Jump to content

Ян Иванович Василенко. Лётчик-истребитель.


Recommended Posts

  Эту историю про своего деда, Василенко Яна Ивановича рассказал мне его внук, мой близкий друг,Олег Вячеславович Василенко,- тоже лётчик, военный лётчик-снайпер, ныне после демобилизации лётчик-испытатель одного из АРЗ.

  Фактов очень мало, Ян Иванович не любил рассказывать о себе, а теперь уже не расскажет, так как ушёл в небесную эскадрилью три года назад...Итак...

   Родился Ян Иванович Василенко 25 декабря 1916 года в Москве. По неточным данным,в конце 30-ых годов он закончил Качинскую авиационную школу. Летал на И-16. Великую Отечественную войну встретил на Украине в звании лейтенана. Воевал на И-16, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-5фн. Участвовал в боях за Украину,Белоруссию, участник Сталинградской битвы, освобождал Кавказ, Восточную Пруссию, принимал участие  во взятии города-крепости Пиллау.

   Будучи лётчиком-истребителем сбил 7 самолётов противника, 5 лично и два в группе. Был близким другом, воевал в одном полку и всю жизнь поддерживал дружеские отношения с ГСС Георгием Баевским. Несколько раз, (около пяти) Ян Иванович был сбит, выпрыгивал с парашютом и садился на вынужденую. Имел несколько ранений и контузию. После очередного ранения был переведён в бомбардировочную авиацию, летал на Пе-2. Со смехом вспоминал, что после такого "облегчения" по воле врачей, понял почём фунт лиха- рассказывал, как непросто было вывести Пешку из пикирования, были неоднократные случаи, когда машины так и втыкались в землю рядом со сброшенными бомбами- экипажи не смогли вывести...

    Ниже я выкладываю фотографии из семейного архива, любопытна одна фотография, где Ян Иванович стоит на плоскости как мне кажется Ил-2, хотя он никогда не рассказывал, что летал на горбатых, но если исходить из факта, что он после списания с истребителей воевал в составе 2-го бомбардировочного авиакорпуса, то всё может быть, теперь мы можем только догадываться.

 

post-61-0-94374400-1401045857_thumb.jpgpost-61-0-13507100-1401045872_thumb.jpgpost-61-0-95530800-1401045883_thumb.jpgpost-61-0-42770500-1401045908_thumb.jpgpost-61-0-75431800-1401045923_thumb.jpgpost-61-0-37492500-1401045946_thumb.jpgpost-61-0-08136800-1401045961_thumb.jpgpost-61-0-61458100-1401045985_thumb.jpgpost-61-0-36056100-1401046062_thumb.jpgpost-61-0-78007900-1401046080_thumb.jpg

 

 Очень интересна история с перстнем, который Ян Иванович хранил всю жизнь и незадолго до смерти передал своему внуку-  Олегу Василенко, который сегодня с гордостью им владеет.

   Перстень этот пренадлежал немецкому лётчику, к сожалению, история не донесла до нас его имени...Знаем только, что перстень являлся семейной реликвией древнего немецкого рода, переходил от отца к сыну не одно поколение.Прусская семейная традиция прервалась на Восточном фронте в 1942 году и прервал её никто иной, как Ян Иванович. В воздушном бою в районе аэродрома Ян Иванович одержал победу и сбил самолёт противника, пилот выпрыгнул с парашютом и был взят в плен. В ходе допроса немецкий пилот попросил привести и показать ему русского лётчика, от которого он потерпел поражение, так они и познакомились- победитель и побеждённый. По словам Яна Ивановича, немецкий пилот снял с пальца перстень и вручил его победителю, со словами: "берите, всё равно у меня заберут его ваши солдаты"... Вот так, немецкой семейной реликвией стал владеть простой русский лётчик.

   Вот этот перстень:  post-61-0-40259300-1401046998_thumb.jpg

  Фото сделано на фоне модели Як-9у Георгия Баевского.  

 

  Войну Ян Иванович закончил в Восточной Пруссии, после войны дослужился до полковника и был командиром полка. Вот такая история...Как жаль, что мы мало расспрашивали своих дедов пока они были живы, теперь вот по крупицам приходится собирать их воспоминания, о многом при этом лишь догадываясь и додумывая...Вечная память победителям!

 

 

  • Upvote 14
Link to post
Share on other sites

Пит, о летчике Василенко Яне Ивановиче 1916 г.р., есть информация на ресурсе Подвиг Народа

 

В РККА с 1934 года Место призыва: Пролетарский РВК, Московская обл., г. Москва, Пролетарский р-н

Представления:

 

Орден Красного Знамени:

 

Орден Отечественной войны II степени:

post-14111-0-72663900-1401051415_thumb.jpg

 

Орден Отечественной войны I степени:

post-14111-0-58654400-1401051508_thumb.jpg

 

Получается, что с весны 43 года он, будучи командиром эскадрильи связи, летал не на Пе-2, а на По-2, правда судя по всему очень много.

Edited by NobbyNobbs
Link to post
Share on other sites

Возможно, теперь о многом остаётся только догадываться. На послевоенном фото он и вовсе в форме лётчика морской авиации, удивил кортик с авиационной символикой- выходит что морским лётчикам выдавали кортики. Никогда не слышал об этом.

Link to post
Share on other sites

нагуглил:

 

"Кортик офицеров военно-воздушных сил был разработан на основе морского кортика образца 1945 и поступил на снабжение в 1949 году. Кортик ВВС отличается от офицерского морского кортика только рельефным рисунком на устье ножен: на лицевой стороне изображение крыльев и пропеллера на фоне лучей восходящего солнца, на обратной стороне - изображение Спасской башни Кремля и реактивных самолетов. В советских вооруженных силах и в вооруженных силах Российской Федерации кортик является принадлежностью парадной формы одежды."

 

так что есть как минимум 2 вида кортиков - морской и летный, отличаются символикой

Edited by -=StF=-Take-oFF
Link to post
Share on other sites

Привет всем! Что мне известно были и есть три вида парадных офицерских кортиков: общевойсковый, летный и морской! По внешнему виду они подобные, но отличаются в в опознавательных деталях.

Link to post
Share on other sites

гв. майор Василенко Ян Иванович, командир 3-я ГОАЭС 1916

 

судя по информации летал он в 285-ой бомбардировочной авиационной дивизии в действующей армии с 26 июля 1942 года.

С августа 1942 года действовала в составе 3-й воздушной армии на Калининском фронте, участвовала в Ржевско-Сычевской операции.

С сентября 1942 года в составе Западного фронта 1-й воздушной армии. С октября 1942 года и до конца войны входила в состав 2-го бомбардировочного авиационного корпуса, с ноября в Резерве Ставки ВГК.

С января 1943 года в составе 16 воздушной армии Донского фронта, в марте в составе Центрального фронта. В апреле 1943 года в составе 2-й воздушной армии Воронежского фронта. С конца апреля 1943 года в составе 4-й воздушной армии Северо-Кавказского фронта.

С 27 апреля по 30 июня 1943 года на Северо-Кавказском фронте, частями дивизии, было произведено 783 успешных боевых вылетов. За это время взорвано 29 складов, вызвано 68 очагов пожара, подавлено огнём 25 артбатарей, сбито в воздушных боях 11 самолётов МЕ-109, уничтожено и повреждено 10 танков и частично уничтожено до 5 батальонов пехоты. Потери дивизии за год - 65 самолётов 127 человек людского состава.

С августа 1943 года в составе 1-й воздушной армии Западного фронта.

3 сентября 1943 года 285-я бомбардировочная авиационная дивизия преобразована Приказом НКО СССР № 265 5-ю гвардейскую бомбардировочную авиационную дивизию. С января по июнь 1944 года дивизия в Резерве Ставки ВГК.

С июня 1944 года корпус в составе 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта участвует в освобождении Белоруссии - городов Борисов, Орша, Минск, Витебск.

С августа корпус в составе 3-й воздушной армии 1-го Прибалтийского фронта участвует в освобождении Прибалтики - городов Шауляй, Митава, в сентябре-октябре 1944 года участвует в прорыве обороны немцев юго-восточнее Риги, принимала участие в нанесение ударов по порту Либава.

С начала боевых действий по уничтожению противника в Кёнигсберге и на Земландском полуострове дивизия наносила удары по опорным пунктам, оборонительным сооружениям, арт. и мин. батареям, живой силе противника в г. Кенигсберг, Меденау, Польвиттен, Кофденен, Блюдаю, Фишхаузен и других объектов Восточной Пруссии.

Закончила войну 5-я гвардейская бомбардировочная авиационная Оршанская Краснознаменная ордена Кутузова дивизия, в составе Ленинградского фронта, блокируя Курляндскую группировку противника.



Командиры:
генерал-майор авиации Сандалов Владимир Александрович с 8 июля 1942 по 9 мая 1945

 

Жаль мало информации...

Link to post
Share on other sites
  • 9 months later...

Ян Иванович Василенко летал на И-16 в составе 12 иап, это галичина, украина, июнь-июль 1941. 

Сбил лично в 1941-м году 5 самолётов и один в группе:

22.06.41 - Ju88

22.06.41 - Ju88

16.07.41 - Hs126

27.07.41 - Ju88 - сбит над аэродромом

07.08.41 - с группе Bf109

11.08.41 - Bf109

 

post-297-0-94458500-1425527611_thumb.jpg post-297-0-38689200-1425527714_thumb.jpg

 

Так как 12 иап был разгромлен ещё в июне на границе за неделю, можно предполагать, что уже в августе он попал в 17иап (вооруженный так-же И-16), где и служил до своего ранения в марте 1942, из-за которого был списан из истребителей. 17иап занимался в основном штурмовками, что и отражено в его наградном листе.

 

Может, этот перстень - с того Ю-88, что он сбил в 1941 над аэродромом? В 1942 году у него сбитых нет.

 

Пит - обрати внимание на фото, где он на крыле Ил-2. Это необычный "ил". Антенна на козырьке фонаря указывает, что это "корректировщик" - Ил-2КР.

 

post-297-0-04005100-1425528165_thumb.jpg post-297-0-56005000-1425528163_thumb.jpg

 

Link to post
Share on other sites

Так как 12 иап был разгромлен ещё в июне на границе за неделю, можно предполагать, что уже в августе он попал в 17иап (вооруженный так-же И-16), где и служил до своего ранения в марте 1942, из-за которого был списан из истребителей. 17иап занимался в основном штурмовками, что и отражено в его наградном листе.

Нет, немного не так. 12 иап (впоследствии 486 иап) непрерывно был в боях до октября 41-ого. Да и вообще, очень круто выступил: 22 июня - не менее 13 побед, всего за 3,5 месяца - 75 сбитых при потере 61 своего (из них 41 на аэродромах). соответственно, вся описанная в наградном б/р - в составе 12 иап. В 17 иап Василенко уже летал на ЛаГГе.

Link to post
Share on other sites

 Да, я понял теперь. 12иап - это ведь тот полк, в котором начинал воевать ГСС Александр Михайлович Числов, ведущий Маресьева! 

 

12иап 09.10.1941 г. выведен в тыл на переобучение на ЛаГГ-3, на Крымский фронт вернулся 5 декабря 1941.

Link to post
Share on other sites

Возможно, теперь о многом остаётся только догадываться. На послевоенном фото он и вовсе в форме лётчика морской авиации, удивил кортик с авиационной символикой- выходит что морским лётчикам выдавали кортики. Никогда не слышал об этом.

 

Было такое дело. У меня у отца он остался даже когда он на пенсию ушел. 

Раньше в училище его давали по выпуску. Одевали лейтенантов в морскую форму (черные погоны с синей полоской) и кортик в придачу.

Edited by Duessell
Link to post
Share on other sites

 

 

Как жаль, что мы мало расспрашивали своих дедов пока они были живы, теперь вот по крупицам приходится собирать их воспоминания, о многом при этом лишь догадываясь и додумывая...Вечная память победителям![/

 

Еще как жаль! Я вот до сих пор не могу восстановить какими орденами и медалями был награжден мой прадед Николай Соловьев, прошедший войну от Сталинграда до Берлина. Начинал воевать в штрафбате, потом в каком-то полку на Катюшах. После войны часть наград семья продала чтобы было на что жить....по воспоминаниям мамы среди наград был Орден Славы. От другого деда остались только несколько наградных удостоверений, на "за отвагу" и "оборону Кавказа". Куда делись медали никто внятно сказать не может.

Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
×
×
  • Create New...