Jump to content
=K=Gunther

Як-9 в небе Сталинграда и не только...

Recommended Posts

Позволю себе еще вернуться к теме Як-9. Ребята, давайте уже отходить от такой подачи информации как « …Принял боевое крещение под Сталинградом…» «…С осени 1942 новые истребители Як-9 громили врага в небе Сталинграда…» кто кого громил, кто кого крестил непонятно, одни общие фразы. Такая информация была достаточной в 90-х и начале 2000г. Сейчас же с развитием интернета, рассекречиванием архивов МО (далеко не всех конечно, но уже что -то) можно найти информацию по интересующему вопросу.

 

 Итак вернемся к нашим «девяткам». Тут  приводились цитаты из книг Н.Якубовича «Истребители Яковлева» и А.С.Яковлева «Цель жизни». Н.Якубович наверняка опирался на труд А.С.Яковлева. Так как в свое время, книги Александра Сергеевича, прежде всего, «Цель жизни» стали своеобразной хрестоматией по истории отечественной авиации. Наверно поэтому они страдают одними и теми же ошибками.   В частности по тому же 434 ИАП, краткую историю которого я приводил в теме «Обсуждение версии 2.011» https://forum.il2sturmovik.ru/topic/6006-obsuzhdenie-versii-2011-spitfire-mkvb-stepnoj-ogon-novye-gr/?p=545212

 

Цитата из книги Яковлева АС. «Цель жизни.»: 

«…Чтобы добиться перелома, наше командование сформировало в составе 16-й воздушной армии полки из лучших летчиков-истребителей, одним из которых командовал майор Клещев. Эти летчики уже имели опыт борьбы с гитлеровцами под Москвой и в других местах. Полк получил только что вышедшие новые самолеты ЯК-9 производства сибирского завода, - машин этой марки с каждым днем становилось все больше и больше…»

 

Цитата из книги Н.Якубовича «Истребители Яковлева»:

«… Одним из первых истребители Як-9 получил 434-й отдельный ИАП (командир Герой Советского Союза майор И.И.Клещев) До поступления в полк новой техники с июня по август 1942 года летчики под Сталинградом уничтожили 90 самолетов врага. Но в начале осени 434-й ИАП вышел из боя. В октябре полк, получив самолеты Як-9, снова перебазировался под Сталинград и вошел в состав 16-й воздушной армии…» 

 

Тут у обоих авторов путаница. Полк действительно "вышел из боя"  но не в начале осени, а 5 августа 1942 года и перебазировался в Люберцы,  где был доукомплектован летным составом  и перевооружился, но только не на Як-9 а на Як-7Б. 13 сентября ( а не в октябре, как указывает Якубович) 434 иап  был направлен на Сталинградский фронт, войдя в оперативное подчинение 16-й воздушной армии Донского фронта под командованием генерал-майора авиации С.И. Руденко. А вот 4 октября 434 иап, сдав оставшуюся матчасть полкам 220 иад, убыл со Сталинградского фронта на переформирование в Люберцы. Где в составе 210 ИАД вошел в состав Калининского фронта получив на вооружение самолеты Як-1Б. Новые Як-9 в кол-ве 8 шт.прибыли в полк только 9 февраля 1943г. И командиром полка был уже не Герой Советского Союза майор И.И.Клещев (как указывается у обоих авторов) 31 декабря 1942 года  погибший в авиационной катастрофе а Василий Иосифович Сталин.

 

434-й истребительный авиационный полк  краткая историческая справка

 

0_113215_83a69613_XL.jpg

 

 

Далее из книги Яковлева АС. «Цель жизни.»:  

«…Полк получил только что вышедшие новые самолеты ЯК-9 производства сибирского завода, - машин этой марки с каждым днем становилось все больше и больше…»

 

По поводу: «…машин этой марки с каждым днем становилось все больше и больше…»

Опять же распространенное в отечественной историографии мнение о том, что с осени 1942г. новые истребители Як-9 громили немцев на всех фронтах. Давай те взглянем на состав и вооружение авиачастей принимавших участие в воздушных сражениях на Кубани с 1 апреля по 10 июня 1943 года

 

Части советской авиации, участвовавшие в боевых действиях на Кубани с 1 апреля по 10 июня 1943 года.

 

0_113216_41046a7b_XL.jpg

0_113217_bfb79a87_XL.jpg

0_113218_ac53be9a_XL.jpg
0_113219_ac039a0c_XL.jpg

Отчёт 4-й ВА за август месяц 1943 года

0_11321a_96674ce1_XL.jpg

 

 

Как видим на вооружении как 4-й так и 5-й воздушных армий участвовавших в «Битве за Кубань» Як-9 отсутствуют. Даже в Курской битве на вооружении четырех воздушных армий готовящихся

принять участие в битве, Як-9 составляют лишь 2,3% от всех истребителей участвовавших в сражении. Лишь с осени 1943г. Як-9 начинает массово поступать в войска.

 

Вопрос, почему же новый истребитель выпускавшийся с осени 1942г.  громивший врага еще в небе Сталинграда, отсутствует в знаменитой «Битве за Кубань» да и в сражении на Курской дуге их процент не велик.

 

Кому интересен этот вопрос, советую почитать статью Дмитрия Хазанова «Долгий путь на фронт улучшенной «девятки» в журнале «История авиации» 2000/02-03  

 

 

  • Thanks 1
  • Upvote 19

Share this post


Link to post
Share on other sites

Отличное резюме по Як-9 в Сталинграде, буду теперь ссылаться на этот текст.

 

А вот по Кубани у меня для вас есть сюрприз, но он не отменяет высказывания, что "Лишь с осени 1943 г. Як-9 начинает массово поступать в войска".

 

Итак, согласно ЖБД 3-го ИАК (сам документ опубликовать к сожалению не могу):

 

на 20.04.43 - 1 Як-9 числится в управлении 278-й ИАД

на 02.05.43 - 1 Як-9 в 43-м ИАП (возможно передан из управления дивизии)

с 13.05.43 по 23.05.43 - снова появляется 1 Як-9 в составе 43-го ИАП

с 16.05.43 - 1 Як-9 в 15-м ИАП

23.05.43 - в 278-ю ИАД поступает 8 Як-9, 7 передается в 15-й ИАП, один в управление

с 31.05.43 - все оставшиеся Як-9 сосредоточены в 15-м ИАП (5 штук) и 1 в управлении

11.06.43 - в 278-ю ИАД поступает 1 Як-9, номер 0148

 

Это подтверждается и списком машин 4-й ВА на 31 мая 1943 г.

00000016.jpg

 

Т.е. Як-9 поступали в крайне ограниченных количествах только в два полка 278-й ИАД 3-го ИАК, по другим частям 4-й и 5-й ВА, а также ВВС ВМФ такой информации нет.

  • Upvote 2

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо за информацию! Как говорится с миру по нитке... Интересно, в мае были, в августе уже нет, сбиты? переданы в другие подразделения? надо поискать отчеты за июнь, июль месяц. 

Share this post


Link to post
Share on other sites

стр. 17 в "Весенние воздушные сражения 4 ВА Кубань (оперативно-тактический очерк)" - https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=153922973

 

и начиная со стр. 99 в "Отчет о боевой работе 4 ВА" (май 1943) - https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=131301632

Edited by bivalov

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо за информацию! Как говорится с миру по нитке... Интересно, в мае были, в августе уже нет, сбиты? переданы в другие подразделения? надо поискать отчеты за июнь, июль месяц. 

Я их смотрел, Як-9 после мая встречается только в июле, но в общей графе, сколько их - неизвестно. Возможно остались от 278-й ИАД,

16.06.43 278-я ИАД была выведена из боевых действий и направлена в резерв СВГК, на это число в 15-м ИАП - 5(1) Як-9 и 1 Як-9 в управлении.

 

Июнь:

00000012.jpg

Июль:

00000010.jpg 00000011.jpg

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да маловато было новых ЯКов , но хоть что то нашлось.

Share this post


Link to post
Share on other sites

По 4-ой воздушной армии получается такая картина 

Период с 01.05.1943 по 31.05.1943 г. 

Числится 5 Як-9  Потери: сбит в воздушном бою -1; не вернулось с боевого задания -2; в остатке -2

В июне не встречается в отчетах.

В июле в отчете указано общее кол-во всех типов Як, сколько из них Як-9 не ясно, но в списках потерь и кол-ве боевых вылетов Як-9 не встречается.

В отчетах за август, сентябрь, октябрь Як-9 не встречается.

post-13026-0-97680300-1501257087_thumb.jpg

post-13026-0-54406600-1501257229_thumb.jpg

post-13026-0-08473600-1501257286_thumb.jpg

post-13026-0-13914000-1501257444_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Начало серийного выпуска октябрь 42. До 43года выпущено 59шт на Новосибирском заводе номер 153.

 

Интересно осталось ли какая нибудь документация об этих 59 самолётах?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Несколько самолетов в 42ой иап попали вместе с як7б.В книге читал,как называется правда не помню,давненько было.

Edited by JGr8_Abent

Share this post


Link to post
Share on other sites

Начало серийного выпуска октябрь 42. До 43года выпущено 59шт на Новосибирском заводе номер 153.

 

Интересно осталось ли какая нибудь документация об этих 59 самолётах?

 

Из статьи Д.Хазанова  " Долгий путь на фронт улучшенной «девятки ":

 

«… Шла подготовка к выпуску новых истребителей Як-9 и на заводе №153 в Новосибирске. Уже в октябре 1942 г. в Новосибирске собрали 16 истребителей этого типа. Не отработанность температурного режима мотора вынудила начальника Главного Управления Заказов Самолетов и Моторов генерала Н.П.Селезнева приказать немедленно прекратить приемку самолетов с не доведенными новыми моторами. Из-за неподготовленного запуска в производство истребителя с не налаженной винтомоторной группой, фронт недополучил около двухсот Яков в первом квартале 1943 г. Хотя несколько самолетов все же оказались на фронте, в частности они попали в 287-ю ИАД…»  

 

Видимо они попали в 4-й ИАП который входил в состав 287-ой ИАД, об этом кстати упоминается и у В.Раткина в его книге «Авиация в Сталинградской битве», но Раткин пишет только об одном экземпляре Як-9 с Саратовского завода № 292. Вообщем не совсем тут все ясно, но то, что Як-9 под Сталинградом были в единичных, скорей всего опытных экземплярах это очевидно, так как о полках на вооружении которых бы находился новый Як-9 сведений нет. В частности о Як-9 в 434 ИАП я уже писал.

 

JGr8_Abent, on 30 Jul 2017 - 09:28, said:

Несколько самолетов в 42ой иап попали вместе с як7б.В книге читал,как называется правда не помню,давненько было.

 

Может быть ты об этом 

 

Як-7-37 — с 37-мм пушкой. В 1942 г. построена небольшая серия с пушкой МПШ-37 конструкции Шпитального.

 

0_113aeb_40d64136_XXL.jpg

Edited by =K=Gunther
  • Upvote 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

«… об этом кстати упоминается и у В.Раткина в его книге «Авиация в Сталинградской битве», но Раткин пишет только об одном экземпляре Як-9 с Саратовского завода № 292. 

 

 

 

Похоже Раткин что то путает, когда пишет о Як-9 с Саратовского авиазавода №292. По имеющимся данным этот завод выпускал только Як-1 и Як-3. Первые "девятки" стал выпускать Новосибирский завод №153, затем на производство Як-9 перешел Омский завод №166 и в 1944 г. к выпуску Як-9 подключился Московский завод №82.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Несколько самолетов в 42ой иап попали вместе с як7б.В книге читал,как называется правда не помню,давненько было.

42-й ИАП не был ни под Сталинградом, ни на Кубани.

Share this post


Link to post
Share on other sites

42-й ИАП не был ни под Сталинградом, ни на Кубани.

Да в курсе же :)

Я на пост про 59 яков отвечал :)

Share this post


Link to post
Share on other sites

А могли какие-то 7б по сериям уже быть без гаргрота и попасть под Сталинград? Запросто с девяткой путается.

  • Upvote 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

А могли какие-то 7б по сериям уже быть без гаргрота и попасть под Сталинград? Запросто с девяткой путается.

На некоторые ранние серии ставили каплевидный фонарь.В прочем  отличить такой як от 9ки кроме как по наличию пулеметов ....Емнип где то мелькала фотка яка 7 с каплевидным фонарем на Сталинградском направлении,только он был с лыжами.

Edited by JGr8_Abent

Share this post


Link to post
Share on other sites

У семёрки 2 УБС, у девятки - один. Что тут гадать?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Первая и единственная боевая потеря Як-9 в 32 ГИАП  - 15.03.1943 не вернулся из в.б. л-т Гнатенко 

 

26.05.1943 три боевые потери Як-9 в 15 ИАП.

 

А так первое и массовое применение это 273 ИАД с мая 1943 г.

  • Upvote 4

Share this post


Link to post
Share on other sites

У семёрки 2 УБС, у девятки - один. Что тут гадать?

Как ты отличишь поздний як 7 от як 9 если ракурс будет скажем справа?

Скажем вот так 1232451189_downhouse.info_jak-7_10.jpg

и вот так 1.Istrebitel-YAk-9-0401..jpg

или вот так 750576517.jpg

и вот так Yak-7b-sn-4101-LII-NKAP-February-1943.jp

Edited by JGr8_Abent

Share this post


Link to post
Share on other sites

н-да,почитать так получается что действительно массово як-9 и ла-5фн начали поступать только в 1944году так что ли!?

Edited by bmppanda

Share this post


Link to post
Share on other sites

н-да,почитать так получается что действительно массово як-9 и ла-5фн начали поступать только в 1944году так что ли!?

Як-9 - середина лета 1943-го, в частности полки 3-го ИАК, выведенные в июне с Кубани в резерв СВГК, начали получать Як-9

Ла-5ФН - осень 1943-го, войсковые испытания ФН только в августе закончились.

  • Upvote 4

Share this post


Link to post
Share on other sites

А могли какие-то 7б по сериям уже быть без гаргрота и попасть под Сталинград? Запросто с девяткой путается.

 

Существовало две модификации Як-7 с пониженным гаргротом

 

1. Як7-ДИ

0_113aff_bdcf7499_orig.jpg

0_113afe_92c795df_orig.jpg

 

Для постройки головного Як-7ДИ использовали серийный фюзеляж Як-7Б N23-26 с пониженным гаргротом с установленными двигателем М-105ПФ. На Як-7ДИ была сохранена вторая кабина, прикрытая откидывающейся в сторону фанерной крышкой. Эта кабина могла использоваться для размещения человека, аэрофотоаппарата, бомб, дополнительного бензобака и других целей. Он проходил заводские испытания с 26 июня по 16 июля 1942 г. (13 полетов общей продолжительностью 10 ч 20 мин) и государственные испытания с 18 июля по 5 августа 1942 г. (60 полетов, 40 ч 15 мин). Заводские испытания проводила бригада ОКБ А.С.Яковлева  Як-7ДИ госиспытания прошел удовлетворительно. После запуска в серию Як-7ДИ получил наименование Як-9.

 

2. Модификация  Як-7Б с пониженным гаргротом

 

 0_113afd_3650fdc_orig.jpg

 

Як-7Б летчика Шинкаренко с пониженным гаргротом. Самолет доработан в 42-м иап

 

Непосредственно на фронте бригадой ОКБ А.С.Яковлева была выполнена работа по улучшению обзора назад из кабины Як-7Б М-105ПФ - срезан гаргрот, фонарю придана каплеобразная форма. С 17 ноября по 13 декабря 1942 г. на Северо-Западном фронте в 42 иап (командир Ф.И.Шинкаренко) 240 иад 6 ВА проводились войсковые испытания на боевое применение. Кабина с улучшенным обзором получила положительную оценку летчиков и была рекомендована для применения на всех самолетах истребительного типа. 

н-да,почитать так получается что действительно массово як-9 и ла-5фн начали поступать только в 1944году так что ли!?

 

Выпуск по годам Як-9 различных модификаций 

 0_113afc_94bfe1e7_orig.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Как ты отличишь поздний як 7 от як 9 если ракурс будет скажем справа?

Скажем вот так 1232451189_downhouse.info_jak-7_10.jpg

и вот так 1.Istrebitel-YAk-9-0401..jpg

 

В конкретном случае "сложный вариант" - т.к. по "длинной" бронеспинке (на 9-ке сзади бронестекло и поэтому бронеспинка обрезана), и если видно - по отсутствию бронестекол (хотя на некоторых сериях 7-ки они были) - выходит что Як-7, но т.к. законцовки "тупые" (были на Як-7ДИ и ранних 9-ках) это Як-9 из ранних, с не стандартной бронеспинкой.

И т.д. и т.п.

Share this post


Link to post
Share on other sites

В конкретном случае "сложный вариант" - т.к. по "длинной" бронеспинке (на 9-ке сзади бронестекло и поэтому бронеспинка обрезана), и если видно - по отсутствию бронестекол (хотя на некоторых сериях 7-ки они были) - выходит что Як-7, но т.к. законцовки "тупые" (были на Як-7ДИ и ранних 9-ках) это Як-9 из ранних, с не стандартной бронеспинкой.

И т.д. и т.п.

1ая фотка и 4ая як7,2ая и 3я  як 9.

ЗЫ О чем и речь,что як 7 от як 9 с некоторых ракурсов просто не отличить.

Edited by JGr8_Abent

Share this post


Link to post
Share on other sites

1.Istrebitel-YAk-9-0401..jpg1ая фоткаяк 9.

А, я почему-то вижу только три фотки, речь - конкретно об этой машине.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...