Jump to content

О роли личности в истории. К дню рождения гвардии генерал-майора авиации Дважды Героя Советского Союза Ивана Семёновича Полбина.


Recommended Posts

I.S.Polbin-u-bombardirovshhika-Pe-2.-Sta

08.jpg

 

На фото вверху - подполковник И.С.Полбин у своего самолёта, а внизу - экипаж старшего лейтенанта Л.В.Жолудева (он - слева, в центре - стрелок-радист И.В.Копейкин, справа - штурман Н.Ф.Аргунов), лето 1942 года.

О знаменитом ударе пары пикирующих бомбардировщиков Пе-2, ведомых экипажами подполковника И.С.Полбиным и старшим лейтенантом Л.В.Жолудевым из состава 150-го скоростного бомбардировочного полка по немецким складам ГСМ в Морозовске упоминается практически в любой более или менее серьёзной работе, посвящённой Сталинградской битве. Хотя этот эпизод достаточно подробно описан в мемуарах Героя Советского Союза генерал-лейтенанта авиации Л.В.Жолудева[1], но целый ряд интересных деталей и, особенно, последствия этого авиаудара, стали известны только в последнее время, благодаря анализу трофейных документов немецкой 6-й полевой армии.

Всё началось в роковую дату 13 июля 1942 года, когда экипаж старшего лейтенанта Л.В.Жолудёва из состава 150-го БАП, входившего в состав 1-й Особой авиагруппы, выполняя разведывательный вылет, совершенно случайно обнаружил в районе Морозовска полевой аэродром, на котором производила заправку тройка немецких одномоторных истребителей. «Мессера» вместе с бензозаправщиками стояли кучно, а потому решение атаковать эту заманчивую цель не могло не возникнуть у экипажа советского «следопыта». После чего одинокая «пешка» вернулась на свой аэродром.

Информацией об обнаруженном складе ГСМ вызвала необычайный интерес не только у командира 150-го БАП подполковника И.С.Полбина, но и в штабе Особой авиагруппы, а также у командования 8-й Воздушной армии. Любопытно, что первоначально при разработке плана операции удар предполагалось нанести силами бомбардировочной дивизии под сильным истребительным прикрытием. Но на организацию такого налёта требовалось масса времени, а потому Иван Степанович Полбин предложил нанести внезапный удар ограниченным числом самолётов из состава своего полка, подвесив на них крупнокалиберные бомбы. Однако ни «пятисоток», ни даже четвертьтонных «фугасок» на складе полка не нашлось! А на их доставку также требовалась масса времени, которого не было, хотя 150-й СБАП базировался на аэродроме «Гумрак» рядом с одноимённой железнодорожной станций рядом со Сталинградом. 

Ещё более важным фактором, заставившим советское командование «умерить аппетиты» при разработке плана авиаудара, была острая нехватка горючего практически во всех авиачастях фронтовой авиации, находившихся западнее Волги и в районе Дона.

Но Полбина это не смутило. «Ничего! Для такой цели хватит и "соток"! Главное – попасть…», сказал он. 

Выражение лиц большей части присутствующих штабных офицеров и, в том числе, командующего 8-й Воздушной армией генерал-майора авиации Т.Т.Хрюкина, было откровенно скептическим, но Ивана Семёновича неожиданно поддержал командир 1-й Особой авиагруппы Начальник инспекции ВВС полковник авиации В.И.Сталин. После этого план удара был утверждён, а командир 434-го ИАП майор И.И.Клёщёв, полк которого также входил в состав 1-й Особой авиагруппы и базировался на том же аэродроме, получил приказ обеспечить «железное» прикрытие пары пикировщиков.

Необходимо отметить, что ставка на внезапность и ограниченный состав ударной группы себя полностью оправдала. Внешне полёт пары «пешек» в сопровождении группы «Яков» выглядел, пускай, и очень важным, но «всего лишь» разведывательным полётом, а потому, приблизившиеся поначалу для визуального опознавания к нашей группе самолётов, пилоты «Мессершмиттов» вели себя довольно осторожно. С одной стороны, им было очевидно, что в кабинах пары Пе-2 и сопровождающих их истребителей сидят отнюдь не новички, а, с другой стороны, трудно было даже представить, что всего два бомбардировщика могут нанести сколько-нибудь серьёзный урон находящимся внизу многочисленным объектам. По всей видимости, примерно также думали и на немецких зенитных батареях, начавших неторопливо пристреливаться по небольшой группе скоростных самолётов противника. Ошибка стала очевидной, когда «пешки», выйдя к железнодорожной станции, быстро потеряв скорость на крутом развороте, устремились в пике. Небо буквально потемнело от разрывов, а «мессеры», стремительно разгоняясь на снижении, рванулись наперехват. Но уже было поздно…

 

В советской историко-публицистической литературе, посвящённой сражению под Сталинградом, достаточно широко распространено заблуждение, в рамках которого склад топлива в Морозовске был создан благодаря интенсивным железнодорожным перевозкам. И тот факт, что этот склад находится вблизи железнодорожной станции Морозовская[2], казалось бы, должен подтверждать это. Однако, в реальности, пользоваться в это время  железнодорожной станцией Морозовской немцы ещё не могли, так как линия, подходившая к ней со стороны узловой станции Лихая, была сильно разрушена и не введена в строй. Да и сама узловая станция Лихая была захвачена противником только 19 июля 1942 года. В основном, склад топлива создавался с помощью немецкой транспортной авиации и частично – силами автотранспортных полков Вермахта, каждый из которых включал автомобильный батальон, укомплектованный автоцистернами. Размещение же склада вблизи железнодорожной станции было естественным и делалось в расчёте на снабжение войск в ходе планируемой операции по захвату Сталинграда.
Стоит также отметить, что при описании или даже простом упоминании этого эпизода практически общим местом являются фразы типа «в результате удара склады[3] в Морозовске горели больше недели, а запах гари ощущался даже на большой высоте». 
Думается, настало время внести в этот вопрос ясность.
Лучше всего результаты удара пары пикировщиков Полбина – Жолудева характеризуются в «Дневнике службы тыла 6-й армии» лаконичной записью за 15 июля 1942 года: «Внезапным ударом с воздуха склады топлива и боеприпасов в Морозовске практически уничтожены. Ущерб не поддаётся оценке. Ситуация со снабжением горючим – близка к катастрофической.»[4]. 
К сказанному надо добавить, что хотя была середина лета, но сильные дожди были отнюдь не редкими, по причине чего, например, 16 июля в «Журнале боевых действий 6-й армии» отмечалось, что «движение автотранспорта местами невозможно.»[5]. На следующий день небо прояснилось, но только лишь до вечера, так как в «Дневнике службы тыла 6-й армии» в записи от 18 июля отмечается «С 22.00 17.7 идет непрерывный дождь. Все дороги стали непроходимы. На северном участке армии движение колонн продолжалось до границы дождей, оттуда движение остановлено.»[6]. 
Иначе говоря, быстро восполнить потерю огромной массы горючего было затруднительно не только с помощью автотранспорта, но даже с помощью транспортной авиации. Вечером 18 июля служба снабжения 6-й армии запросила у штаба группы армий «Б» срочной отправки двух составов с горючим, «поскольку его не осталось ни в Волчанске, ни в Староверовке (последние остатки сегодня были отправлены в Россошь, Кантемировку и Мешков).»[7]. 
Лаконичный ответ из штаба группы армий «Б» пришёл на следующий день: «запрошенные поезда с горючим не могут быть выделены»[8]. При этом в вышестоящем штабе не преминули ещё и «насыпать соль на рану» снабженцам 6-й армии, сообщив, что«Первоначально предназначенный для армии 993-й транспортный батальон (Kw.Trsp.Abt.993) с горючим, двигавшийся по указанию армейской службы снабжения в Мешков, по приказу службы снабжения группы армий (Hoh.Nsch.F.1) был развернут для выгрузки в Кантемировке для нужд 4-й танковой армии (Pz.AOK.4).»[9].
Однако, по всей видимости, после предоставления детальной сводки о положении с горючим в соединениях 6-й полевой армии, в штабе группы армий «Б» всё-таки «изыскали внутренние резервы» и пообещали отправить один эшелон с топливом[10]. Очевидно, что его прибытие проблемы целиком не решало, но хотя бы слегка снижало её остроту, так как без него ситуация с бензином была просто отчаянной, о чём можно судить по приведённой ниже сводке: 
«Положение со снабжением армии:
1) запасы горючего (бензин):
а) VIII A.K.: 113 I.D. – 0,6; 305 I.D. – 0,4; 100 Jg.D. – 0,6; 376 I.D. – 0,2; 79 I.D. – 0,2 от нормы.
b) XVII A.K.: 75 I.D. – 0,4; 389 I.D. – 1,2; 336 I.D. – 0,3 от нормы.
c) XXIX A.K.: 384 I.D. – 0,2; 62 I.D. – 0,2 от нормы;
d) 294 I.D. – 0,7 от нормы. 
Запасы дизтоплива имеются в достаточных количествах.
Заявки корпусов в исполнении:
а) XXIX A.K.: 25 куб.м бензина, 5 куб.м дизеля, 18.7 с Россоши
b) VIII A.K.: 90 куб.м бензина с Мешкова, 15.7 – с Волчанска
c) XVII А.К.: 50 куб.м бензина, 3 куб.м дизеля, 18.7 – с Россоши…

…В транспортных колоннах армейской службы снабжения на склады находятся: 300 тонн продовольствия, 800 куб.м топлива и 200 тонн горючего. После прекращения дождей движения колонн будет возобновлено. 
Майор фон Куновски запросил у командования [группы армий] «Юг» безотлагательной выдачи горючего со складов в Миллерово – 100 куб. и Кантемировке – 200 куб.м.»
[11].
И это за четыре дня до начала наступления!
К этому надо добавить, что на эти скромные запасы в тот же день – 19 июля – начинали претендовать ещё и войска LI армейского корпуса (44, 71 и 297-я пехотные дивизии), который передавался в подчинение 6-й армии. Со следующего дня – 20 июля – «число нахлебников» у службы тыла 6-й армии в виде числа двигателей внутреннего сгорания, потреблявших бензин, возрастало ещё больше, так как генерал-полковник Паулюс получал в своё распоряжение XIV танковый корпус (16-я танковая, 3-я и 60-я моторизованные дивизии). И это не считая «маршевого пополнения» в виде 62, 294, 336 и 389-й пехотные дивизии вместе с 244, 245 и 521-м дивизионами штурмовых орудий, которые также требовалось обеспечить всем необходимым… 
В общем, не удивительно, что отвечавший за снабжение 6-й армии горючим майор фон Куновски выпрашивал бензин, где только мог. И это отнюдь не преувеличение, так как, например, упомянутая выше Кантемировка в это время являлась основной базой снабжения немецкой 4-й танковой армии, которой тоже не хватало горючего… 
Фактически результаты и влияние авиаудара пары Полбина – Жолудева по складам топлива в Морозовске на ходе немецкого наступления ощущалось в течение не только многих недель, но даже месяцев, так как восполнить утрату многих тысяч тонн горючего противнику так и не удалось!
Достаточно сказать, что на момент начала советского контрнаступления 19 ноября 1942 года в районе Сталинграда по плану операции «Уран» среднее количество топлива в дивизиях 6-й полевой и 4-й танковых армий составляло всего 0,3 заправки[12]! Очевидно, что в этих условиях никаких сколько-нибудь эффективных контрударов своими подвижными соединениями группировка Паулюса нанести советским ударным группировкам не могла. 
А это значит, что результат удара всего одной пары «пешек», попавших в цель всего-навсего четырьмя «сотками»(!), носил стратегический характер!! 
Не удивительно, что 22 ноября 1942 года 150-й СБАП был преобразован в 35-й гвардейский бомбардировочный авиаполк, а на следующий день – 23 ноября 1942 года – когда перелом в сражении за Сталинград реальностью! – подполковнику И.С.Полбину Указом Президиума Верховного Совета СССР было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Гвардии капитану Л.В.Жолудеву «За успешное командование эскадрильей, образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм в боях с немецкими захватчиками» звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» было присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года.



[2] Станция Морозовская находится в центре города Морозовск.
[3] Попутно отмечу, что это были именно немецкие топливные склады (полевые быстровозводимые), а не долговременные советские, доставшиеся немцам в качестве трофеев, так как нефтебаза в Морозовске была построена только в первом десятилетии XXI века, после того как в 2005 году главой районной администрации стал П.Ф.Тришечкин.
[4] NARA, T-312 R-1684, Дневник службы тыла (O.Qu), 15.07.42.
[5] NARA, T-312 R-1458. Журнал боевых действий 6-й армии, 16.07.42.
[6] NARA, T-312 R-1684, Дневник службы тыла (O.Qu), 18.07.42.
[7] Там же.
[8] NARA, T-312 R-1684, Дневник службы тыла (O.Qu), 19.07.42.
[9] Там же.
[10] Там же.
[11] Там же.
[12] NARA, T-312 R-1684, Дневник службы тыла (O.Qu), 19.11.42.

Отметил наиболее на мой взгляд интересные моменты...:

 

-  проблемы с топливом были у обеих сторон

-  основа подвоза топлива у немцев под Сталинградом  - автотранспорт и авиация

-  ВВС РККА не могут оперативно обработать цель ввиду отсутствия нужного количества топлива на аэродромах западнее Сталинграда

-  ФАБ-250\500  на аэродроме Гумрак не было в наличии в отличии от наиболее "ходовых" ФАБ-100

-  загрузки  4хФАБ-100 х 2 паре опытных экипажей хватило для уничтожения с пикирования в двух заходах цели размером 50х100м

 

В "Старичке" помнится под занавес сделали ограничения по сбросу бомб с пикирования с внутренних подвесок...чего и команде разработчиков серии БзС желаю........:good:

 

 

Взято тут...:

https://glav.su/blog/35061/1361398/

https://glav.su/blog/35061/1361398/#message5172575

 

 

 

Edited by =FPS=Cutlass
  • Like 5
  • Thanks 1
  • Upvote 4
Link to post
Share on other sites
6 часов назад, Skv_Vovka сказал:

Хорошая статья, получается 19 ФАБ Дёма вполне исторично с такой тактикой первое место на последнем TAW занял)

 

Видимо пора как-то мотивировать разработчиков по поводу ограничений на сброс бомб с внутренних подвесок при пикировании.

Edited by =FPS=Cutlass
Link to post
Share on other sites
15 часов назад, =FPS=Cutlass сказал:

 

Видимо пора как-то мотивировать разработчиков по поводу ограничений на сброс бомб с внутренних подвесок при пикировании.

Было бы правильно ! И ещё было бы правильно, если бы те кто носом "пашет" и бросает с высот ниже 100 метров, ловили осколки. 

Link to post
Share on other sites
1 час назад, =2ndSS=JOCKER сказал:

Было бы правильно ! И ещё было бы правильно, если бы те кто носом "пашет" и бросает с высот ниже 100 метров, ловили осколки. 


А смысл...?

 

Сейчас в основном при штурмовке используют задержку 5+ секунд, так что на 100м дальности от точки взрыва уже ничего не будет.

Вот если БЫ сделали различие между осколочным и осколочно-фугасным эффектами - то тут появился бы смысл и интерес ставить взрыватель на контактное срабатывание.

 

Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
×
×
  • Create New...