аэродроме имелось общее освещение и сигнальные огни.

 

Аэродром освобожден советскими войсками 17 (16 по западным данным) января 1943 года.

 

 

10 января залп тысяч орудий разорвал тишину морозного утра, 55 минут без перерыва бушевал артиллерийский огонь. Но немцы упорно сопротивлялись. Бои приняли затяжной характер. К концу первого дня соединения 65-й армии на всем 12-километровом участке фронта вклинились во вражескую оборону на глубину до 5 километров. Продвижение остальных армии было незначительным. 15 января наши войска преодолели сильно укрепленный средний оборонительный обвод, продвинулись от 10 до 22 километров в центре. Был захвачен аэродром Питомник. Мороз достигал -22°С, усилились метели. Наши войска наступали по открытой местности, а противник находился в траншеях, землянках, блиндажах.

(с) Сталинград

 

Аэродром Питомник известен всем, кто хоть раз читал о Сталинградской битве. Основной аэродром, куда поступило снабжение, и эвакуировались раненные. После потери Питомника снабжение фактически прекратилось. Казалось, нет ни каких странностей с этим аэродромом. НО почему-то в различных источниках приводятся различные данные захвата аэродрома русскими войсками. В различных исследованиях, публикациях, книгах (как русских, так и зарубежных) приводиться даты от 10 января до 20 января 1943. В Русских архивах, куда я обратился с запросом, тоже нет точной даты (правда, в донесениях приводят даты от 12 января до 16 января). Срок в 10 дней довольно большое расхождение. Ведь, по другим пунктам все ясно одни и те же даты и цифры. Русские источники в основном говорят о захвате Питомника 15 января 1943. Но, наш клуб располагает летной книжкой фельдфебеля Митте (специальная транспортная группа 8 Воздушный корпус), где указан его рейс Сальск-Питомник 16 января 1943.

На следующий день 17 января его Ju 52 вылетел снова на Питомник, но на 40 минуте полета поступила радиограмма - вернуться в Сальск, в связи с изменением обстановки. Это все зафиксировано в летной книжке.

 Так, когда же был взят аэродром Питомник и почему до сих пор не могут прийти к единому мнению относительно даты его падения?

(с) ЗАГАДКИ СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЫ.

 

 

Как только мы вырвались из лучей прожекторов, самолет оказался в «котле». В то время «котел» представлял собой овал около 30-40 км. Я стремительно снизился до высоты 150 метров и взял курс на аэродром Питомник. Взлетно-посадочная полоса аэродрома Питомник была отмечена десятком ламп, вспыхивающих на 2-3 секунды после 5 минутной паузы.

...

Я оглянулся и увидел мерцающую световую разметку Питомника.

(с) Воспоминания Эриха Митте

 

 

 

Части, располагавшиеся на аэродроме Питомник:

I/JG 52 

Базирование - Питомник (22.9.42 - 5.11.42.) 

В начале ноября – 25 Bf 109G-2. 

 

I/JG 53

Базирование - Питомник (10.9.42 - 27.9.42)

Bf 109G

 

Stab JG-З 

Базирование – Питомник (13.9.42 - 20.11.42),

В начале ноября – 6 Bf 109G-2. 

 

I/JG-3 

Базирование – Питомник (24.9.42 - 28.11.42)

В начале ноября – 33 Bf 109G-2. 

 

II/JG-3 

Базирование – Питомник (24.9.42 – 28.11.42)

В начале ноября – 33 Bf 109G-2. 

 

III/JG-3 

Базирование– Питомник (10.9.42 - 22.11.42), 

В начале ноября – 23 Bf 109F4.

 

У кого есть данные по частям ПВО этого аэродрома?

Ответ 1:

В Питомнике (аэродром располагался в 5 км севернее самого Питомника 48 44 N – 44 12 E)

ПВО аэродрома 4 батареи трехорудийного состава 88 мм и три батареи четырехорудийного состава 20 мм. Тяжелые орудия располагались преимущественно в юго-восточной и северо-западной частях аэродрома. Легкие распределены равномерно по периметру. Имелся один прожектор диаметром 60 см, который менял расположение каждую ночь.

Размер аэродрома 1500 х 1200 м.

Осталось найти что за части.

 

 

Картинки:

stalingrad-kampf244.jpg 

 

Немецкие бомбардировщики He-111 Ju-88, расположенные на  аэродроме Питомник. Декабрь 1942

stalingrad-kampf253a.jpg

Ju-52:

stalingrad-kampf253b.jpg 

 

Прогрев двигателей Ju-52 с помощью тепловой пушки на аэродроме Питомник (район Сталинграда). Янв.1943 (с) Waralbum

u_progrev.7mpecsrjh9ssgwogko84w4s4w.ejcu 

 

Немецкий дальний разведчик-бомбардировщик FW 200 «Кондор» (1 Gruppe Kampfgeschwader 40), захваченный советскими войсками на аэродроме Питомник (район Сталинграда). Янв.1943 (с) Waralbum

20091229_fw200.7ui39t78uuo8owk00c44ws08w 

 

FW 200 "Condor" на аэродроме Питомник (Декабрь 1942)

sphoto002.jpg 

 

Еще один поломанный "Кондор"

 

Транспортно-десантный планер "Гота" Go 242B2, захваченный советскими войсками в феврале 1943г. на аэродроме "Питомник". (с) http://crimso.msk.ru (все картинки постить оттуда не буду, но крайне рекомендую посмотреть)

7-1.jpg

 

Фотографию относят к 20 сентября 1942. По-моему стоит советский А-20

stalingrad-kampf167.jpg

 

Порылся на бундсархиве, нашел вот пару фоток с останками советских аэродромов, но что за поляны не понял еще:

post-668-0-54632100-1377168970_thumb.jpg

post-668-0-41036600-1377168984_thumb.jpg

Изменено пользователем Andric
  • Поддерживаю! 1
Опубликовано:

Нашел наконец то Городище и Рынок, прикинул на карте, но могут быть ошибки:

post-668-0-19571200-1377181398_thumb.jpg

  • Поддерживаю! 1
  • 1CGS
Опубликовано:

спасибо!

 

PS: так Питомник - все таки бетонный? Если да - есть хотя бы одна фотография полосы? Если нет - какой её делать? По аналогии с Гумраком/Тацинской? Просто странно, что пишут что в питомнике полоса была - а про Гумрак ничего...

Опубликовано: (изменено)

PS: так Питомник - все таки бетонный? Если да - есть хотя бы одна фотография полосы? Если нет - какой её делать? По аналогии с Гумраком/Тацинской? Просто странно, что пишут что в питомнике полоса была - а про Гумрак ничего...

Это был собственный кусок перевод из какой то книжки, но источник так и не нашел, скорее всего это ведущий потерянный линк под номером 3 с англ.версии страницы с википедии про Pitomnik.

Вот этот кусок, посвященный воздушному мосту:

By now, the airlifts had begun. To anyone watching it was clearly apparent that Hitler’s ostentatious plan was unrealistic in practice. For the Sixth Army to hold out, it needed at least 250 tons of ammunition, 120 tons of fuel and another 180 tons of food per day. On paper, it appeared that the Luftwaffe could easily achieve the total considering that it would have to launch only 150 Ju52s per day (each capable of lugging nearly five tons). In reality, there were several teething problems. First of all, as this was not an airdrop operation; the Ju52s would have to actually land inside the pocket to discharge their cargo — provided that they had successfully run the gauntlet of Russian fighters. To accommodate them, the Sixth Army initially had seven airfields (later reduced to two), including those at: Karpovka, Bolshaia Rossoshka, Voroponovo, Basargino, the Stalingrad Flying School and two major fields at Gumrak and Pitomnik. Of all, Pitomnik, situated 15 miles west of the city, was the most suitable, as it had good concrete runways and had lights, flare paths and signal flares. Sixth Army officers were none to slow in realizing that the existence of the army had become inexorably tied to the airfields — if they fell, supply would be impossible. Yet, from the beginning, the airlifts were a fiasco.

перевод:

…Так было положено начало воздушному мосту. Всем, было ясно видно, что показной план Гитлера было неосуществим на практике. Чтобы продержаться, 6й армии, в день необходимо было как минимум 250 тонн боеприпасов, 120 тонн топлива и еще 180 тонн продовольствия. На бумаге, оказалось, что люфтваффе может легко доставить этот груз с лихвой, и для доставки необходимо всего 150 самолето-вылетов Ju52 ежедневно (каждый из Ju52 способен нести почти пять тонн). На самом деле, начали проявляться несколько существенных проблем. Прежде всего, приходилось отказаться от операций по выброске десанта; Ju52-е для доставки груза на самом деле могли приземлиться в Котле, только при условии, что они успешно пройдут русское истребительное заграждение. Для их размещения, 6 Армия первоначально имела семь аэродромов (позже их количество сокращено до двух), в том числе: Карповка, Большая Россошка, Воропоново, Басаргино, Летная школа Сталинграда и две основные площадки: Гумрак и Питомник. Из всех аэродромов, Питомник, располагавшийся в 15 км к западу от города, являлся наиболее подходящим, так как был оснащен бетонной ВПП с подсветкой, также на аэродроме имелось общее освещение и сигнальные огни. Офицеры Шестой Армии не медлили с реализацией планов, понимая, что существование самой армии напрямую зависит от этих аэродромов - если их потеряют, снабжение станет невозможным. Тем не менее, с самого начала, воздушный мост был обречен на провал.

Фотографии ВПП не видел, только фотки вида "уборка снега" (что под снегомм - не разглашается), а что с воздуха имеется, дак её и не определить.

Если даже на Питомнике и была бетонка, то как мне кажется, должны хоть какие то фрагменты остаться, не верю, что concrete филд полностью могли разнести. Надо бы у поисковиков спрашивать. Про историю Гумрака надо наверное администрацию аэропорта терзать, у них наверняка есть какое то подобие музея, на крайняк может в архиве что-то осталось.

 

Если затык какой делать ВПП, то если карта зимняя и вся снежная, то сделать укатанную снегом, если что-то доподлинно станет известно, то можно же наверное пропатчить карту в дальнейшем и изменить тип ВПП? Доподлинных данных реально нет пока.

 

Что нашел у себя по Гумраку из старых записей:

Очередное очень странное упоминание.

В 1936 году Московское управление гражданской авиации, которому подчинялся Сталинградский аэропорт, открыло полёты на самолётах «Сталь-3» на линии Москва-Воронеж-Сталинград-Астрахань.

В 1941 году началась Великая Отечественная война и 70% лётно-технического состава ушли на фронт. И уже в августе 1942 года аэропорт престал функционировать.

После победы советских войск под Сталинградом 2 февраля 1943 г. началось восстановление разрушенного города. И уже 23 февраля 1943 года вновь было создано сталинградское авиационное подразделение Московского управления гражданского воздушного флота в пос. Воропново, куда было назначено 22 человека под командованием старшего лейтенанта Савельева. Быстрый рост населения, масштабные восстановительные работы в городе значительно увеличили объём перевозок, и старый аэропорт перестал справляться со своими задачами. Поэтому в 1952 году началось строительство нового на окраине рабочего посёлка Гумрак. На этом месте было голое поле, кроме одной полосы, построенной немцами, наличие которой и определило расположение будущего аэропорта «Сталинград (Гумрак)». Была подготовлена база для приёма на обслуживание собственного парка самолётов ЛИ-2, АН-2 и Ил-14, построены здание ЛЭРМ, гаражи для спецтранспорта, гостиница и другие объекты авиационной инфраструктуры. Начальником аэропорта Сталинград 01.12.1952 года был назначен пилот ГА майор Панфилов Иван Трофимович.

(с) Волгоград (Гумрак)

Только вопрос тогда возникает, что же фотографировали немцы и что обороняли наши зенитчицы от подходящих немецких танков?! На мой взгляд ошибка.

Собственно и у немцев не без них:

post-668-0-97350200-1377193047_thumb.jpg

 

Далее:

Внутри "котла" окруженные располагали несколькими бывшими советскими аэродромами. Правда, использовать их можно было далеко не все. Через одни проходила линия фронта, другие находились в опасной близости от нее. Первоклассный аэродром Гумрак до этого вообще не использовался Люфтваффе из-за сильного минирования окружающей местности. Только аэродром Питомник полностью удовлетворял всем требованиям и мог принимать самолеты как днем, так и ночью. Кроме того, недалеко от станции Басаргино и у населенного пункта Песковатка были оборудованы запасные аэродромы. Общее руководство деятельность ВВС в "котле" находилось в руках генерала Пикерта, командира 9-й зенитно-артиллерийской дивизии.

(с) Уголок неба. Сталинградский котел.

 

Обращаясь к классификации аэродромов, как не вспомнить Вальтера Швабедиссена:

...Летные поля подразделялись на поля первого, второго и третьего классов, а также посадочные полосы. Аэродромы первого класса, обычно расположенные в пределах больших городов, были, как правило, площадью не менее 900000 м, а зачастую значительно больше. Могли принять, как минимум, один полк, на них имелись укрепленные бетонные ангары, бетонные полосы, часто железнодорожное и всегда автомобильное сообщение, наземные и подземные хранилища топлива емкостью, самое малое, 1100 тонн, а также склады бомб.

(с) Сталинские соколы: Анализ действий советской авиации в 1941-1945 гг. Часть I. Развитие и становление русских ВВС. Глава 1. Период с 1918 по 1933 г. Наземные службы и снабжение.

Изменено пользователем Andric
  • Поддерживаю! 3
Опубликовано:

Если даже на Питомнике и была бетонка, то как мне кажется, должны хоть какие то фрагменты остаться, не верю, что concrete филд полностью могли разнести.

Пфф, у нас в Бурятии 2 года назад расформировали авиабазу, так ВПП за месяц после наступления тепла украли.

  • Поддерживаю! 1
Опубликовано: (изменено)

Пфф, у нас в Бурятии 2 года назад расформировали авиабазу, так ВПП за месяц после наступления тепла украли.

Современные покрытия чаще состоят из плит. Плиты проще... украсть. Довоенные технологии скорее всего использовали заливной способ изготовления ВПП, а какому колхознику надо разбирать эту цельную конструкцию и куда оно в хозяйстве потом пойдет? Это даже не кирпичи - там глобально надо киркой махать, учитывая тип цементной смеси (наверняка уличный монолит), которую только подрывать, то это то еще занятие. В Норвегии к примеру, есть аэродромы, которые до сих пор сохранились в первозданном, построенном еще немцами виде.

ЗЫ: Посмотрел в сети фотки с Питомника, там до сих пор какие то лесенки и какие то укрепления стоят, так что всяко должно было что-то остаться. Если даже землю под пахоту освобождали, то рядом должны быть нагромождения. Все вывезти никак не могли.

Изменено пользователем Andric
Опубликовано:

Для начала нужно точно определить место расположения аэродрома "питомник". Указанное здесь место:http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=48.732757&lon=44.253445&z=13&m=b  не соответствует действительности. Точное место знают Волгоградские комрады (поисковики),но они по понятным причинам молчат. Вот ссылка на их форум, там восемь страниц посвящены "питомнику": http://www.festung.kamerad.ru/index.php?    Форум очень интересный (нужна регистрация).

Опубликовано:

Местоположение указывалось теми же поисковиками, с точностью едва ли не до десятков метров. По крайней мере я находил еще в том году.

Чета меня переклинило, что если бетонное покрытие ВПП, то обязательно заливного типа. Посмотрел по ссылке фотки оставшейся полосы на а/э Гумрак, и вправду 6-гранники, только не деревянные, а бетонные - практически вечная штука, такие шестигранники и вправду пролетарий мог на нужды хозяйства растащить. Еще вспомнил, что военные имели обычай при отступлении взрывать полосы, на крайний случай минировать, как и вышло с а/э Гумрак. Опять же во время наступления могли разнести все ВПП арт.обстрелом и бомбардировками.

Про Питомник еще пишут, что ныне территория выкуплена какими то чехами, для застройки, типа уже не попасть туда. Походу вопрос о типа ВПП останется в веках.

Опубликовано: (изменено)

 Довоенные технологии скорее всего использовали заливной способ изготовления ВПП,

 

 Есть книга 1944 года, "Военные аэродромы: Изыскания и проектирование ", дык там каких только покрытий не бывало и кирпичное и по типу "чёрного шоссе", покрытие из холодного асфальта (дамман-асфальт) ну и бетонное. Даже размер плиты шестигранной формы вроде есть. Даже как укладывать с расстояниями, радиусами, расходы материалов, дренаж и т.п. Если интересно, то можете найти в сети, по ней настоящий аэродром можно забацать. Ну это так, к слову просто было.

Изменено пользователем Igmar
Опубликовано:

 Есть книга 1944 года, "Военные аэродромы: Изыскания и проектирование ", дык там каких только покрытий не бывало и кирпичное и по типу "чёрного шоссе", покрытие из холодного асфальта (дамман-асфальт) ну и бетонное. Даже размер плиты шестигранной формы вроде есть. Даже как укладывать с расстояниями, радиусами, расходы материалов, дренаж и т.п. Если интересно, то можете найти в сети, по ней настоящий аэродром можно забацать. Ну это так, к слову просто было.

Есть она у меня. Только так и не дошел до её чтения.

RUS_ Military airfields.research and designing-1944 _DJVU.zip

Опубликовано: (изменено)

Чета Обливская сильно громадный филд получается - примерно 6 х 6 км, но это сильно примерные рамки, как и позиции ПВО/МЗА (красным основные ориентиры населенных пунктов даны):
post-668-0-15804500-1377477559_thumb.jpg
Есть подозрение, что это поле относиться и к а/э Фролов (кстати у немцев попадается 2 именования: Frolow и Frolow-West). При том судя по данным налета советских штурмовиков (от 20.08.1942), к Фролову ближе 2-х моторные бомбардировщики находились, к Обливской - истребители. Аэрофотоснимки бы где найти...
 
Но вот еще одна вырезка с карты данных советской разведки, показывает громадное сосредоточение войск противника в районе Обливской (данные сильно примерно, для штабной оперативной карты на 20.10.42):
post-668-0-24500700-1377477778_thumb.jpg
 
Собственно немного по воспоминаний:

Это была довольно большая станица и железнодорожная станция на дороге, идущей от Сталинграда на запад. Здесь мы задержались почти на месяц. Сопротивление врага было отчаянным. Если до Обливской нам противостояли, главным образом, венгерские и румынские части, то здесь мы столкнулись с привилегированными частями немецкой армии. Дело в том, что под Обливской у немцев был большой полевой аэродром. Его охраняли не только пехотные и механизированные части, но и зенитно-артиллерийский полк. На вооружении этого полка были 20-миллиметровые автоматические пушки, которые стреляли очередями. Хотя аэродром находился на открытой равнине, само летное поле мы не видели, но взлет и посадку могли наблюдать. Это были преимущественно самолеты типа Хеншель-126 — небольшие полуторопланы, внешне очень похожие на наших кукурузников У2, но больше и мощнее. Они штурмовали пехоту, гонялись даже за отдельными солдатами. Причем, они всё время были в воздухе. Когда один садился, то другой взлетал.

(С) Эммануил Шляпоберский. ВОСПОМИНАНИЯ О ВОЙНЕ, СТИХИ, РАССКАЗЫ. Санкт-Петербург 2009
 

Неподалеку на такие же площадки в степи перебазировались и другие авиагруппы, в том числе штурмовики и ближние разведчики. Все это не осталось незамеченным для русской воздушной разведки. Только на аэродроме около железнодорожной станции Обливская, согласно данным аэрофотосъемки, базировались «более 100 самолетов Ю-88 и Ме-109».
В 04.30 12 августа штурмовики из 206-й, 226-й и 228-й ШАД попытались нанести удары одновременно по трем немецким аэродромам. Первая атакующая группа насчитывала восемь Ил-2, которых прикрывали семнадцать Як-1 и ЛаГГ-3, вторая – тринадцать штурмовиков и двадцать пять истребителей сопровождения. Однако, несмотря на раннее время, достичь внезапности не удалось.
Часть «Мессершмиттов» уже находилась в воздухе, и, увидев приближающиеся самолеты, пилоты Люфтваффе немедленно атаковали их. Тем временем начали взлетать и другие истребители. В результате русским удалось атаковать только аэродром Обливская. На подступах же к Тусову «горбатые» нарушили боевой порядок, стали разворачиваться и уходить, лишь несколько бомб упали рядом с аэродромом.

(С) Зефиров, Дегтев - Лаптежник против черной смерти.
 

Вот другой пример блестящего мастерства наших летчиков. 11 августа 8-я воздушная армия получила от командования фронта приказ уничтожить немецкие самолеты – истребители и бомбардировщики (около 200), базировавшиеся на аэродромах Обливская, Ольховский и Суровикино. Эти аэродромы прочно прикрывались зенитной артиллерией противника. Было принято решение: действиями штурмовой и истребительной авиации уничтожить фашистские самолеты прямо на аэродромах.
12 августа штурмовики полковников Степичева, Срывкина, Горлаченко под прикрытием истребителей полковника Утина, Сиднева и Ларюшкина (всего в составе 62 самолетов) осуществили первый удар по всем трем аэродромам. Ведущими групп штурмовиков были командиры полков майоры Спорышев, Зотов и старший политрук Скляров. В результате внезапной атаки, произведенной на рассвете (вражеские летчики и техники в это время находились на завтраке), наши штурмовики и истребители с бреющего полета и многократных заходов для атаки уничтожили на аэродромах несколько десятков фашистских самолетов; один «Мессершмитт-109» был сбит при попытке взлететь с аэродрома Обливская. Подобные действия в последующем не раз повторялись уже в более крупных масштабах. [262]

(С) Еременко, Андрей Иванович.Сталинград: Записки командующего фронтом
 

ступор:

Пытаясь блокировать узлы 4-го воздушного флота Рихтгофена, покрывшего все Придонье (1200 машин в боевом строю) наличными силами армии (в начале августа — 78 исправных самолетов), Хрюкин посылал на Морозовскую, Котельниково Обливскую, другие аэродромы экипажи одноместных штурмовиков "ИЛ-2" без эскорта истребителей. Да, оголенным боевым порядком, без прикрытия. "Надежная броня, скрытный подход к цели, умелое использование фактора внезапности, — обосновывал он свой приказ, — позволяют самолету "ИЛ-2" вести боевые действия автономно..." Противник на примере Обливской опровергал его решение, и Хрюкин, отступавший от границы до Волги, рабом своей идеи не сделался.

Жестокие потери в штурмовиках вынудили генерала отказаться от их автономного, без поддержки истребителей, использования. На ходу исправляя свою ошибку, он вместе с тем призывал командный состав армии и впредь "избегать шаблона, застывшего трафарета и схемы" и первым себя понуждал к новому поиску, к новому риску, на войне столь в цене дорогому.
...
Командующий 8-й ВА генерал-майор авиации Т. Т. Хрюкин — члену Военного совета 8-й ВА, 30 августа 1942 г. Записка.

"Тов. бригадный комиссар!

По данным оперсводки, на аэродроме Обливская штурмовики т. Раздаева в результате налета уничтожили до 30-ти с-тов пр-ка. Это ложь. Она путает нам карты и очень вредна. Фотоконтроль, осуществленный по моему приказу, показал, что бомбометание выполнялось не прицельно, вражеская техника цела, летное поле исправно, аэродром действует интенсивно. Повторный налет на Обливскую вопреки донесению липача был также не эффективен.

Налицо порочная практика: нам врут, и мы врем. С этим безобразием надо кончать
".

(С) Анфиногенов, Артем Захарович. Мгновение — вечность. Часть первая. В осеннем небе Сталинграда.
 

...19 ноября начинается мощное русское наступление против 3 Румынской Армии. На следующий день начинается наступление на юге Сталинграда. Всем истребительным частям, находящимся в районе Сталинграда приказано начать боевые действия против наступавших русских войск. Такой же приказ получили стоящие на аэродроме части Пикирующих бомбардировщиков. Но из-за метели ни один самолет не смог взлететь в воздух.
Командование 8 Воздушного Корпуса приказывает группе перебазироваться на аэродром Обливской (прим.: с а/э Питомник). Вечером 20 ноября прибывают 9 Ju-52, которые забрали большую часть нашего персонала и материалов. Утром 21 ноября истребители нашей группы перелетают на аэродром в Обливской. ...

(С) Воспоминания Гельмута Кроненбрюка. Унтер-офицер Гельмут Кроненбрюк служил механиком по электрооборудованию в 9 эскадрильи Ягдгешвадер 3 «Удет».
 
 
Возвращаясь к боевым донесениям о боях за Обливскую:

Романенко [то есть, в адрес командующего 5-й танковой армии] Время отправления 14.00
хутор. Ново-Степановка
Обошел пр-ка по указанному Вами маршруту, зашел в тыл. По своему маршруту во многих населенных пунктах уничтожил большое количество живой силы противника и его технику. Усиленный отряд направил на Обливскую с задачей уничтожения живой силы пр-ка, разбить ж.д. полотно, навести панику в тылу пр-ка. Действую отдельными отрядами. Калач-Куртлак правым боковым отрядом разогнано и частично уничтожено больше полка пр-ка отходящего на юг. Обозы румын отходят в направлении Обливская - уничтожаю. Сожжено и разбито с боеприпасами и другим имуществом 70 автомашин, до 100 подвод. Перерезал телефонную связь в 3-х местах идущую на север и северо-запад.
Атаковал Обливскую. На аэродроме находилось до 40 бомбардировочных самолетов. С появлением отряда противник открыл огонь с [?]-х батарей. Отряд развернулся и со всех орудий, пулеметов открыл огонь по аэродрому. Успело подняться с аэродрома 15 машин, которые улетели на юго-запад. Остальные самолеты не поднялись. Бой в р-не Обливская длился два часа. ....
Белик [подполковник, командир 8-го отдельного мотоциклетного полка]
22.11.42

(С) Документ № 4 (ЦАМО РФ Ф. 331 Оп. 5041 Д. 13 Л. 304,305,306,307)
 
И оттуда же, просто интересный случай про того самого п/полковника Белика:
 

Донесение от 23.11.42
Романенко
Перелазовский..................8.00
Ваш приказ выполнил. Обойдя пр-ка слева по маршруту Перелазовский, Липовский, Средне Гусынка, Новосергиевская, Бокачовка, Ново-Степановка, Обливская.
Зайдя в тыл пр-ку до самой Обливская отдельными отрядами перерезав все дороги идущие на север. Согласно Вашего указания уничтожал обозы, тылы пр-ка в полосе по фронту 30-40 км.
В результате действий отряда в тылу пр-ка уничтожил:
Расстреляно до 700 солдат и офицеров пр-ка в упор.
В р-не 5-е отд. совх. 694 взорвал крупный склад боеприпасов.
Из опроса пленных румын и немцев, а так же местных жителей пр-к имеет направление отхода Обливская, Морозовская.
При атаке Обливская отбил у пр-ка до тысячи голов рогатого скота, который пр-к пытался угнать на юг. Скот раздал местному населению в Ново-Степановке.
На ст. Обливская находится лагерь русских военнопленных, в котором до 5000 человек, которые производят окопные работы в р-не Обливская, роют противотанковый ров.
За всю операцию имею потери:
Два убитых и 3 чел. ранено в бою под Обливской.
Пленных не брал, всех расстреливал, трофеи уничтожал.
Сосредоточился по Вашему приказу Перелазовский в 23.00 22.11.42 г. Привожу в порядок матчасть, подтягиваю тылы для пополнения боеприпасов и заправке горючего.
Ввиду того, что в отд. совх 86 находился пр-к, тылы были отрезаны. В настоящее время пр-ка выбили, с подходом тылов буду заправляться.
23.11.42 Белик

 
Собственно что вскользь нашел у Хольма:
Jagdgeschwader 3 "Udet"
III. Gruppe: 22.11.42 - 28.11.42 Obliwskaja Bf 109F/G

Schlachtgeschwader 1
Stab: 11.42 - 12.42 Obliwskaya Bf 109E
II. Gruppe: 26.11.42 - 6.12.42 Obliwskaya Hs 129, Hs 123, Bf 109E

Sturzkampfgeschwader 2 "Immelmann"
Stab: 29.07.1942 - 10.1942 Obliwskaya Ju-87D
I. Gruppe: 29.07.1942 - 10.1942 Obliwskaya Ju-87D
II. Gruppe: 01.08.1942 - 11.1942 Obliwskaya Ju-87D

Sturzkampfgeschwader 77
Stabsstaffel./St.G.77: 8.42 - 9.42 Obliwskaya Ju 87B/R, Bf 110
I./St.G.77: 20.8.42 - 26.8.42 Obliwskaya Ju 87D
II./St.G.77: 8.42 - 9.42 Obliwskaya Ju 87B/R/D

Как то не густо для громадного филда, надо еще порыться. Плюсом не находил какие из наших частей там располагались до захвата аэродрома противником и после освобождения.


Что касается а/э Фролов:
Jagdgeschwader 3 "Udet"
Stab: 28.7.42 - 10.8.42 Frolow Bf 109G
I. Gruppe: 27.7.42 - 10.8.42 Frolow Bf 109F
II. Gruppe: 27.7.42 - 10.8.42 Frolow Bf 109F
III. Gruppe: 27.7.42 - 10.8.42 Frolow Bf 109F

Schlachtgeschwader 1
Gruppe I: 31.7.42 - 8.42 Frolow-West Bf 109E (!!!)
Gruppe II: 8.42 - 8.42 Frolow Hs 129, Hs 123


продолжение следует...

Изменено пользователем Andric
  • Поддерживаю! 1
Опубликовано:

Спустя год обновил метки для GE. Скидал в спешке - косяков еще полно. Картинка еще во многом сырая.

Качать тут: http://www.sukhoi.ru/forum/attachment.php?attachmentid=169863&d=1377568597

Иконки тут: http://www.sukhoi.ru/forum/attachment.php?attachmentid=169864&d=1377568974 (закидываем 17 файлов в C:\Program Files (x86)\Google\Google Earth\client\Icons)

Сама общая тема тут: http://www.sukhoi.ru/forum/showthread.php?t=74924

 

La-Le, я там часть твоих меток перебрал, частью, что точно совпадало - удалил, частью в свои забил твою инфу. Доделывать еще надо много.

Опубликовано:

La-Le, я там часть твоих меток перебрал, частью, что точно совпадало - удалил, частью в свои забил твою инфу. Доделывать еще надо много.

Понял. Нужен список задач. Буду подключаться по мере возможности. 

 

Обнаружил книгу, 2-томный сборник "Сталинградская битва" http://www.booksgid.com/other/30104-stalingradskaja-bitva.-khronika-fakty.html

Там нашёл новые названия аэродромов. Это издание знакомо?

  • Поддерживаю! 1
Опубликовано:

Понял. Нужен список задач. Буду подключаться по мере возможности.

Да фиг знает какой там список задач. Работать дальше, искать, сверять, выкладывать... :)

 

Обнаружил книгу, 2-томный сборник "Сталинградская битва" http://www.booksgid.com/other/30104-stalingradskaja-bitva.-khronika-fakty.html

Там нашёл новые названия аэродромов. Это издание знакомо?

Может и попадалось, но наверняка не обращал внимания. Сейчас глянул детально - по крайней мере по списку ГСС вычислил еще несколько полков ну и далее опять понесло в поиски. Жаль карт нету. Надо оригинал поискать - может там есть. Да и вообще книжка без картинок - это не книжка.

 

В частности чего откопал по а/э Гумрак:

После изучения и оценки обстановки армейский комиссар П.С. Степанов направил на имя Сталина и командующего ВВС генерал-лейтенанта Новикова донесение, в котором отмечалось, что Сталинград с воздуха прикрыт слабо. 102-я истребительная авиационная дивизия ПВО имеет 80 самолетов в большинстве устаревших типов (И-16, И-15бис, И-153) и лишь незначительное число истребителей Як-1. Дальние подступы к городу истребителями не прикрыты. Поэтому, отмечалось в донесении, нужен на первое время хотя бы один хороший истребительный полк на новых типах самолетов.

 

Выводы и предложения не остались без последствий. «Через несколько дней из района Москвы в Сталинград прибыл укомплектованный лучшими летчиками на самолетах Як-1 истребительный авиационный полк, подчинявшийся тогда непосредственно командующему ВВС Красной Армии. Полку была поставлена боевая задача по обороне Сталинграда с воздуха на дальних подступах»{65}. Нетрудно догадаться, что под традиционной для советских времен иносказательностью, имелся в виду 434-й истребительный авиаполк майора Клещева. Вместе с полком под Сталинград прибыли инспекторы Инспекции ВВС майоры Н.И. Власов и А.Ф. Семенов.

 

12 июля 1942 года командующий 8 ВА генерал Т.Т. Хрюкин получил директиву от начальника Инспекции ВВС полковника Сталина, в которой говорилось:

«434-й ИАП подчиняется непосредственно мне... Довожу до вашего сведения, что 434-й ИАП крайне нам дорог, так как в его состав вошли специально подобранные летчики с большим боевым опытом, поэтому использовать его зам. НКО генерал-лейтенант авиации Новиков А.А. приказал только для воздушного боя и преимущественно для уничтожения бомбардировочной авиации противника...» Таким образом командующий воздушной армии узнал о прибытии на фронт 434 иап. На полученной директиве Хрюкин дипломатично написал: «Нач. штаба. В этом духе использовать»

{66}.

 

К 15 июля 434-й истребительный авиаполк сосредоточился на аэродроме Гумрак (60 км западнее Сталинграда), на котором уже базировался 150-й бомбардировочный авиаполк под командованием подполковника И.С. Полбина. 150 бап был полностью вооружен пикирующими бомбардировщиками Пе-2, а все его летчики освоили бомбометание с пикирования, что в то время было еще редкостью{67}.

 

434 иап, 150 бап и 484 иап (командир полка майор Шименас Альфонс Осипович) вошли в состав особой авиагруппы (ОАГ), командиром которой был назначен полковник Сталин. Особая аваиагруппа в оперативном отношении подчинялась 8 ВА Сталинградского фронта. Василий Сталин со своим штабом также разместился на аэродроме Гумрак.

 

(с) Исаев,Сергей Михайлович. Страницы истории 32-го гвардейского Виленского орденов Ленина и Кутузова III степени истребительного авиационного полка. В небе Сталинграда

Вот тут затык опять вышел, ибо по другим данным, ОАГ (встречается 1 ОАГ) сначала подчинялась 16-й ВА, и только после перелета на свх "Сталинградский" стала подчиняться 8-й ВА. Разбираться надо.

Кстати у того же 434-го иап несколько (скорее всего пара штабных машин) По-2 (У-2) было в штате. Про По-2 вообще ничего до этого не встречал, кроме как что немцев по ночам прилетали бомбить и вели политвещание, но данных, что где то в полках были - не видел.

 

Далее по книжке нашел несколько упоминаний:

БЫСТРЫХ БОРИС СТЕПАНОВИЧ

 

Старший лейтенант, в Сталинградской битве участвовал в должности командира звена 99-го бомбардировочного авиационного полка (270-я бомбардировочная авиационная дивизия, 8-я воздушная армия, Сталинградский фронт).

...

13 июля 1942 г., выполняя задание по разведке, в районе нп Ольшана обнаружил аэродром противника, на котором находилось до 130 самолетов разного типа.

...

8 августа выполнял задание по разведке в районе южнее нп Калач. Обнаружив аэродром противника, на котором находилось около 100 самолетов.

...

чего то про Ольшану вроде не встречал.

 

НЕЧАЕВ МИХАИЛ ЕФИМОВИЧ

 

Капитан, в Сталинградской битве участвовал в должности командира танкового батальона 130-й танковой бригады (24-й танковый корпус, 1-я гвардейская армия, Юго-Западный фронт).

...

24 декабря 1942 г, обойдя с тыла укрепленную полосу ст. Тацинская, батальон во главе с капитаном Нечаевым внезапно напал на вражеский аэродром и, расстреливая из пушек, пулеметов и давя гусеницами, уничтожил и захватил до 420 самолетов противника, 340 солдат и офицеров летного состава.

Думал может опечатка, но в архивном деле ЦАМО (фонд 33 опись 793756 единица хранения 33) так и сказано:

post-668-0-77606500-1377640316_thumb.jpg

Че, неужели там на самом деле там столько самолетов было?!

Опубликовано:

Ольшану сразу отметил. Сегодня пройдусь по 1 тому и составлю общий список названий.

  • Поддерживаю! 1
Опубликовано: (изменено)

Че, неужели там на самом деле там столько самолетов было?!

Ну это же наградной лист... там иногда всякого писали разного, тем более что представление на ГСС да ещё и посмертное

:(

Четвёрка там плохо просматривается кстати, может быть стояла единица и переправили...

Потому что 120 это было бы очень похоже на правду. Заблотский-Ларинцев в своей работе насчитали 120 улетевших под огнём транспортников и порядка 70 погибших под гусеницами. Но там ведь было ещё всякой твари по паре - в смысле не только транспортная авиация сидела. На тех нескольких фото с тацинской что я видел есть и 109е, и 110ки, и рамы и штуки с хенками...

Плюс по окраинам поля должно было быть наверняка полно неисправных и просто битых машин, которые наши танкисты очевидно давили не разбираясь вместе с "живыми" и обоснованно включали в счёт. И мало того, В. Гончаров ( «Глубокий рейд. Советские танковые войска в операции "Малый Сатурн"» ) упоминает об эшелоне с упакованными в ящики новыми самолётами, захваченным на станции.

Так что может и не четыреста, но сотни полторы самолётов там немцам совершенно точно раскурочили, а может и больше выйдет.

Не знаю, писал ли кто ещё из "авиационщиков" кроме поянутых З-Л об этих событиях...

Изменено пользователем LbS_Tanzor
  • Поддерживаю! 1
Опубликовано: (изменено)

Вот тут затык опять вышел, ибо по другим данным, ОАГ (встречается 1 ОАГ) сначала подчинялась 16-й ВА, и только после перелета на свх "Сталинградский" стала подчиняться 8-й ВА. Разбираться надо.

Кстати у того же 434-го иап несколько (скорее всего пара штабных машин) По-2 (У-2) было в штате. Про По-2 вообще ничего до этого не встречал, кроме как что немцев по ночам прилетали бомбить и вели политвещание, но данных, что где то в полках были - не видел.

 

 

ОАГ подчинялась командующему 8 ВА напрямую. 16 ВА тогда еще не было. 434 ИАП в сентябре базировался на свх Сталинградский и подчинялся 16 ВА, но ОАГ к тому моменту уже не было.

По-2 и Ут-1/2 были в штабах дивизий, полков, в управлении ВА, в управлении полевых армий, в САПах Юго-Западного, Сталинградского, Юго-Восточного, Донского фронтов, пара отрядов Киевской группы ГВФ летали на У-2 плюс ночники.

Изменено пользователем stalingradjager
  • 4 недели спустя...
Опубликовано:

Аэродром и ж.д. станция Воропоново. 17.09.42г. Наши уже отошли к Сталинграду, немцких самолётов ещё нет.post-4499-0-70855300-1380080716_thumb.png

Опубликовано:

Данные из книги Сталинградская битва. Хроника, факты, люди. Книга первая. (Москва «ОЛМА-ПРЕСС» 2002)

 

Аэродромы находил после фразы: "По данным штаба ВВС Красной Армии, ВВС фронтов бомбардировали следующие аэродромы противника:" Эта военная сводка включала все бомбившиеся в текущий день аэродромы противника на всём протяжении фронта - от севера до юга.

 

Составил общий список населённых пунктов, удалил повторы и сгруппировал по общим областям:

 

 

КРУПНЫЕ, ИЗВЕСТНЫЕ ГОРОДА:
Армавир
Брянск
Витебск
Краснодар
Курск
Орёл
Орша
Смоленск
Ст. Оскол        (Белгородская область)
Ростов
Сталино            (Донецк)
Элиста            (Калмыкия)
Россошь            (Воронежская область)
Майкоп            
Минеральные Воды    
Невинномысск        
Пятигорск        


СЕВЕРНЫЕ РАЙОНЫ:
Алакуртти        (Мурманская область)
Бол. Роги        (между Глебовщина и Уползы)
Бородулино        (деревня в Себежском районе Псковской области или в Тосненском районе Ленинградской области.)
Гирвас            (Карелия)
Глебовщина        (Демянский район, Новгородская область)
Глуховка        (?)(Карелия, между Тикшеозеро и Жутово)
Грибочки
Гривочки        (5 км южнее Дно, Псковская область)
Кемиярви        (Финляндия)
Кемь            (Карелия)
Киркенес        (Норвегия)
Коровье Село        (деревня в Палкинском или Гдовском районе Псковской области)
Котлы            (Кингисеппский район, Ленинградская область) рядом с Гривочки
Кресты            между Сольцы, Гривочки и Глебовщина, Орша
Лаксэльвен        (Норвегия)
Лахути            (?)
Лезье            (Ленинградская область)
Луостари        (Мурманская область)
Маятало            (Мурманская область)
Н. Горки        (деревня в Порховском районе Псковской области)
Новое Село        
Пески            
Пустошка        (Псковская область)
Рельбицы        Ренобицы(опечатка?) (Солецкий район, Новгородская область)
Рованиеми        (Финляндия)
свх. Дугино        
Сиверская        Гатчинский район Ленинградской области
Сольцы            
Тикшеозеро        (Северная Карелия)
Тулебля            (Новгородская область)
Тунгозеро        (Северная Карелия)
Уползы            (деревня в Солецком районе Новгородской области)
Хебугтен        Хебуктен,Хубугтин (Мурманская область)


ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ:
Аксай            (Ростовская область)
Боровское        (между Олсуфьево и Орёл)
Городец            (Курская, Воронежская область? - между Коростовичи и Ст. Оскол)
Двоевка            (Смоленская область, 9 км юго-восточнее Вязьмы)
Дедюрево        (Новодугинский район, Смоленская область)
Землянск        между Курск и Медвежье, Касторное, ближе к Касторное (Семилукский район, Воронежская область)
Касторное        (Воронежская область)
Коростовичи        (Галичский район, Ивано-Франковская область)
Кшень            (Курская область)
Липовка            (Глебовщина, Пески или Курск)
Медвежье        между Землянск и Касторное (Семилукский район, Воронежская область)
Облинская        (станица, Облинский район, Ростовская область)
Олсуфьево        (Жуковский район, Брянская область)
Острогожск        (Воронежская областЬ)
Охочевка        (Верхнехавский район, Воронежская область; Октябрьский район, Курская область; Щигровский район, Курская область)
Сеща            (Дубровский район, Брянская область)
Шаталово        (Смоленская область, Починковский район. 8 км к югу от Починка)

КУБАНЬ, СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ:
Александровское        (Ставропольский край)
Белореченская        (станция в Белореченске, Краснодарский край)
Будённовск        (Ставропольский край)
Верх. Акбаш        (Кабардино-Балкария, Терский район)
Екатериноградский    (Моздок — Минеральные Воды)
Зайцев            (сев.-зап. нп Моздок)
Каменка            между Острогожск и Белореченская
Ниж. Курп        (Кабардино-Балкария, Терский район)
Плановское        село в Терском районе Кабардино-Балкарии
Прохладный        (Моздок — Минеральные Воды)
Солдатская        станица в Прохладненском районе Кабардино-Балкарии,
Солдатское        (?) Солдатская ?
Черкесск        (столица Карачаево-Черкесской Республики)


ВСТРАЧАЮТСЯ В ИСХОДНОМ СПИСКЕ, БЛИЗКО К СТАЛИНГРАДУ:
Абганерово        (Октябрьский район, Волгоградская область)
Березовский        
Бол. Россошка        
Венцы            (Гулькевичский район, Краснодарский край? между: Касторное, Гумрак и Фролово, Суровикино, Манойлин)
Голубинский        (между Обливская и Зрянинский)
Гумрак            
Дмитриевка        (между Евлампиевский и Элиста) -  хутор в Ольховском или Городищенском районе Волгоградской области
Евлампиевский        (Калачевский район, Волгоградская область)
Евстратовский        (хутор Клетского района, Волгоградская область)
Жутово            (Волгоградская область)
Зрянинский        (Волгоградская область)
Карповка        (?) Карповская
Карповская        между Гривочки и Обливская
Конная            
Манойлин        (Клетский район, Волгоградская область)
Мариновка        
Миллерово        
Морозовский        (?) Морозовская
Обливская        (станица, Обливский район, Ростовская область)
Осиновка        (Волгоградская область)
Оськинский        исчезнувший хутор, находившийся на линии обороны 31 июля 1942 года (Волгоградская область), южнее "Венцы", севернее Осиновки, сев-зап. Евлампиевский
Плодовитое        
Скворин            (Суровикинский район, Волгоградская область)
Суровикино        
Суровиково        
Тацинская        
Тузов            
Фролово            (?) Фролов


НЕОПРЕДЕЛЁННЫЕ:
свх. Победа Октября    (?) южный район
Хани            (?) карелия - финляндия ?
Чистая            (?) станица ?
 

 

 

  • 4 недели спустя...
Опубликовано: (изменено)

Наконец перебрал данные ещё и по второй книге. В результате нашёл следующие, ближайшие к Сталинграду аэродромы, которые не упомянуты в основном списке (в начале темы):

Аксай			Ростовская область	N47°17'33,79" E39°52'17,89"
Верхний Максай			Ростовская область, исчезнувший хутор	N49°28'46,66" E41°56'57,79"
Вороново	Воропоново?		Ростовская область, Целинский район	N46°28'51,61" E40°55'15,66"
Дмитриевка			Волгоградская область, Городищенский район, хутор сев. Карповки	N48°46'21,69" E43°55'04,92" или 
Древний Вал			Волгоградская область, ж/д станция в 20 км от Гумрака	N48°51'39,11" E44°23'44,80"
Дубинин			Волгоградская область, Городищенский район, хутор	N48°44'38,70" E44°06'57,61"
Дугино	свх. Дугино		Ростовская область, Азовский район, хутор	N47°09'27,54" E39°26'07,59"
Евстратовский			Волгоградская область, Клетский район, хутор	N49°11'20,09" E42°52'35,55"
Красный Сулин			Ростовская область, Красносулинский район, адм.центр	N47°54'39,50" E40°05'32,22"
Опытное Поле	Опытная Станция?		Волгоградская область, возле раз.Конный	N48°52'50,70" E44°23'10,92"
Оськинский			Волгоградская область, исчезнувший хутор, находившийся на линии обороны 31 июля 1942 года	N49°05'17,43" E43°22'02,38"
Чернышковский			Волгоградская область, Чернышковский района, адм.центр, посёлок	N48°26'06,92" E42°11'59,15"


Исходные данные, собранные по двум книгам:

 

28 августа: Сеща, Шаталово, Олсуфьево, Боровское, Орел, Россошь, Аксай, Суровиково
29 августа: Коростовичи, Городец, Орел, Брянск
30 августа: Сиверская, Городец, Минеральные Воды, Черкесск
31 августа: Алакуртти, Городец, Обливская, Аксай
1 сентября: Городец, Аксай, свх. «Победа Октября», Чистая
2 сентября: Глебовщина, Тулебля, Гривочки, Россошь, Аксай
3 сентября: Городец, Коростовичи, Гривочки, Глебовщина, свх. Дугино, Новое Село, Двоевка, Суровикино, Обливская
4 сентября: Лезье, Глебовщина, Обливская
5 сентября: Сиверская, Глебовщина, Пески, Липовка, Курск, Землянск, Медвежье, Касторное, Россошь
6 сентября: Лезье, Глебовщина, Стар. Оскол, Острогожск, Обливская, Армавир
7 сентября: Гривочки, Глебовщина, Касторное, Обливская
8 сентября: Пустошка
9 сентября: Алакуртти, Гривочки, Хани, Майкоп
10 сентября: Гривочки, Конная, Тузов, Суровикино, Обливская
11 сентября: Луостари, Тикшеозеро, Глуховка, Жутово
12 сентября: Лезье, Глебовщина, Курск, Россошь, Тузов
13 сентября: Луостари, Бородулино, Гривочки, Сеща, Россошь
14 сентября: Бородулино, Коростовичи, Гривочки, Карповская, Обливская, Суровикино, Зрянинский, Фролово, свх. Победа Октября
15 сентября: Коростовичи, Городец, Гривочки, Суровикино, Обливская, Тузов, Фролово, Зрянинский
16 сентября: Луостари, Киркенес, Гирвас, Гривочки, Пески, Зрянинский, Тузов
17 сентября: Бородулино, Орел, Курск, Касторное и в районе Сталинграда
18 сентября: Гумрак, Венцы, Суровикино, Жутово, Абганерово, Обливская, Голубинский, Зрянинский, Тузов, Евлампиевский
19 сентября: Ростов, Сталино, Морозовский, Зрянинский, Тузов, Манойлин, Венцы
20 сентября: Глебовщина, Касторное, Венцы, Фролово, Тузов, Скворин, Плодовитое, Жутово, Морозовский, Суровикино, Зрянинский, Сталино
21 сентября: Алакуртти, Бородулино, Коростовичи, Пески
22 сентября: Лаксэльвен, Рованиеми, Луостари, Алакуртти, Кемиярви, Бородулино, Гривочки, Рельбицы, Пески, Элиста
23 сентября: Луостари, Киркенес, Глебовщина, Пески, Сольцы, ст. Оскол
24 сентября: Элиста
25 сентября: Ст. Оскол, Майкоп
26 сентября: Евстратовский
27 сентября: Рельбицы, Коростовичи, Городец, Ст. Оскол, Евлампиевский
28 сентября: Луостари, Киркенес, Маятало, Алакуртти, Ст. Оскол, Касторное, Евлапиевский, Дмитриевка, Элиста
29 сентября: Землянск, Касторное, Ст. Оскол, Майкоп
30 сентября: Луостари, Хубугтин, Кемиярви, Алакуртти, Сольцы, Тулебля, Орша, Ст. Оскол, Элиста, Зайцев, что сев.-зап. нп Моздок
1 октября: Луостари, Ст. Оскол, Бол. Россошка, Зайцев
2 октября: Бородулино, Сольцы, Ренобицы, Ст. Оскол, Морозовский, Обливская
3 октября: Курск, Ст. Оскол, Бол. Россошка, Морозовский, Обливская
4 октября: Бол. Россошка
5 октября: Луостари, Алакуртти, Бородулино, Городец, Сольцы, Коростовичи, Тулебля, Осиновка, Евламприевский, Буденновск
6 октября: Ст. Оскол, Бол. Россошка, Краснодар, Белореченская, Солдатское, Майкоп;
7 октября: Сольцы, Глебовщина, Пески, Ст. Оскол
8 октября: Алакуртти, Кемь, Тикшеозеро, Сольцы, Тулебля, Глебовщина, Пески, Гривочки, Ст. Оскол, Майкоп, Буденновск, Александровское
9 октября: Гирвас, Глебовщина, Зайцев
10 октября: Маятало, Краснодар
11 октября: Бол. Россошка, Краснодар, Армавир, Буденновск
12 октября: Гривочки, Тулебля, Глебовщина, Пески, Хебугтен, Луостари
13 октября: Сольцы, Белореченская, Минеральные Воды
14 октября: Глебовщина
15 октября: Острогожск, Каменка и Белореченская
16 октября: Глебовщина
17 октября: Глебовщина
18 октября: Майкоп, Армавир, Невинномысск
19 октября:
20 октября: Майкоп, Армавир, Невинномысск;
21 октября: Тулебля, Глебовщина, Пески, Голубинский, Белореченская
22 октября: Алакуртти, Тулебля, Глебовщина, Пески, Дедюрево, свх. Дугино, Новое Село
23 октября: Пески, Глебовщина, Тулебля, Нов. Село, свх. Дугино, Сеща
24 октября: Сольцы, Тулебля, Гривочки, Глебовщина, Бол. Роги, Уползы, Н. Горки, Белореченская, Солдатская, Екатериноградский, Плановское, Верх. Акбаш, Ниж. Курп
25 октября: Бол. Россошка, Солдатская, Белореченская, Майкоп, Краснодар
26 октября: Гривочки, Сольцы, Тулебля, Глебовщина, Пески, Бол. Россошка, Краснодар, Армавир, Майкоп, Солдатская
27 октября: Гривочки, Сольцы, Рельбицы, Орша, Евлампиевский, Краснодар, Майкоп
28 октября: Глебовщина, Бол. Россошка, Карповка, Мариновка, Аксай, Облинская, Зрянинский
29 октября: Гривочки, Сольцы, Тулебля, Глебовщина, Пески, Витебск, Смоленск, Шаталово, свх. Дугино, Нов. Село, Двоевка, Миллерово, Сталино, Тацинская, Морозовский, Обливская, Евлампиевский, Тузов, Березовский, Б. Россошка, Карповка, Аксай
30 октября: Луостари, Алакуртти, Гривочки, Кресты, Глебовщина, Пески, Хани, Кшень, Смоленск, Тацинская, Морозовский, Обливская, Тузов, Зрянинский, Евлампиевский
31 октября: Луостари, Гривочки, Сольцы, Глебовщина, Витебск, Двоевка, свх. Победа Октября, Минеральные Воды, Солдатская
1 ноября: Сольцы, Рельбицы, Гривочки, Глебовщина, свх. Дугино, Бол. Россошка, Солдатская, Минеральные Воды
2 ноября: Минеральные Воды
3 ноября: Курск, Майкоп, Краснодар, Минеральные Воды, Невинномысск, Солдатская, Прохладный
4 ноября: Лахути, Элиста, Невинномысск, Буденновск, Минеральные Воды, Солдатская
5 ноября: Алакуртти, Сольцы, Гривочки
6 ноября: Маятало, Сольцы, Глебовщина, Пески, Орша, Гривочки, Армавир, Солдатская
7 ноября: Коровье Село, Гривочки, Сольцы, Тулебля, Глебовщина, Шаталово, Армавир, Буденновск, Минеральные Воды, Пятигорск, Солдатская
8 ноября: Котлы, Гривочки, Сольцы, Глебовщина, Коровье Село, Смоленск, Орша
9 ноября: Гривочки, Глебовщина, Коровье Село
10 ноября: Кресты, Сольцы, Глебовщина, Пески, Смоленск
11 ноября: Гривочки, Глебовщина, Кресты, Орша, Морозовский, Обливская, Тацинская
12 ноября: Коростовичи, Сольцы, Грибочки, Витебск, Карповская
13 ноября: Луостари, Алакуртти, Тунгозеро, Сольцы, Кшень, Евлампиевский, Б. Россошка, Морозовский
14 ноября: Оськинский, Евлавпиевский
15 ноября: Охочевка
16 ноября:
17 ноября: Оськинский, Евлампиевский
18 ноября:
21 ноября: Евлампиевский, Оськинский, свх. Победа Октября
22 ноября: свх. Дугино, Витебск, Смоленск
23 ноября: Алакуртти
24 ноября: Алакуртти
25 ноября:
26 ноября: Алакуртти, Тацинская, Солдатское, Элиста
27 ноября: Рельбицы, Сольцы
28 ноября: Алакуртти, Гумрак, Бол. Россошка, Воропоново
29 ноября: Бол. Россошка, Опытное Поле, Воропоново
30 ноября: Бол. Россошка, в центре г. Сталинград, Гумрак, Воропоново, Басаргино, Питомник
1 декабря: противника Гривочки, Курск, Верх. Максай, Бол. Россошка, Гумрак, Сталинград, Воропоново, Басаргино
2 декабря:
3 декабря: Луостари, Сольцы
4 декабря: Алакуртти, Рельбицы, Глебовщина
5 декабря: Алакуртти, Глебовщина
6 декабря:
7 декабря: Гумрак, Басаргино, Питомник, Воропоново
8 декабря: Тацинская, Морозовский
9 декабря:
10 декабря: Глебовщина, Бол. Россошка, Гумрак, Басаргино, Питомник, Вороново, Буденновск
11 декабря: Глебовщина, Двоевка, Евстратовский, Тацинская, Морозовский, Бол. Россошка, Гумрак, Питомник, Воропоново, Басаргино
12 декабря: Алакуртти, Бол. Россошка, Гумрак, Питомник, Басаргино
13 декабря: район окруженной группировки под Сталинградом
14 декабря: Хебугтен, Маятало, Алакуртти, Бол. Россошка, Гумрак
15 декабря: Хебугтен, Луостари, Маятало, Алакуртти, район Сталинграда
16 декабря: Луостари, Алакуртти, Сольцы, Тулебля, Глебовщина, Тацинская, Морозовский, Белореченская
17 декабря: Сольцы, Гривочки, Глебовщина, Смоленск, Миллерово, в районе окруженной группировки противника под Сталинградом, Тацинская
18 декабря: Гривочки, Глебовщина, Двоевка, Нов. Село, Евстратовский, Миллерово, Бол. Россошка, Питомник, Басаргино, Гумрак, Воропоново, Морозовский
19 декабря: Тацинская, Морозовский, Питомник, Гумрак, Басаргино
20 декабря: Тацинская, Морозовский, Бол. Россошка, Гумрак
21 декабря:
22 декабря: Бол. Россошка, раз. Конный
23 декабря: Россошка, Питомник, Опытное Поле
24 декабря:
25 декабря: аэродромы противника в районе Сталинграда
26 декабря: Луостари, Киркенес, Маятало, Алакуртти, Кемиярви, Евстратовский, Бол. Россошка, Питомник, Басаргино, Гумрак
27 декабря: Луостари, Маятало, Алакуртти, Кемиярви, Евстратовский, Морозовский, Бол. Россошка, Питомник, Басаргино
28 декабря: Луостари, Евстратовский, Бол. Россошка, Питомник, Басаргино
29 декабря: Маятало, Луостари, Алакуртти, Кемиярви, Евстратовский, Бол. Россошка, Питомник, Басаргино
30 декабря: Маятало, Алакуртти, Кемиярви, Коростовичи, Сольцы, Морозовский, Питомник, Басаргино, Гумрак
31 декабря: Маятало, Алакуртти, Кемиярви, Сольцы, Сальск
1 января: Маятало, Луостари, Алакуртти, Гумрак, Воропоново
2 января: Маятало, Луостари
3 января:
4 января: Луостари
5 января: Маятало
6 января: Маятало, Луостари, Алакуртти, Кемиярви
7 января: Гривочки, Тулебля
8 января: Нурмалицы, Сольцы, Гривочки, Тулябля
9 января: Маятало, Луостари, Армавир
10 января: Сальск
11 января: Алакуртти, Бол. Россошка, Питомник
12 января: Луостари, Алакуртти, Бол. Россошка, Питомник
13 января: Бол. Россошка, Питомник
14 января: Сальск, Алексеевка
15 января: Нурмалица, Красногвардейск, Кресты, Евстратовский, Бол. Россошка, Питомник, Дубинин, Воропоново

 

Изменено пользователем La-Le
Опубликовано: (изменено)

Составил табличку аэродромов из книги Раткин - Авиация в Сталинградской битве.

По сравнении с основным списком добавилось более ста новых наименований.

Раткин - аэродромы Сталинградской битвы.zip

Изменено пользователем La-Le
  • 3 месяца спустя...
  • 1CGS
Опубликовано:

Народ, имеется вопрос: есть ли хоть какая-то информация о базировании немецких истребителей на аэродроме Гумрак в ноябре-декабре 42-го? Могли ли там к примеру держать дежурную пару или звено из Platzsсhutzstaffel "Pitomnik" или что-то подобное?

Я так понимаю, что до начала работы воздушного моста он вообще не использовался, и ни у одного из JG он не значится в местах дислокации....

Опубликовано:

Народ, имеется вопрос: есть ли хоть какая-то информация о базировании немецких истребителей на аэродроме Гумрак в ноябре-декабре 42-го? Могли ли там к примеру держать дежурную пару или звено из Platzsсhutzstaffel "Pitomnik" или что-то подобное?

Я так понимаю, что до начала работы воздушного моста он вообще не использовался, и ни у одного из JG он не значится в местах дислокации....

 

До начала воздушного моста Гумрак использовался как сборный и фильтрационный пункт для военнопленных.

Истребителей в Гумраке не базировалось кроме одного дня когда весь штаффель 17 января перелетел виз Питомника в Гумрак, а затем в Ростов.

  • 1CGS
Опубликовано:

До начала воздушного моста Гумрак использовался как сборный и фильтрационный пункт для военнопленных.

Истребителей в Гумраке не базировалось кроме одного дня когда весь штаффель 17 января перелетел виз Питомника в Гумрак, а затем в Ростов.

Спасибо большое за консультацию!

  • 2 месяца спустя...
Опубликовано: (изменено)

Для начала нужно точно определить место расположения аэродрома "питомник". Указанное здесь место:http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=48.732757&lon=44.253445&z=13&m=b  не соответствует действительности. Точное место знают Волгоградские комрады (поисковики),но они по понятным причинам молчат. Вот ссылка на их форум, там восемь страниц посвящены "питомнику": http://www.festung.kamerad.ru/index.php?    Форум очень интересный (нужна регистрация).

Держите взлётку http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=48.765864&lon=44.174459&z=16&m=b

Обратите внимание на копаные блины вокруг. Бетонки там нет, поле не пашется уже 10 лет точно.

На юг, где отмечена Австрийская балка, над пометкой стоял сам населенный пункт Питомник.

Изменено пользователем Maxun
  • 4 месяца спустя...
Опубликовано:

Загадочный Камышин

 

Полетав на SYNDICATE Expert Server где для снабжения котла, надо взлететь на Хенках с аэродрома Камышин и приземлиться на Питомнике, решил найти на реальных картах этот самый Камышин.

И вот что получилось 5ddc20c3265bbc65ebe66e2f4d6f0374.gif

 

 

Это скрин с карты БзС. Как мы видим аэродром Камышин расположен юго-западнее Нижне-Чирской.

 

0_d242d_7d5c35d1_XL.jpg

 

Но на реальных картах тех лет, как на советских так и немецких, никакого Камышина в районе Нижне-Чирской нет и в помине.

 

0_d242b_d9d2b4f2_XL.jpg

 

 

0_d242a_99e4caa5_XL.jpg

 

 

Как оказалось этот самый Камышин, находится совсем в другом месте. Вверх по Волге, северо-восточнее Сталинграда.

 

0_d2429_f757cc85_XL.jpg

 

Там же нашелся и пресловутый аэродром (кстати сам аэродром, состоящий из двух ВПП, в БзС, идентичен тому что на снимке.)

 

0_d2428_b05a1b2_XL.jpg

 

Не сочтите за занудство, но карта претендует на реально-историческую. Поэтому считаю, что такие косяки не допустимы 89ab73eb72baed9d933bb10ba87eb2b5.gif

 

 

 

  • Поддерживаю! 3
Опубликовано:

Не знаю по теме-ли, но возможно просто будет интересно а мож кто не знает вот вобщем: http://warfly.ru/?lat=48.772483&lon=44.577370&z=12

Хоть площадь и не большая но Гумрак видать.

Вот посмотрел фото по ссылке,а куда зимой у нас в игре пропали все окопы?Замело или ещё не реализовано?

  • 2 недели спустя...
Опубликовано:

    История с мифическими аэродромами на карте БзС получает свое развитие. Честно сказать, специально ни каких косяков не искал 6986c41c02cf51a9c051a955ce96f04f.gif  Но так как, полетываю на бомберах, люблю знаете ли, повозиться с картами, прокладками курсов и т.п. и собственно в результате этого обнаружил некоторые несоответствия карты БзС с реальными картами. (вот такие мы бобры зануды) 

Про Камышин мистическим образом перенесшийся на 250км с северо-востока Сталинградской области на юго-запад в район Нижне-Чирской я уже писал (см. пост выше)

Теперь вот новая незадача- аэродромы близнецы.

 

 

 

 Решил тут измерить расстояние от самого северного филда на карте БзС Нижний Балыклей до Тацинской. И был удивлен, когда южнее обнаружил еще один Нижний Балыклей

 

0_d2f9c_629bb22_orig.jpg

 

Ну думаю, бог его знает, бывает два населенных пункта с одинаковыми названиями, но уж слишком нелепо выглядит, два Нижних Балыклея рядом друг с другом. Посмотрел реальную карту, никакого второго Нижнего Балыклея между населенными пунктами Луго-Широкое и Луго-Водяное не было. Шалите ребята картоделы e925919019384d3668fd1d652a81c430.gif

 

0_d2f9d_53b369df_orig.jpg

 

 

 

 

Похоже, что с расположением аэродрома Котельниково, тоже не совсем порядок (хотя по сравнению с блуждающим по Сталинградской области Камышиным или Двумя Нижними Балыклеями мелочь)

 

 

На карте БзС аэродром расположен к востоку от н.п.Котельниково 

 

0_d2fd7_600eeeae_orig.jpg

 

но скорее всего это неверное расположение, аэродром судя по всему находился западнее населенного пункта. К сожалению на имеющихся у меня картах тех лет, аэродром не обозначен. Но все современные источники показывают именно западное расположение аэродрома по отношению к н.п.Котельниково.

 

Скрин с карты аэродромов России

 

0_d2fdb_c94916cb_XL.jpg

 

Скрин с Googl Maps

0_d2fd8_82189406_XL.jpg

 

 

Что собственно подтверждается выделенными строчками

 

0_d2fd9_ea8eb2d_XL.jpg

 

 

Да и на карте боевых действий, пусть и схематично, но значок аэродрома тоже показан западнее Котельниково

 

0_d2fda_afc6eaaf_orig.jpg

 

 

 

Ну вот как то так. Конечно я понимаю спешность разработчиков, но такие ошибки на карте, которая называется историчной, мне кажется неуместны.

Хотя по сравнению с картой Сталинграда из старичка ИЛ-2, (где разработчики почему то за основу взяли послевоенную карту на которой  представлена акватория Волги после 50-х годов, которая значительно изменилась в результате строительства с1950 по 1961г. Волгоградской(Сталинградской) ГЭС, и было создано Волгоградское водохранилище) карта БзС, действительно претендует на историческую. Ну а косяки, будем надеяться поправят. Ведь так, господа разработчики e40601152d1fb877593e33e8fcbd6a16.gif

 

  • Поддерживаю! 16
Опубликовано:

bae6ae1bb37e74be58ddac5de844044a.gif Спасибо...!

Нам не за что...Вам ОГРОМНОЕ СПАСИБО за проведённую работу....... :salute: 

Опубликовано:

Продолжаем разговор (честное слово! Я не хотел meeting.gif )

 

 

 

На этот раз на глаза попался аэродром Гришин

 

0_d311d_5469a146_orig.jpg

 

Как обычно, берем, открываем реальные карты тех лет и видим, что ни на немецких, ни на советских картах ни какого н.п. Гришин там не было, (ну до кучи разрабы и железную дорогу туда протянули)

 

немецкая карта

 

0_d3120_7a2b0316_orig.jpg

 

советская карта

 

0_d3121_c37217c9_orig.jpg

 

Вопрос к знатокам 0c53581c55ba2d5ef045fe30386353d5.gif Есть ли у кого документальное подтверждение (из мемуаров, донесений и т.п.) о дислокации в этом месте аэродрома. Буду признателен thank_you2.gif

 

 

 

 

Блин! Разрабы, меня наверно скоро забанят, за разглашение военной тайны 71fae551fcf3c01b8ef35968bdd0a9b1.gif

  • Поддерживаю! 1
Опубликовано:

Блин! Разрабы, меня наверно скоро забанят, за разглашение военной тайны 71fae551fcf3c01b8ef35968bdd0a9b1.gif

 

Почитал первую страницу темы, скачал файлик от Гугл Земли. По Гришину были вопросы... но в любом случае варианты рассматривались в совсем в другом месте.

 

post-14111-0-19014300-1412027778_thumb.png

Опубликовано:

Почитал первую страницу темы, скачал файлик от Гугл Земли. По Гришину были вопросы... но в любом случае варианты рассматривались в совсем в другом месте.

 

attachicon.gifгришин.png

 

Да, я тоже нашел н.п. Гришин на Гугловской карте. И согласись, это немного далековато, от того места куда его вставили разработчики.

Опубликовано:

Да, я тоже нашел н.п. Гришин на Гугловской карте. И согласись, это немного далековато, от того места куда его вставили разработчики.

 

самую малость. over 200 км.

Опубликовано:

    ... Ну а косяки, будем надеяться поправят. Ведь так, господа разработчики e40601152d1fb877593e33e8fcbd6a16.gif

 

И ведь поправили! н.п. Камышин и н.п. Гришин с карты БзС убраны и отправлены в место постоянной дислокации. Аэродром Котельниково так же перемещен к западу от населенного пункта, где и находился в реале 5d795b9fcc32914c9a47d042f8871830.gif

А вот со вторым Нижним Балыклеем опять незадача, его почему-то, просто переименовали в Нижний Балыклей 2.

 

0_d3810_8ea03eb8_orig.jpg

 

Ну не было там второго Нижнего Балыклея. А аэродром назывался Луго-Широкое, так как располагался рядом с одноименным населенным пунктом.

 

0_d3813_671ef3dd_XXL.jpg

  • Поддерживаю! 4

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас
×
×
  • Создать...