Jump to content

История, фото-видео материалы, литература. Обсуждение.


Valentin_K
 Share

Recommended Posts

15.01.2021 в 17:25, =13NVO=Eeafanas сказал:

как раз можно использовать эти фотографии для переда «бесплатных» танков в качество как у платных из Tank Crew

Остался сущий пустяк - найти того, кто бесплатно это сделает.

Link to comment
Share on other sites

Сегодня исполнилось 90 лет важному событию в истории отечественного танкостроения. 13 февраля 1931 года на вооружение Красной Армии был принят легкий танк сопровождения Т-26. На сегодняшний момент известно о 6 танках Т-26 в двухбашенном исполнении, сохранившихся до наших дней. Наиболее оригинальным, с точки зрения комплектации "по родне", является машина, ныне находящаяся в парке "Патриот". Единственный в мире танк с пушечно-пулеметным вооружением. В своё время ее пытались поставить на ход, но в 2007 году, когда в Кубинке была "уборка", мотор находился в разобранном виде, и что с ним теперь, неизвестно. Тем не менее, по деталям, особенно интерьера, он наиболее оригинальный. Надо, правда, учитывать тот факт, что машина неоднократно модернизировалась, что есть это оригинальный облик военного периода, со всеми улучшениями.
Его практически полный собрат, чисто пулеметный, стоит на Поклонке. Машина вытащена из воды, со всеми вытекающими последствиями, и тоже с массой улучшений. Остальные машины проходили реставрацию из кусков. Танк из музея УГМК является "близнецом" первых двух машин по облику, это же касается и танка в Австралии. Ближе всего к исходному облику две машины. Первая находится в Музее Техники Вадима Задорожного, там тоже есть немного более поздние элементы, но их немного. А самым близким к исходному состоянию является главный герой данного материала. Находится этот танк в Музее отечественной военной истории. Машина максимально приведена к состоянию танка выпуска весны-лета 1932 года, с учетом первой модернизации по ЗИП, проведенной в середине 30-х годов. Также это единственный двухбашенный Т-26, имеющий рабочий оригинальный мотор, машина в ходовом состоянии. Об этой машине и пойдет разговор, прежде всего о ее боевом отделении.

https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/sovetskaia-adaptaciia-vickers-mke-602133bad1d01a0cf843331f

58CDDB73-2A57-4574-AEFC-4721E354A861.jpeg

  • Like 2
Link to comment
Share on other sites

  • 1 month later...
Valentin_K

На танке слева бублик прикольный, чтобы головой крышку толкать. Позже "бублик" привязали на голову и назвали - тонкошлем) Форма у нашего прикольная и цвет тоже интересный - черный. Весь танк зелёный, а шлем - черный, наверное чтоб снайпер лучше бил, шутка. Т-26 танк конечно легендарный, честно даже жаль что вот не с него ТС начался.

  • Haha 1
  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

Valentin_K

Боевой расчет Т-20 “Комсомолец” перед выходом на боевое задание, 25.06.1943 г.

Количество выпущенных для нужд РККА штук - 7880. 

Годы производства: 1937 - 1941.

 

combat_crew_of_the_t-20_komsomolets_tank_before_entering_combat_mission_25_06_1943.jpg

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

  • 1 month later...
  • 5 weeks later...
Eeafanas

К 1939 году командованию АБТУ КА (Автобронетанковому Управлению Красной Армии) пришлось брать ситуацию с камуфляжем и окраской танков в свои руки. Еще раньше, в марте 1938 года, Ворошиловым были инициированы научно-исследовательские работы по созданию новой окраски. Результатом этих работ стал цвет 4БО (4-й базовый). Цвет этот является источником спора среди многих специалистов, включая и стендовых моделистов. Цвет этот, можно сказать, разнообразный, поскольку изготовлялся он в виде густотертой пасты, разводимой олифой. Высыхала 4БО довольно долго, кроме того, входившая в состав краски окись хрома имела обыкновение постепенно улетучиватся. Поскольку основным компонентом 4БО являлась охра журавская, постепенно цвет уходил в желтизну. Одним словом, сделать "идеальный" 4БО можно, но для вполне определенного периода, не говоря уже о том, что оттенок мог меняться в зависимости от способа нанесения. На некоторых заводах вместо железного сурика, который использовался как грунт, наносили 2 слоя 4БО, поэтому танки выглядели светлее. Тем не менее, главного в АБТУ КА добились. Новый базовый цвет получился гораздо более удачным, нежели 3Б АУ. С 1939 года 4БО внедрили на танковых заводах, в артиллерии он появился позже. Не менее важно то, что по инициативе АБТУ КА НИИИТ разработал несколько вариантов камуфляжной окраски. В период с 15 по 29 августа 1939 года прошли испытания нескольких типов камуфляжной окраски. Эти опыты легли в основу камуфляжа, который далее дорабатывался вплоть до весны 1941 года. О нем и пойдет разговор.

https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/nemnogo-opozdavshii-kamufliaj-dlia-sovetskih-tankov-609a62c255f6b841386fd5ff

DFEF9CF8-12AD-4214-B733-D8E8F24AE087.jpeg

Link to comment
Share on other sites

Eeafanas
Posted (edited)

Автор и ведущий программы Алексей Исаев – кандидат исторических наук, писатель, военный историк событий с 1939 по 1945 гг – расскажет все о крупнейшем танковом сражении Второй мировой войны, которое незаслуженно забыто. Зрители узнают все о ходе контрнаступления советских танков на границе СССР на встречу наступающим армиям нацистской Германии. Бои происходили в треугольнике между городами Дубно-Луцк-Броды в последние дни июня 1941 года. 

 


 

 

 

 

Трофейные Т-26, начало 1944 года.

C2ECB562-FD77-4166-ACE9-D18ACE85DD65.png

 


 

Единственный в мире сохранившийся ХТ-26. Ещё и на ходу...

 

И что важно, он с родным двигателем.

Edited by Eeafanas
Link to comment
Share on other sites

  • 4 weeks later...
Eeafanas

Советский истребитель И-153 из состава 153 ИАП, севший на аварийную посадку в районе Kerimäki, после поражения зенитным огнем.


Venäläinen pakkolaskun tehnyt hävittäjälentokone Kerimäen kirkolla klo 8.00 (ensimmäinen pakkolasku)

 

Летчик Поздняков Владимир Иванович (1921 г.р.) при захвате в плен пытался застрелиться. Был тяжело ранен в голову и доставлен в госпиталь в Миккели, где вскоре скончался.


Самолет, в дальнейшем, включен в состав финских ВВС под тактическим номером IT-19 до 24 февраля 1945 года. Сдан на слом 2 января 1950 года.

Скрытый текст

 

404EF7FB-8316-4A96-BC3E-0923BB1BA0C5.jpeg

AE147318-4685-44B9-8E7E-2538E2C5E005.jpeg

D3760B3A-CF08-4CF4-908F-A9D24780301D.jpeg

F4266770-3440-49EF-A8B4-F38FDDDC07F6.jpeg

7EDF4C7E-BEF0-4113-BD95-DB4E8742389E.jpeg

 

 

Edited by Eeafanas
Link to comment
Share on other sites

  • 2 weeks later...
Eeafanas
Скрытый текст

«Правда, танки наши пожгли, люди горели в танках, но был дан приказ: ни шагу назад. И мы противника не пропустили...» Воспоминания о Курской битве 
 
Мощная артиллерийская подготовка советских войск ранним утром 5 июля 1943 года, упредившая начало гитлеровской операции «Цитадель», открыла одно из крупнейших сражений Великой Отечественной и Второй мировой войны — битву на Курской дуге. Она продолжалась до 23 августа. ЦИ публикует небольшие фрагменты воспоминаний об этом сражении. 
 
1. Воспоминания бывшего командира батареи 239-го миномётного полка 17-й Киевско-Житомирской ордена Ленина Краснознамённой ордена Суворова 2-й степени артиллерийской дивизии прорыва РВГК М. И. Кобзева: 
 
«Мне особенно врезались в память жестокие бои на Орловско-Курской дуге в августе 1943 года. Это было в районе города Ахтырка. Моей батарее было приказано: огнём миномётов прикрывать отход наших войск, преграждая путь пехоте противника, наступающей за танками. Туго пришлось расчётам моей батареи, когда „тигры“ начали поливать её градом осколков». 
 
2. Маршал Советского Союза К. С. Москаленко: 
 
«В течение 50 дней на сравнительно небольшом участке советско-германского фронта шли беспримерные по своей ожесточённости и упорству бои. За это время в сражение было введено более 4 млн человек, около 70 тыс. орудий и миномётов, более 13 тыс. танков и самоходных орудий, около 12 тыс. боевых самолётов. <…> Командование обеих сторон отлично понимало, что исход битвы окажет решающее влияние не только на итоги летне-осенней кампании 1943 года, но и на исход Великой Отечественной и Второй мировой войны. Вот почему так тщательно и долго готовились войска к ней». 
 
3. Маршал Советского Союза И. Х. Баграмян: 
 
«Курская битва продолжалась сравнительно недолго. Но за это время произошли невиданные ранее по напряжённости сражения». 
 
4. Генерал-майор И. В. Паротькин: 
 
«Курская битва дала оригинальное решение вопросов организации и работы тыла. Надо было обеспечить всем необходимым гигантское оборонительное сражение и одновременно готовить переход войск в контрнаступление без сколько-нибудь длительной оперативной паузы». 
 
5. Полковник запаса И. И. Маркина: 
 
«Наиболее характерной чертой Курской битвы, особенно её оборонительного периода, является массовый героизм советских воинов. Особенно ярки и показательны подвиги советских воинов в борьбе с фашистскими танками, в частности с новыми образцами бронетанковой техники — тяжёлыми танками „тигр“ и „пантера“ и сверхтяжёлыми самоходными орудиями „фердинанд“».

 

19C73248-CE70-458E-802D-4F9C3B02F15D.png

Link to comment
Share on other sites

  • 3 weeks later...

Сообщение ОКХ о первой встрече с СУ-152 с фотографиями.

Скрытый текст

Приложение 1 к сводке развед. отдела генерального штаба (восток) №4473/43 от 2.09.1943

 

[Составлено] 27.08.1943

В боях на Миус-фронте севернее Куйбышево [...] впервые появились 15,2-см гаубицы 433/1 (r) russ.37 на шасси танка КВ.
Осмотр одной из двух захваченных САУ (1 кв северо-западнее Калиновка) дал следующее:


1) Шасси КВ не изменилось
2) Углы обстрела орудия очень малы
3) Бронирование всего около 55 мм, хотя бронирование маски орудия относительно сильное (95 мм)
...
Назначение: Малые углы обстрела исключают чисто артиллерийское использование. Слабое бронирование также говорит и против возможного использования в качестве штурмового орудия. САУ по-видимому используется как тяжелое самоходное орудие для огня прямой наводкой по хорошо укрепленным сооружениям (бункерам), в пользу чего говорит высокая начальная скорость (655 м/c) и масса (43,5 кг) снаряда
...
Описание боя: В данном случае орудие под прикрытием c фланга Т-34 атаковало и якобы с успехом вступило в противоборство с немецким "Тигром". После того как Т-34 был подбит, САУ, по-видимому, получила попадание в ходовую часть и была обездвижена. После этого машина получила еще несколько попаданий 7,5-см снарядами, один из которых пробил маску орудия и вывел САУ из строя. Экипаж погиб.
Сильные повреждения, которые видны на фото, нанесены последующими подрывами немецких сапёров.
Немного северо-восточнее от этого места в совершенно исправном состоянии находится вторая САУ, застрявшая в грязи и брошенная в следствии этого, экипажем. В последующем эта машина должна быть эвакуирована немецкими ремонтными частями для отправки на испытательный полигон в Куммерсдорфе.


RH 10/33
https://invenio.bundesarchiv.de/invenio/direktlink/5f3b1b7e-eab0-4f89-a611-f38d50437e40/

стр.624-627

 

is-152-2.thumb.jpg.3ee53708c4b51cd48c46a8eb79819823.jpg  is-152-3.thumb.jpg.425ee3764552609ba7074070138f9373.jpg  is-152-5.thumb.jpg.0adecfef56500104fc16072a56a7033e.jpg  is-152-8.jpg.3ac96366b3bd816a4cdeb5dda4861e86.jpg is-152-0.thumb.jpg.9fe73ab02a26001b38b0c83cdcbbc7b6.jpg

 

Edited by Lofte
  • Like 1
  • Thanks 1
Link to comment
Share on other sites

Первые Т-34-85 (поэтому и сфотографированы), подбитые и захваченные немцами 19.04.1944 в районе г.Тлумач (примерно 40 км на юго-восток от Ивано-Франковска, Украина). Если правильно понял в том месте и в то время там действовал 8-й гв. мехкорпус, танки могли принадлежать 1-й или 64-й гв. тбр.

В конце апреля 1944 немцы нанесли на этом участке контрудар и продвинулись на юг не менее чем на 20 км.

 

T-34-85-001.thumb.jpg.ecdfc8996eb9782d2a0f795d08e62c53.jpg T-34-85-002.jpg.5e8a7db038459864bf3c9bcfd72224d2.jpg

 

Еще одна фотография, место неизвестно, время примерно то же, приложена к докладу некоего подполковника, отвечающего на ПТО армии (возможно 1-й танковой)

 

T-34-85-1.jpg.7b08562f6ef1de8dc985c37a7f9fca13.jpgT-34-85-2.thumb.jpg.0ed0411873d4cafe790e27587934ee26.jpg

 

Первая встреча в мае 1944 с ИС-2. Если правильно понял, то время и место примерно то же - начало мая 1944 окрестности или сам Тлумач, т.е. примерно участок 17-й танковой дивизии. ИС-2 подбит с расстояния ~2000 м (2600 в докладах) в маску орудия САУ "Хорниссе"("Насхорн") из s.Pz.Jg.Abt 88 (88-го тяжелого батальона истребителей танков). 2 попадания от "тигра" с 1200 в лобовой лист дали только рикошеты. Попадание в борт башни от "тигра" с 200 м пробило сквозную пробоину. 

Танк отправлен в Куммерсдорф

 

IS-07.thumb.jpg.29d68782ad84aef3b354d23cf52849c7.jpg IS-04-1.thumb.jpg.cc8d50ed090d793bfe6dd99fae4c4aee.jpgIS-05-1.thumb.jpg.2d89865866a8b1c464473b806fe3e0f9.jpg

 

В интернете есть более поздние фото этого ИС с уже нанесенной маркировкой ("для ОКВ")

 

is-152-111.thumb.jpg.70c3c2c23a4c71aad60a2b8db29df873.jpg  is-152-112.jpg.8086075b4cb4601c42d5746d99fe3fa3.jpg

 

RH10/374
https://invenio.bundesarchiv.de/invenio/direktlink/c28be0f2-ee01-4f64-945b-e8caaf98ba48/

Edited by Lofte
  • Like 1
  • Thanks 1
Link to comment
Share on other sites

  • 3 weeks later...
Eeafanas

Бронетанковая акробатика не только для кино

Эпизод из художественного фильма "Танкисты", который оказался совсем не постановкой для фильма
 

В межвоенный период танкисты всего мира продумывали, какими будут баталии будущего. С одной стороны находились танковые теоретики, имевшие, в том числе, и опыт боевых действий. К таковым, например, относился Джон Фуллер, отец теории маневренных танковых операций. Его идеи, которые он реализовал еще во время Первой мировой войны, а затем продвигал в своих трудах, сильно повлияли на танковую теорию межвоенного периода. Были и у нас свои видные теоретики, например, Константин Брониславович Калиновский. А с другой стороны были инженеры и изобретатели, которые создавали не только танки, но и различные приспособления, целью которых являлось повышение их боевых качеств. Это и различные инженерные приспособления, включая фашины, и различные хитрые идеи с точки зрения преодоления препятствий. В числе изобретателей были и танкисты, некоторые из которых далеко продвигали свои идеи.

Скрытый текст

scale_2400
Режиссеры З.М. Драпкин и Р.А. Майман, не все знают, что до войны их главными зрителями были танкисты.

Среди идей, которые прорабатывались танкистами, было и преодоление различных преград нестандартным способом. Некоторые из этих идей, для не знающих подоплеку людей, могут показаться простыми трюками. Одной из таких идей стало, например, преодоление препятствий с разгона. Да, речь идет о знаменитом прыжке испытателя Евгения Анатольевича Кульчицкого, который его проводил на танке БТ. На самом деле это был не просто трюк, а отработка преодоления, таким необычным способом, препятствий. Кульчицкий был отнюдь не одинок, различные ноу-хау предлагали и другие танкисты. Некоторые из них позже попадали в инструкции по преодолению преград. Так вот, как раз об одной такой идее и следует рассказать. Как не странно, известно об этом приеме не из учебников или уставов, а благодаря кинофильму, вышедшему в 1939 году. Причем авторами интересного тактического решения стали не танкисты, а представители кинематографа.

Скрытый текст

Один из приемов преодоления преград, который попал в руководство по эксплуатации Т-26.
Один из приемов преодоления преград, который попал в руководство по эксплуатации Т-26.

Скоростные танки БТ, конечно, стали одними из символов советских танковых войск. Тем не менее, самым массовым, или же, как было написано в системе вооружения 1935 года, общевойсковым танком являлся Т-26. Эти танки были своеобразными рабочими лошадками, их всегда было больше, чем каких-то других боевых машин. За исключением боев у реки Халхин-Гол, наиболее массовым в предвоенных конфликтах советским танком был именно потомок Vickers Mk.E. Да, не такой быстрый, как БТ, но зачастую толку от них было больше. Как орудийная платформа Т-26 был лучше, да и выдерживал он всякие переделки больше, чем БТ. Неслучайно экранировка Т-26 была весьма массовым явлением, а вот в случае с БТ нет (точнее, почти нет). Да и тот факт, что в некоторых странах Т-26 дожил аж до 1960 года, говорит о многом. БТ в этом смысле оказались далеко не такими долгожителями.

Скрытый текст

Первый танк спускается с обрыва.
Первый танк спускается с обрыва.

Вместе с тем, Т-26 имел не только достоинства, но и недостатки. Отчасти на нем наши инженеры смогли победить проблему с перегревом мотора воздушного охлаждения, но всё равно с тепловым режимом дела обстояли не лучшим образом. Другая проблема заключалась в ходовой части танка. Во-первых, она не подходила для высокой скорости, во-вторых, система с 8 опорными катками малого диаметра на борт таила определенные опасности при маневрировании. При неправильном поведении механика-водителя танк мог "разуться" в довольно безобидной ситуации. Неслучайно в руководстве по Т-26 за 1940 год приводились примеры, как правильно маневрировать на сложной местности. Имелись там и примеры тактических хитростей при преодолении препятствий. Как правило, за такими примерами стояли живые люди, чаще всего танкисты, которые выдвигали свои предложения. История не сохранила большинства их имен, но пара человек всё же нашлась. Причем их идея не попала в руководство, зато оказалась на большом экране.
 

Скрытый текст

Следующая машина уже зафиксирована между двумя танками.
Следующая машина уже зафиксирована между двумя танками.

В 1939 году на экраны вышел фильм "Танкисты". Сюжет фильма незамысловатый, но главное там совсем не он. Есть одна подноготная, которую многие смотревшие этот фильм не знают. Режиссерами фильма были Зиновий Матвеевич Драпкин и Роберт Александрович Майман. Так вот, этот дуэт тогда был больше известен людям с петлицами на воротниках, а также в танковых комбинезонах. Дуэт Драпкин-Майман создал целую серию учебных фильмов, включая "Основы вождения боевых машин" в 19 частях, плюс отдельный фильм, посвященный Т-26. Фактически "Танкисты" являлся не более чем гражданской версии их основной деятельности. Т-26 эти двое знали очень хорошо, больше того, в фильме они показали трюк, который сами и разработали. И трюк этот оказался совсем не ради красивой картинки.
 

Скрытый текст

Эффектный эпизод с переправой украсил фильм, но мало кто знал, что это совсем не кинотрюк.
Эффектный эпизод с переправой украсил фильм, но мало кто знал, что это совсем не кинотрюк.

В 1938 году Драпкин и Майман обратились в АБТУ КА с предложением "спуск танка с обрыва в 20-25 метров". Суть предложения заключалась в следующем. Группа из нескольких Т-26 соединялась друг за другом при помощи системы тросов. Первый танк спускался по крутому обрыву, при этом он мог хоть вертикально висеть в таком положении. Длина троса позволяла достигнуть дна, после чего танк двигался дальше, а за ним шел следующий. За счет того, что танки соединялись между собой системой тросов, такой "танкопоезд" мог состоять из большого числа Т-26. Естественно, возникала загвоздка в виде замыкающих машин, но если речь шла о срочной переправе группы танков, это не являлось такой уж большой проблемой.
 

Скрытый текст

Такое вот кино. То, что посчитали за киношный трюк, на самом деле было тактическим приёмом от людей, прекрасно знавшим Т-26.
Такое вот кино. То, что посчитали за киношный трюк, на самом деле было тактическим приёмом от людей, прекрасно знавшим Т-26.

Предложение режиссеров поступило в 8-й отдел АБТУ КА (отдел изобретений), после чего на НИБТ Полигоне в Кубинке провели испытания. По их итогу составили отчет, а год спустя появился фильм "Танкисты", где идею Драпкина и Маймана показали во всей красе. Это был один из наиболее эффектных эпизодов фильма. Так вот, если кто-то подумал, что это просто трюк для кинофильма, тот сильно ошибся. Далее Драпкин и Майман идею доработали, в финальном варианте похожим образом танки могли подниматься по крутым склонам. Собственно говоря, почти то же самое, что и спуск, но теперь вверх. В докладной записке по изобретениям указывалось, что идею приняли к сведению и будет составлена инструкция по преодолению препятствий таким образом. Причем подписал докладную А.Ф. Кравцев, ведущий специалист АБТУ КА по различным инженерным приспособлениям. Такое дорогого стоит. В заключение стоит отметить, что Драпкин и Майман далее еще много работали над различными фильмами, предназначенными для танкистов. За эти работы в 1943 году они получили награды: Драпкин удостоился ордена Красной Звезды, а Майман - ордена Знак Почета.

Источник:

https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/bronetankovaia-akrobatika-ne-tolko-dlia-kino-610b10b2d630c928a95fc24e

Edited by Eeafanas
Link to comment
Share on other sites

Eeafanas

Промежуточное звено между Т-40 и Т-60

К 80-летию принятия на вооружение Красной Армии малого танка Т-30

Великая Отечественная война стала большой неожиданностью, в том числе и для советской танковой промышленности. Вопреки сказкам про превентивный удар, реально состояние танковой промышленности однозначно говорит о ее мирном состоянии. Объемы производства, которые предполагались весной-летом 1941 года, совсем не похожи на мобилизационные в стиле "сейчас надо резко выпускать танки для могучего удара малой кровью". Иные образцы военной техники и вовсе предполагались, в лучшем случае, осенью 1941 года. Это разительно отличалось от того, что произошло в самые первые месяцы войны. От предвоенных планов не осталось и следа. Вместо постепенного внедрения машин, которые предполагались на перспективу, пришлось срочно запускать в серию то, что можно было массово выпускать сейчас. При этом в серию пошли и такие боевые машины, которые никогда бы не одобрили в мирное время.
 

Скрытый текст

Разведывательный танк Т-40 выпуска 1941 года. Он послужил базой для Т-30. Впрочем, часть Т-30 почти от него и не отличалось.
Разведывательный танк Т-40 выпуска 1941 года. Он послужил базой для Т-30. Впрочем, часть Т-30 почти от него и не отличалось.


Еще до начала войны в ГАБТУ КА довольно косо смотрели на разведывательный танк-амфибию Т-40. Вообще эту машину ждали в войсках, но как раз в 1940-41 годах пошел резкий скачок в развитии вооружения, а также броневой защиты танков. Поэтому Т-40, выглядевший весьма перспективно в 1939 году, два года спустя смотрелся уже иначе. К тому же на ГАЗ был создан разведывательный бронеавтомобиль ЛБ-62, который пошел бы в серию как БА-30. Судя по происходившему, он оказался "могильщиком" БА-11, который получился слишком тяжелым, а ЛБ-62 вполне выполнял возложенные на этот броневик задачи. Да и перспективы Т-40 после появления ЛБ-62 выглядели скорее со знаком вопроса. Наконец, завод №37, где выпускался Т-40, еще до войны явно стали рассматривать как перспективную площадку для выпуска танка сопровождения Т-50. То есть случившееся почти сразу после начала войны (решение выпускать в Москве Т-50) совсем не являлась импровизацией. К этому всё и шло. Другое дело, что и завод №37, и сам Т-50, к такому повороту событий оказались не готовы.

Скрытый текст

Изначальный план по выпуску Т-60, изначально Т-30 назывался именно так.
Изначальный план по выпуску Т-60, изначально Т-30 назывался именно так.

Согласно постановлению СНК СССР от 25 июня 1941 года, с 1 августа завод №37 НКСМ им. Орджоникидзе прекращал выпуск разведывательных танков-амфибий Т-40, а также тягачей "Комсомолец". Вместо них организовывался выпуск танков сопровождения Т-50. Впрочем, очень быстро стало понятно, что даже в Ленинграде с Т-50 творится беда. Что уж говорить о заводе №37, который требовалось перестроить под выпуск более тяжелого, нежели Т-40, танка. Поэтому на заводе нашлись инициативные люди, которые не побоялись выйти с предложением изменить решение в пользу "мобилизационного танка". Таковыми оказались Н.А. Астров, автор Т-40, и военный представитель завода №37 В.П. Окунев. Ближе к середине июля 1941 года они направили своё предложение лично Сталину. Тот инициативу рассмотрел, после чего дал команду изучить предложение нарккому среднего машиностроения В.А. Малышеву. Тот 14 июля оказался на заводе, изучил вопрос на месте, после чего дал идее зеленый свет. Так родился малый танк Т-30 (изначально он именовался Т-60), которому сегодня исполнилось 80 лет. 17 июля 1941 года вышло постановление ГКО №179сс "О Производстве лёгких танков Т-60 на заводе №37 Наркомсредмаша". Самое время поговорить об этом танке, который приняли на вооружение авансом, то есть без разработки и испытаний опытного образца.

Скрытый текст

Кто-то посчитает этот танк Т-40, но нет. По документам это Т-30, машина из 42-й танковой бригады.
Кто-то посчитает этот танк Т-40, но нет. По документам это Т-30, машина из 42-й танковой бригады.

Случай с Т-30, который приняли еще до создания опытного образца, не был уникальным для советского танкостроения. Можно вспомнить Т-34, который также приняли на вооружение еще до постройки опытных образцов. В обоих случаях уже имелись образцы-предшественники, с более-менее отработанной базой. То есть сомнений в том, что танк поедет, не было. Естественно, все понимали, что сухопутный вариант Т-40 является вынужденным решением, но других альтернатив не имелось. Производство Т-50 буксовало, а ситуация на фронте срочно требовала новых танков. Наличие отработанной базы позволяли оперативно нарастить выпуск Т-30 (точнее, пока он именовался Т-60), доведя, к декабрю 1941 года, объем производства до 450 штук ежемесячно. Т-50 пока сохранялся, от него не отказывались, но наверху уже понимали, что быстро его производство не наладить. Впрочем, уже 20 июля вышло постановление ГКО №222 "Об изготовлении 10 тысяч легких танков.". Выпуск танков в Москве наращивался еще сильнее - до 900 штук с ноября 1941 года. При этом корпус с башней упрощались, а сам он становился чуть ниже. Вместе с тем, от уже принятого варианта неплавающего Т-40 не отказывались. Он становился промежуточным звеном между Т-40 и Т-60. Поначалу его именовали как Т-60, но чертежный индекс сменился на 030, а позже появилось и обозначение Т-30.

Скрытый текст

К вопросу о том, как эти танки именовали в частях. Индекс Т-30 начинает появляться с ноября 1941 года. До того 20 танковая бригада именует свои танки Т-40, и лишь потом они вдруг становятся Т-30.
К вопросу о том, как эти танки именовали в частях. Индекс Т-30 начинает появляться с ноября 1941 года. До того 20 танковая бригада именует свои танки Т-40, и лишь потом они вдруг становятся Т-30.


По поводу облика Т-30 я уже некоторое время назад писал, особенно что касается его корпусов и вооружения. Стоит лишь повторить самое главное. Для начала, появление 20-мм автоматической пушки ШВАК, она же ТНШ, являлось вынужденным решением. В новых реалиях обеспечение танков крупнокалиберными пулеметами ДШК оказалось невозможным. Поэтому и было принято решение ставить ШВАК, как отработанный в производстве образец. С точки зрения пробития брони ДШК и ШВАК были почти равнозначны, при этом оба образца считались слабоватыми как танковое вооружение. Вместе с тем, за неимением ничего другого приходилось использовать то, что есть. Больше того, ТНШ появились не сразу, да и постановление ГКО №222 надо учитывать. Особенно что касается обеспечения ХТЗ и ГАЗ вооружением. В результате ТНШ на Т-30 московского выпуска являлась редкостью. По разным оценкам, всего танки завода №37 получили от 41 до 66 ТНШ. Фактически это две танковые бригады, плюс, возможно, еще несколько машин в других бригадах. Об этом говорит и переписка по танковым бригадам, касающаяся боеприпасов. 20-мм боеприпасы в ней почти не встречаются, а вот патроны ДШК - да.

Скрытый текст

Т-30 в Москве, октябрь-ноябрь 1941 года. Выглядит он всё еще как Т-40.
Т-30 в Москве, октябрь-ноябрь 1941 года. Выглядит он всё еще как Т-40.


Не менее интересный вопрос, как же выглядели Т-30. Боюсь разочаровать апологетов творчества Прочко и ряда других авторов, но, как уже писал, под индексом Т-30 скрываются машины, которые иногда именуют совершенно иначе. Таких танков, как Т-40с или Т-30с, не существовало, отчасти "изобретателями" этих обозначений стал НИБТ Полигон в 1944 году. С точки зрения документов завода это Т-30, а с точки зрения документов частей - Т-40. Больше того, и то, и другое имеет право на существование. С точки зрения частей они получали всё те же Т-40, за исключением 25 танков, которые имели ниши, но без водоходного оборудования, Т-30 выпуска с конца августа по начало октября 1941 года являлись Т-40. Разница только в корпуса из гомогенной брони, их пришлось делать утолщенными до 15 мм. Плавучесть сохранялась, чем периодически пользовались во время боевых операций. Лишь к началу октября 1941 года в серию пошли танки с утолщенными корпусами и без водоходного оборудования. При этом 20-я и 22-е танковые бригады продолжали упорно их именовать Т-40. Лишь когда пошли танки с ТНШ, их перестали именовать как Т-60. По злой иронии судьбы, называли их... Т-60. Индекс Т-30 в документах частей стал постоянным явлением только с 1942 года. Наконец, опорные катки с литыми спицованными дисками, которые так любят моделисты, почти не использовались на танках московского выпуска. В лучшем случае под самый конец выпуска.

Скрытый текст

Т-30 с утолщенными корпусами, но еще с ДШК. Такие выпускали где-то с конца сентября по октябрь 1941 года.
Т-30 с утолщенными корпусами, но еще с ДШК. Такие выпускали где-то с конца сентября по октябрь 1941 года.


Классический облик Т-30 окончательно сформировался уже после эвакуации завода №37 из Москвы в Свердловск. При этом производителей этих танков стало два. Корпусное производство из Коломны уехало в Киров, где организовали завод №38 НКТП. С выпуском Т-30 в Свердловске и Кирове случилась всё та же чехарда вокруг индексов. Дело в том, что они называли свою продукцию как Т-60, поэтому на заводе №38, например, вычислить Т-30 можно только по 4-значным номерам (2###), у Т-60 эти номера оказались 5-значными. И если в Кирове производство Т-30 оказалось небольшим (чуть больше 50 штук), то в Свердловске эти танки выпускали более массово. Первые танки данного типа сдали в декабре 1941 года, причем часть получила ДШК. Всего же, до февраля 1942 года включительно, сдали 200 таких танков, из них 101 с дополнительной броневой защитой корпуса. Итого 347 Т-30 за сентябрь-октябрь 1941 года, минус 3 танка, из которых сделали системы залпового огня М-8, где-то штук 20 танков выпуска августа 1941 года, плюс 200 танков завода №37, плюс 50 танков завода №38. В итоге где-то 600-615 танков, отличавшихся большим разнообразием внешнего вида. До Т-60, конечно, далеко, но по облику он собрата точно может заткнуть за пояс. Порой Т-30 был настолько загадочен, что не знаешь, Т-40 перед тобой на снимке, или уже 30-ка.

Скрытый текст

"Классический" Т-30 выпуска завода №37  в Свердловске.
"Классический" Т-30 выпуска завода №37 в Свердловске.

Про боевое применение Т-30 можно можно писать много, благо что машина оказалась массовой. На пик применения этого танка пришелся наиболее сложный период боевых действий - осень-зима 1941 года. Например, в боях за Бородино участвовала 20-я танковая бригада, имевшая на вооружение такие танки. Воевали эти машины и на северо-западном фронте (например, 8-я танковая бригада полковника Ротмистрова) и в районе Медыни. Именно с этими танками связаны первые эпизоды, которые можно назвать "налетом саранчи". Это когда в атаку выходило три десятка таких машин, вооруженных крупнокалиберными пулеметами. Порой возникают сомнения, а нужно ли было их строить. При этом зачастую аргументы очень похожи на игрока в компьютерные игры, который только и делает, что воюет с другими танками. Вот только чаще была ситуация, когда воевать приходилось с пехотой и противотанковой артиллерией. И вот тут Т-30 были вполне себе боевой единицей. Во-первых, машина низкая, во-вторых, более проворная, нежели Т-26. Сравнивать с Т-50 ее вообще бесполезно. Их объем выпуска оказался таким, что всерьёз воспринимать вообще не стоит, а результаты боевого применения не отличались от средней температуры по больнице. Тут что Т-50, что Т-26, что Т-30 - разница не столь велика. А вот Т-30 вполне отличились, причем их главной целью были совсем не танки. 1-я танковая бригада, например, весьма результативно поутюжила немецкую артиллерию, а затем и транспортные колонны. Это часто было важнее танков.

Скрытый текст

Т-30, затесавшийся среди Т-60, Киров, завод №38, июль 1942 года.
Т-30, затесавшийся среди Т-60, Киров, завод №38, июль 1942 года.


Собственно говоря, именно на Т-30, а не на Т-60, появившегося к началу ноября 1941 года на фронте, пришелся основной удар немцев в ходе операции "Тайфун". 17-я, 20-я, 22-я, 27-я танковые бригады и ряд других, вооруженных этими танками, приняли на себя удар наступающих немецких войск. 27-я ТБр, кстати говоря, была соседом 316-й (8-й гвардейской) стрелковой дивизии во время широко известных боев середины ноября 1941 года. В тех условиях вопрос про всякие тягачи вообще не стоял. Были нужны танки, а не пространные размышления в воздух 70 лет спустя. В том, что немцы не дошли до Москвы, есть заслуга и этих танков. Основная часть "малышей" при этом погибла, но свою роль они сыграли.

Скрытый текст

Как можно заметить, даже в документах есть путаница. Среди Т-60 затесалось 2 Т-30.
Как можно заметить, даже в документах есть путаница. Среди Т-60 затесалось 2 Т-30.

В дальнейшем Т-30 нет-нет, да мелькают в сводках боевых действий. Касалось это не только танков, которые пережили бои 1941 года, но и машин, выпущенных уже в эвакуации. Таковые, например, имелись в частях 30-х армии, а именно 143-й танковой бригады. Главная проблема в том, что даже сама бригада указывает танки как Т-60 в своих сводках, и только если смотреть акты по матчасти, внезапно всплывают серийные номера, однозначно указывающие на происхождение танков. В данном случае танки выпуска завода №37, уже в эвакуации. Увы, такая ситуация является типичной, посему исследование темы Т-30 непростое. Приходится сначала понять, что перед тобой - Т-60, или всё же другая машина.

Скрытый текст

90-й танковый полк стал последним, кто применял Т-30, случилось это в августе 1944 года.
90-й танковый полк стал последним, кто применял Т-30, случилось это в августе 1944 года.

Что же касается боевого применения этих танков, то оно закончилось примерно тогда же, кода и применение Т-60. 90-й отдельный танковый полк, который действовал в Карелии, использовал танки против финских войск. Часть этих машин погибла в боях июля-начала августа 1944 года. Как раз эти танки, с характерным трехцветным камуфляжем, часто записывают на бои в Карелии 1941 года. На самом деле это август 1944 года, больше того, есть схемы, где именно погиб тот или иной танк, вместе с серийным номером. Они вполне пробиваются по финским снимкам. Воевали в полку танки с дополнительной броневой защитой, которая разумеется, летом 1944 года уже мало чем могла помочь.

Скрытый текст

Единственный сохранившийся до наших дней Т-30, парк "Патриот".
Единственный сохранившийся до наших дней Т-30, парк "Патриот".

Крайне тяжелый период, на который пришелся апогей применения Т-30, сделал своё дело. Ныне известен всего один танк данного типа, сохранившийся в виде комплектной машины. Это экспонат музейного сектора парка "Патриот". Машина с серийным номером 3025 (скорее всего, речь про номер корпуса) была изготовлена на заводе №37 в январе 1942 года. Ныне она считается "каноничным" Т-30, хотя свердловский танк точно отличается, в мелочах, от московского. Да и кировские Т-30 тоже имели отличия. Так или иначе, свою роль этот танк сыграл, а решение о запуске его производства, принятое 80 лет назад, оказалось правильным. Около 350 танков, которые сдали с конца августа по середину октября 1941 года, оказались совсем не лишними.

Источник:

https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/promejutochnoe-zveno-mejdu-t40-i-t60-60e95b9a0f1e1b2a8c344558

Edited by Eeafanas
Link to comment
Share on other sites

После сегодняшнего посещения музея Задорожного

 

spacer.pngspacer.pngspacer.pngspacer.png

 

spacer.pngspacer.pngspacer.pngspacer.png

 

spacer.pngspacer.pngspacer.png

 

Link to comment
Share on other sites

Eeafanas
1 час назад, Lofte сказал:

После сегодняшнего посещения музея Задорожного

 

spacer.pngspacer.pngspacer.pngspacer.png

 

spacer.pngspacer.pngspacer.pngspacer.png

 

spacer.pngspacer.pngspacer.png

 

Т-38 не было? 

Link to comment
Share on other sites

  • 5 weeks later...

Главная ударная сила Красной Армии

Материал, приуроченный к 75-летию Дня Танкиста

 

Скрытый текст

Первая мировая война стала этапным событием в истории человечества. Эта война в корне изменила мировой порядок, разрушив несколько империй и породив целую череду революций. Где-то власть поменялась полностью, где-то лишь частично, но старый порядок ушел в прошлое. С этим пришлось считаться и в тех государствах, где власть осталась прежней. Ничуть не меньшие изменения произошли и на поле боя. Первая мировая война оказалась совсем не такой, как раньше. Стремительное развитие техники и вооружения, которое началось во второй половине XIX века, рано или поздно должно было изменить ход войны. Первые звоночки прозвучали еще в конфликтах самого начала XX века, а Первая мировая война стала жестокой действительностью. Таких жутких потерь, как в мясорубке Первой мировой войны, человечество до тех пор еще не знало. Самое страшное, что происходило всё это за очень короткий промежуток времени. Для некоторых стран потери в Первой мировой, или как ее еще называют, Великой войне, оказались значительно больше потерь во Второй мировой войне. В условиях патовой ситуации, когда фронт почти не двигался, несмотря на огромные потери с обеих сторон, и родился новый вид оружия - танк.

Скрытый текст

Указ об установлении Дня Танкистов, согласно которому его стали праздновать каждое второе воскресенье сентября.
Указ об установлении Дня Танкистов, согласно которому его стали праздновать каждое второе воскресенье сентября.


Появление танков предсказывал в начале XX века Герберт Уэллс. Правда, вместо стальных чудовищ массой несколько сотен тонн танки получились изначально 28-тонными. Очень быстро танки эволюционировали из еле ползающих бронтозавров в относительно подвижные боевые машины. Не последнюю роль в этом сыграл Джон Фуллер, видный теоретик применения танков, а заодно и первый, кто добился успеха в использовании танков как самостоятельных подвижных подразделений. Даже затишье межвоенного периода не могло остановить прогресс, хотя резкое снижение финансирования и сильно ударило про развитию танков. Кроме того, после окончания Первой мировой войны в нескольких странах (США и Великобритания) танковые войска либо ликвидировали как класс, либо их самостоятельность сильно ограничили. Лишь немногие страны поняли, какую важную роль играют танки, особенно в качестве самостоятельного рода войск.

Скрытый текст

В первый раз танк участвовал в параде Красной Армии 1 мая 1919 года. Позже один из двух присланных в Москву танков стал прототипом "Рено-Русского".
В первый раз танк участвовал в параде Красной Армии 1 мая 1919 года. Позже один из двух присланных в Москву танков стал прототипом "Рено-Русского".


Сегодня российские танковые войска отмечают профессиональный праздник. Установлен он был 16 июля 1946 года согласно приказа №27 Министра Вооруженных Сил Союза ССР и указа Президиума Верховного Совета СССР от 11 июля того же года. Согласно им, устанавливался ежегодный праздник - "День Танкистов". Отныне он отмечался ежегодно, каждое второе воскресенье сентября. Учреждение этого праздника стало данью заслуг рода войск, сыгравшего одну из ключевых ролей в годы Великой Отечественной войны. За годы войны более тысячи танкистов были удостоены звания Героя Советского Союза. В Советском Союзе, а затем в Российской Федерации, каждый из родов войск ныне имеет профессиональный праздник. Но с танкистами разговор особый. В годы Великой Отечественной войны значение танков достигло своего апогея. Своего праздника советские танкисты удостоились более чем заслуженно. В канун юбилея праздника стоит поговорить о том, чего добились советские танковые войска и танкопром за время с их появления и по конец Великой Отечественной войны.

Скрытый текст

В 20-е годы самым массовым танком Красной Армии был "Риккардо", он же Tank Mark V. Машина тихоходная, которая не вписывалась в советскую систему вооружения.
В 20-е годы самым массовым танком Красной Армии был "Риккардо", он же Tank Mark V. Машина тихоходная, которая не вписывалась в советскую систему вооружения.


Несмотря на то, что первые попытки построить танки предпринимались еще в РИА, реальный успех в этом сложном предприятии состоялся только в 1920 году. К тому моменту в Красной Армии уже имелись Броневые силы, ставшие наследниками формирований РИА, изначально включавших в себя бронепоезда и бронемашины. Первоначально броневые силы пополнялись за счет трофейных танков английского и французского производства. В 1920 году был изготовлен первый отечественный серийный танк - "Рено-русский". В условиях разрухи и дезорганизованности Гражданской войны постройка собственного танка, да еще совместными силами нескольких предприятий, стало огромным успехом. Серия ограничилась всего 15 танками, но не потому, что больше не могли сделать. Главной причиной стало то, что Renault FT и его отечественная копия не соответствовали требованиям по массе, маневренности и вооружению.

Скрытый текст

Т-18 (МС-1), первый отечественный танк собственной разработки и самый массовый танк, разработанный в 20-е годы.
Т-18 (МС-1), первый отечественный танк собственной разработки и самый массовый танк, разработанный в 20-е годы.


Тактико-технические требования к новым танкам сформировали в середине 20-х годов. На тот момент в системе вооружения Красной Армии имелось 3 типа танков - "Б" (большой, он же тяжелый), "С" (маневренный, он же средний) и "М" (малый, он же легкий). Чуть позже появились еще и танкетки. Прекрасная осознавая возможности промышленности, поначалу танки "Б" даже не рассматривали, сосредоточившись на маневренных и малых танках. А еще у нас отлично были осведомлены об идеях Фуллера, переводной военной литературы печаталось в СССР много. Своё отражение в танках и том, как их следовало использовать подобные идеи получили. Самое же главное, что МС-1, он же Т-18, был создан не как могла промышленность, а уже по вполне определенным ТТТ. На испытаниях опытный образец танка показал скорость, при которой мог идти в одном порядке с конницей, идущей рысью.

Скрытый текст

Испытания одного из первых Т-26, изготовленных в 1931 года.
Испытания одного из первых Т-26, изготовленных в 1931 года.


1929 год стал для советских танковых войск этапным. Летом сформировалась измененная система вооружения, за этими работами стоял В.К. Триандафилов, один из главных теоретиков глубоких танковых операций. Требования к малому танку ужесточились, особенно это касалось подвижности. Не менее важным стало формирование в июле 1929 года сводного опытного механизированного полка, который возглавил полковник К.Б. Калиновский. Триандафилов и Калиновский стояли за теми мощными структурными изменениями, которые ждали советские танковые подразедения. 3 ноября 1929 года сформировали Управление Механизации и Моторизации Красной Армии. Ранее танкостроение относилось к артиллерии. Наконец, в конце 20-х годов началось формирование кадров, которые стали позже ключевыми в советском танкостроении. Самой яркой фигурой новой волны стал С.А. Гинзбург, под началом которого появились ключевые танки межвоенного периода - Т-26, Т-27, БТ, Т-28. Из них только Т-28 был более-менее свой, да и то с рядом элементов, которые имели немецкие корни, а также концепцию английского "Виккерса 16-тонного".

Скрытый текст

Переболела Красная Армия и танкетками. Они довольно быстро разочаровали, но при этом послужили добрую службу как учебные машины.
Переболела Красная Армия и танкетками. Они довольно быстро разочаровали, но при этом послужили добрую службу как учебные машины.


Да, эти машины не были столь оригинальными, как Т-18 и Т-12/Т-24, но критикам такого решения надо иногда смотреть дальше своего носа. Первоочередной задачей являлось не соорудить свой собственный танк, оригинальный до болтика, а насыщение бронетанковых сил. Т-26 вписался в требования на малый танк сопровождения, а Т-27 - в требования на танкетку. БТ не вписывался в систему вооружения, но его решили туда включить, поскольку подвижность танка Кристи попросту было глупо игнорировать. А вот с Т-28 случилась интересная история. Изначально создававшийся как маневренный танк, далее он явно вышел за эти рамки. Машина отчасти стала эрзац-танком прорыва, что отлично видно по системе танкового вооружения 1935 года. К тому моменту вместо танкеток, которые довольно быстро разочаровали, появились малые разведывательные танки-амфибии. Идею подсмотрели у англичан, но последние ее проигнорировали. Не разглядели английские военные и потенциала Vickers Mk.E, вместо него они захотели скоростные двухместные танки. Идея изначально ошибочная и приведшая к глубокому кризису во второй половине 30-х годов.
 

Скрытый текст

Основой советских танковых частей стали Т-26 и БТ.
Основой советских танковых частей стали Т-26 и БТ.


Одновременно с развитием советского танкостроения шло и развитие танковых частей. В мае 1930 года была сформирована отдельная механизированная бригада, позже 1-я отдельная механизированная бригада. После гибели Калиновского в авиакатастрофе бригада стала носить его имя. В марте 1932 года сформировали первые механизированные корпуса (11-й и 45-й), куда штатно входило 2 механизированные бригады. Это стало возможно благодаря тому, что начался выпуск танков Т-26 и БТ. Согласно уже упомянутой системе вооружения 1935 года, Т-26 именовался "общевойсковым танком" а БТ - "оперативным танком". Что же касается Т-28, а также появившегося чуть позже Т-35, то с ними ситуация выглядела крайне интересно. Изначально командование Красной Армии видело танки типа "Б" как боевую машину, аналогичную FCM 2C. Боевая масса советского танка прорыва должна была составлять 65 тонн, а к 1932-33 годам она выросла до 90 тонн. Тот же Т-35 относился к категории "мощных танков", являясь дальнейшим развитием концепции ТГ (танк Гроте). Т-28 же стал именоваться танком качественного усиления. Имея массу, близкую к среднему танку, фактически он выполнял роль танка прорыва. Это прекрасно видно и по тому, куда эти танки шли на формирование. Изначально они шли в состав танковых полков РГК, которые с конца 1935 года стали переформировывать в тяжелые танковые бригады. Основой такой бригады становились Т-28 (54 штуки), также в нее входили танки БТ, Т-26 и химические танки (также на базе Т-26).
 

Скрытый текст

Изначально создававшиеся как "маневренные" танки, Т-28 по факту сводили в танковые полки РГК, которые с конца 1935 года стали переформировывать в тяжелые танковые бригады. Туда же шли и Т-35.
Изначально создававшиеся как "маневренные" танки, Т-28 по факту сводили в танковые полки РГК, которые с конца 1935 года стали переформировывать в тяжелые танковые бригады. Туда же шли и Т-35.


Таким образом, к 1936 году советские танковые войска превратились в грозную силу. Дело тут было уже не в количестве. Французы, до определенной поры имевшие самые многочисленные танковые части, находились в глубочайшем кризисе. Количество и качество далеко не всегда одно и то же. Мало того, что танки они поделили на пехотные и кавалерийские (последние вообще официально были броневиками), так еще отдельным родом войск они не являлись. Случившийся в мае-июне 1940 года крах был запрограммирован. Слова людей вроде де Голля никто не услышал, а дальше уже было поздно. Советские танковые части в середине 30-х годов отличались в гораздо лучшую сторону. Они представляли собой самостоятельный род войск, имевший грамотную, на тот период, структуру. Правильным был и план дальнейшего развития. Для поддержки мотомеханизированных частей предполагалось получить целое семейство самоходных артиллерийских установок, а также запустить в серию семейство танков нового поколения.
 

Скрытый текст

Т-46, один из главных провалов советской танковой промышленности середины 30-х годов. Полоса неудач сильно аукнулась спустя несколько лет.
Т-46, один из главных провалов советской танковой промышленности середины 30-х годов. Полоса неудач сильно аукнулась спустя несколько лет.


Вот как раз на этом моменте и случился глубокий кризис, который многие упускают из вида. Несмотря на то, что официально на вооружение приняли Т-29, Т-46-1, СУ-5, АТ-1 и ряд других машин, ни одна из них в серию не пошла. Лишь установочную партию СУ-5 изготовили силами опытного завода №185. Казалось бы, что тут такого, но если не знать простой истины. Аналогом советского поколения первой половины 30-х годов были немецкие "трактора", ни один из которых в серию не пошел. А вот следующее, то самое заваленное поколение советских танков - это ровесники Pz.Kpfw.II, Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV. Тех самых машин, которые стали далее основой немецких танковых сил. Пропуск одного поколения танков - это всегда плохо. Немцам это аукнулось тем, что к к сентября 1939 года их основной средний танк, Pz.Kpfw.III, имелся в количестве менее сотни штук, а Pz.Kpfw.IV, который по факту был самым массовым средним танком, таковым оказался случайно. Но это ерунда по сравнению с тем, что творилось у нас. На начало Второй мировой войны производились Т-26 (принят на вооружение в 1931 году), БТ-7 (развитие танка, принятого на вооружение в 1931 году), Т-28 (принят на вооружение в 1932 году) и Т-35 (принят на вооружение в 1933 году). Естественно, в ходе производства танки проходили улучшение конструкции, но уже в 1937 году было понятно, что им требуется замена. Опыт боев в Испании это наглядно показал.
 

Скрытый текст

БТ и Т-26 продолжали модернизировать, но к концу 30-х годов было очевидно - машины устарели. А со сменщиками дела обстояли плохо.
БТ и Т-26 продолжали модернизировать, но к концу 30-х годов было очевидно - машины устарели. А со сменщиками дела обстояли плохо.


Естественно, в АБТУ КА не сидели сложа руки, но подходящий результат танковая промышленность смогла дать только в 1939 году. Да и то, сменщик Т-26 всё никак не получался. Кроме того, в течение 1936-37 годов случился провал в выпуске танков, а также качестве их изготовления, что стало главными причинами прокатившейся волны репрессий. Не говоря уже о том, что за принятые на вооружение, но на запущенные в серию танки ряд конструкторов получили премии и государственные награды. Потом за это очень сильно спросили. По итогам имелся весьма существенный недобор по танкам, а сами они были устаревшей конструкции. Лишний раз это показали военные конфликты, предшествовавшие началу Великой Отечественной войны. Одновременно вскрывались и проблемы организационного характера. Прежде всего это касалось взаимодействия разных родов войск. 11-я танковая бригада в боях 3 июля 1939 года действовала почти в одиночку, что привело к тяжелым потерям. Задачу по отражению наступления японских сил бригада выполнила, другой вопрос, какой ценой.
 

Скрытый текст

Вхождение Красной Армии в Бессарабию, 1940 год.
Вхождение Красной Армии в Бессарабию, 1940 год.


Непростая ситуация была и с точки зрения организации бронетанковых частей. В период с 1937 по 1940 года происходило неоднократное переформирование танковых соединений. По итогам в июле 1940 года началось повторное формирование механизированных корпусов, на сей раз в их структуру входили танковые дивизии. Это совпало с началом поставок в войска новых типов танков, которые приняли на вооружение Красной Армии 19 декабря 1939 года. Речь идет о Т-34 и КВ, в дальнейшем также стали поступать и новые разведывательные танки-амфибии Т-40. Проблема заключалась в том, что укрупнение отчасти было на бумаге. Промышленность только разворачивала выпуск новых танков, а танков старого типа всё равно оказалось недостаточно. По итогам укрупнение сыграло скорее во вред, чем во благо. Получились громоздкие танковые соединения неполного состава, с управлением которых имелись проблемы. Всё это привело к печальным последствиям лета 1941 года.
 

Скрытый текст

Битые и брошенные танки вдоль дорог, увы, стали рядовым пейзажем лета 1941 года.
Битые и брошенные танки вдоль дорог, увы, стали рядовым пейзажем лета 1941 года.


О том, что происходило в июне-июле 1941 года, споры не утихают и еще долго не утихнут. Хотя на этот вопрос ответ можно было увидеть в мае-июне 1940 года. У французов с англичанами номинально тоже было куда больше танков, чем у немцев. Но количество и качество, особенно качество управления, существенно отличались. Это касалось и взаимодействия разных родов войск. Французы отнюдь не сразу же сдались, размахивая белыми флагами, первые недели они сражались яростно и даже достигли каких-то локальных успехов. Но дальше всё, резервы сточились, после чего немцев уже нечем было остановить. У нас же имело место неправильное управление и так громоздкими мехкорпусами. Их то посылали без поддержки в необследованные районы, прямо под огонь вражеской авиации и артиллерии, то гоняли туда-сюда, бесцельно вырабатывая ресурс танков. Про взаимодействие разных родов войск и говорить не приходится. То, что на Халхин-Голе еще как-то работало, летом 1941 года привело к катастрофе.
 

Скрытый текст

С августа (фактически с сентября) 1941 года стали формировать танковые бригады, которые имели куда менее громоздкую организацию.
С августа (фактически с сентября) 1941 года стали формировать танковые бригады, которые имели куда менее громоздкую организацию.


Между тем, разница между Красной Армией и французами с англичанами имелась. Попавшие в окружение части продолжали яростно обороняться и прорываться, на них тратились дополнительные силы. Всё это приводило к тому, что темп немецкого наступления снижался. Франции не получилось. Кроме того те части, что сформировали осенью 1941 года, зачастую состояли из тех же людей, что воевали в танковых дивизиях летом. Когда в августе-сентябре 1941 года стали формировать танковые бригады, первая же из них состояла из личного состава 32-й танковой дивизии 4-го мехкорпуса и 34-й танковой дивизии 8-го мехкорпуса. Да и за командирами далеко ходить не надо. Кем стали полковник Катуков (4-я ТБр) и полковник Ротмистров (8-я ТБр) известно хорошо. Часть механизированных корпусов отнюдь не исчезла без следа, осенью 1941 года с немцами часто сражались те же люди. Но организация частей стала уже совсем другой. Вместо громоздких танковых дивизий стали формировать танковые бригады, которые выглядели скорее как танковые дивизии в миниатюре. Сначала предполагалось иметь 93 танка, но уже с 13 сентября их число сократили до 67 штук.
 

Скрытый текст

Погрузка Т-30 из состава 42-й танковой бригады. Костяк бригады составил личный состав 42-й танковой дивизии, для которой война началась в Прибалтике.
Погрузка Т-30 из состава 42-й танковой бригады. Костяк бригады составил личный состав 42-й танковой дивизии, для которой война началась в Прибалтике.


Изменилась и ситуация с той матчастью, которая шла в танковые части со второй половиной 1941 года. Как и автобронетанковые войска Красной Армии, по состоянию на лето 1941 года советская танковая промышленность находилась в состоянии реформ. Уже существовали планы на замену тогда выпускавшихся танков КВ и Т-34. Вместо КВ-1 и КВ-2 предполагалось выпускать 68-тонный КВ-3. На смену Т-34 должен был придти Т-34М с трехместной башней и броней, усиленной до 60 мм. Завод №174 в Ленинграде тяжело осваивал Т-50, пришедший, наконец, на смену Т-26. Правда, при этом в планах ГАБТУ КА четко было видно, что теперь главным танком стал средний, а не легкий. Т-34 и Т-34М должны были стать самыми массовыми советскими танками. На заводе №37 в Москве постепенно наращивался выпуск Т-40, причем на него смотрели с некоторым сомнением. Не начнись война, неизвестно, остался бы Т-40 в серии. Также предполагалось запускать целое семейство самоходной артиллерии. Война все эти планы порушила. Т-50 так толком в серию и не пошел, от КВ-3, Т-34М и много чего еще пришлось отказаться. А вот Т-40 выжил. В июле 1941 года было принято решение выпускать эти танки в больших количествах. Уже как неплавающий Т-30 (по факту большинство Т-30 московского выпуска было плавающими), а затем появился еще более упрощенный вариант - Т-60. Именно эти танки и шли в танковые бригады. Сначала Т-30, а затем, с октября 1941 года, появились и Т-60. По штату № 010/87 от 13 сентября 1941 года, в танковой бригаде находилось 7 КВ-1, 22 Т-34 (либо Т-50, но по факту они роль Т-34 не исполняли) и 32 Т-30/Т-60. Далее штат танковой бригады неоднократно переделывался.
 

Скрытый текст

Т-60 из состава 33-й танковой бригады движутся по Красной площади, 7 ноября 1941 года. Формировали бригаду из остатков 12-й танковой дивизии, которая воевала летом 1941 года под Дубно.
Т-60 из состава 33-й танковой бригады движутся по Красной площади, 7 ноября 1941 года. Формировали бригаду из остатков 12-й танковой дивизии, которая воевала летом 1941 года под Дубно.


По факту состав бригад мог быть разным, в том числе и со старыми танками вроде Т-26/БТ. Также никуда не делись и отдельные танковые батальоны, которые появились еще в начале 30-х годов как средство усиления стрелковых дивизий. До войны в их состав входили Т-26, либо его химический (огнеметный) вариант ХТ-26/ХТ-130/ХТ-133, а также танки-разведчики Т-37/Т-38. В очередной раз штат отдельных танковых батальонов изменили в августе 1941 года (9 Т-34 и 20 Т-40, позже Т-60). По факту же чего только в ОТБ не было. Например, 103-й ОТБ имел в своём составе 15 КВ-1 и 10 Т-34. Дополнительное разнообразие в состав советских танковых соединений случилось ближе к концу 1941 года. С ноября на фронт стали отправляться подразделения, вооруженные английскими танками Matilda (МК-II) и Valentine (МК-III). Они могли быть как в танковых бригадах, так и в отдельных танковых батальонах. Иностранные машины старались отделить от отечественных, чтобы не усложнять жизнь зампотехам. По факту же в ходе боевых действий состав бригады или батальона мог быть разношерстным.
 

Скрытый текст

И такими танками гнали немцев под Москвой. БТ-5 из состава 8-й танковой бригады, декабрь 1941 года. Та самая бригада, которой изначально командовал будущий маршал Ротмистров.
И такими танками гнали немцев под Москвой. БТ-5 из состава 8-й танковой бригады, декабрь 1941 года. Та самая бригада, которой изначально командовал будущий маршал Ротмистров.


Именно этими силами автобронетанковые войска Красной Армии останавливали немецкий блицкриг. Если летом 1941 года основными противниками советских танков были немецкие пехотные и моторизованные части, то ближе к осени всё чаще боевые действия происходили против немецких танковых дивизий. Возможно, что поэтому и стали немцы "замечать" Т-34. И чем дальше шла война, тем сильнее замечали этот танк. Причины не столь и удивительные. Во-первых, осенью 1941 года основная часть советских танков довоенного выпуска "сточилась". В октябре-ноябре 1941 года случилась вторая волна БТ и Т-26, когда с Дальнего Востока прибыли танковые дивизии. Но основную скрипку играли уже Т-34. Во-вторых, Т-34 стал тем танком, который доезжал почти до любой цели на карте. Особенно это проявилось зимой 1941-42 годов. 34-ка, как описал сам Сталин, "как ласточка летала". Поэтому чаще всего приходилось иметь дело именно с этим танком. Обратная сторона медали - именно Т-34 имел наименьший процент выживаемости. Просто потому, что часто только эти машины доезжали до поля боя. А дальше уже всё зависело от ситуации.
 

Скрытый текст

БТ-7 артиллерийский из состава 58-й танковой дивизии, погибший где-то между Клином и Волоколамском. Печальный пример того, как танковыми частями пользоваться нельзя.
БТ-7 артиллерийский из состава 58-й танковой дивизии, погибший где-то между Клином и Волоколамском. Печальный пример того, как танковыми частями пользоваться нельзя.


Ценой больших усилий немцев удалось остановить, а затем и погнать на запад. Многие танковые бригады стали гвардейскими, а их командиры пошли на повышение. Между тем, до Победы было еще очень далеко. Кроме того, проблема взаимодействия танков и других родов войск, прежде всего пехоты, никуда не делось. А порой оно даже усугублялось. Одной из "забав" осени-зимы 1941 года было поделить танковую часть на кучу маленьких медведей. Так погибла 58-я танковая дивизия, которую растаскали по частям и она погибла где-то между Клином и Волоколамском. Так чуть не погибла 146-я танковая бригада, первая, воевавшая на "Валентайнах". Впрочем, наиболее распространенным явлением было то, что танки в бой пошли, а пехота нет. Даже в случае, когда на танки сажали десант, успех оказывался не гарантирован. Случаев, когда танки, вместе с десантом, ворвались и взяли населенный пункт, а пехота не поддержала и пришлось уйти, более чем достаточно. Так было и в "учебном" 1942 году. Не просто так немцы оказались к концу лета 1942 года у Воронежа и Сталинграда. Взаимодействие войсками на верховом уровне было всё еще далеким от идеала, чего уж говорить о том, что происходило ниже. По итогам на плечи танкистов приходилась основная тяжесть боев. Стоит ли после такого удивляться столь большим потерям? Надо помнить не только светлые, но и темные страницы истории. Кроме того, многое из того, что творилось в Красной Армии, можно обнаружить и в других армиях. Итальянцы летом 1942 года точно так же делили свой единственный на советско-германском фронте танковый батальон по частям, с соответствующими результатами.
 

Скрытый текст

Еще один печальный пример. Погибшие М3С и М3Л из состава 192-й танковой бригады. Типичный пример явления "пехота не пошла за танками и залегла". В результате бригада потеряла за день основную часть танков.
Еще один печальный пример. Погибшие М3С и М3Л из состава 192-й танковой бригады. Типичный пример явления "пехота не пошла за танками и залегла". В результате бригада потеряла за день основную часть танков.


1942 год, впрочем, запомнился не только темными страницами истории советских танковых войск. В марте 1942 года началось формирование танковых корпусов. Изначально в состав корпуса входило 2 танковых и 1 мотострелковая бригада. Уже вскоре количество танковых бригад увеличили до 3, а также ввели отдельный бронеавтомобильный разведывательный батальон. В сентябре 1942 года появились механизированные корпуса, в состав которых входило 3 мотострелковые бригады, 1 (очень скоро 2) танковые бригады, отдельный бронеавтомобильный разведывательный батальон и отдельный мотоциклетный батальон. Тем самым образовывались механизированные соединения, которые меньше зависели от "пехота не пошла". Наконец, 26 июля 1942 была образована 1-я танковая армия. Фактически это был всё тот же механизированный корпус 1940-41 годов, но, так сказать, здорового человека. Все описанные выше структуры постоянно совершенствовались, но начало было положено. Еще одним важным изменением 1942 года стало переосмысление использования тяжелых танков. Практика показала, что использование их в штучном количестве не дает нужного результата. В октябре 1942 года началось формирование отдельных гвардейские танковые полки прорыва. В них штатно находился 21 танк. Примерно в этот же период появились и отдельные танковые полки, которые шли на укомплектование механизированных корпусов. По факту они шли и на усиление кавалерийских дивизий, а также механизированных бригад.
 

Скрытый текст

1942 год стал временем серьёзных реформ в танковых войсках. Они стали приносить плоды ближе к концу года. Главным итогом стало повышение взаимодействия пехоты с танками.
1942 год стал временем серьёзных реформ в танковых войсках. Они стали приносить плоды ближе к концу года. Главным итогом стало повышение взаимодействия пехоты с танками.


Все эти реформы дали положительный результат. Происходили они на фоне того, что былое превосходство Т-34 и КВ-1 над немецкими танками сходило на нет. Естественно, у Т-34 и КВ-1 имелись недостатки, прежде всего плохая обзорность, но вплоть до середины 1942 года имелось превосходство по броневой защите и вооружению. Уже с середины 1942 года ситуация изменилась. Немцы насытили свои танковые части танками, чье вооружение уже позволяло бороться с Т-34 и КВ-1 как минимум на равных. Массово в немецкие войска пошли и истребители танков. Кроме того, с августа 1942 года в серию пошел КВ-1с, танк с облегченной броней, что еще острее поставило вопрос броневой защиты. Мера вынужденная, но иных вариантов не имелось. Благодаря "срезанной" броне выросла подвижность и надежность, а командирская башенка улучшила обзорность. Вместо Т-60 в серию пошел Т-70, более защищенный и с 45-мм пушкой. Впрочем, время легких танков постепенно уходило. Самым же главным решением стало "больше Т-34!". Именно это Сталин потребовал как первоочередную задачу. За ее срыв поста наркома танковой промышленности лишился В.А. Малышев, а И.М. Зальцман принялся выполнять это важнейшее задание. За короткий период выпуск Т-34 освоили в Челябинске и Свердловске. Еще раньше, в июне 1942 года, первые 34-ки дал завод №174 в Омске. Ради Т-34 выпуск в Челябинске Т-34 "подвинули" производство КВ-1с, с сентября 1942 по март 1944 года главной продукцией ЧКЗ стала 34-ка. Итог - 12534 обычных и 137 огнеметных Т-34 за 1942 год. И всё это в наиболее сложный для промышленности период.
 

Скрытый текст

И.М. Зальцман и Ж.Я. Котин (стоят в центре) на фоне главного танка Красной Армии. При всей неоднозначности фигуры Зальцмана без его "пинков" САУ еще бы не один год доводили до кондиции. Да и в истории выпуска Т-34 его роль далеко не последняя.
И.М. Зальцман и Ж.Я. Котин (стоят в центре) на фоне главного танка Красной Армии. При всей неоднозначности фигуры Зальцмана без его "пинков" САУ еще бы не один год доводили до кондиции. Да и в истории выпуска Т-34 его роль далеко не последняя.


Не менее важной задачей, которую выполнили ГАБТУ КА и НКТП (наркомат организовали в сентябре 1941 года), стала организация выпуска самоходных артиллерийских установок. Первые САУ военного периода построили еще осенью 1941 года, но дальше дело застопорилось. Будем откровенными, "артиллеристы", то есть ГАУ КА, а также НКВ, не справились с задачей. Будь вопрос с самоходной артиллерией в их руках и далее, самоходки Красная Армия не получила бы в 1943 году. Осенью 1942 года Зальцман принял несколько важных решений. В Свердловске и Челябинске организовали специальные конструкторские группы, их работу курировал Ж.Я. Котин, главный конструктор ЧКЗ и заместитель наркома танковой промышленности. В Свердловске занимались средней штурмовой САУ на базе Т-34, а в Челябинске - тяжелой штурмовой САУ на базе КВ-1с. В это же время в Кирове занимались легкой штурмовой САУ с использованием шасси Т-70. Эта машина была продолжением работ, которые возглавлял С.А. Гинзбург. По итогам активности НКТП, которая пошла на прямую конфронтацию с ГАУ, стало появление СУ-12 (СУ-76), СУ-35 (СУ-122) и КВ-14 (СУ-152). Машины принимали на вооружение в спешке и потому у них имелись проблемы (особенно у СУ-76, для Гинзбурга эта машина стала роковой), но иначе вопрос оказалось не решить. В дальнейшем ГБТУ КА (так управление стало именоваться после разделения на главное бронетанковое и автомобильное управления) забрало самоходки под своё крыло. То, что не смогли сделать немцы, у них самоходная артиллерия продолжала числиться за артиллерией.
 

Скрытый текст

С октября 1942 года тяжелые танки стали сводить в гвардейские танковые полки (с 1944 года гвардейские тяжелые танковые полки прорыва). В данном случае КВ-1с из состава 6-го ГвТП.
С октября 1942 года тяжелые танки стали сводить в гвардейские танковые полки (с 1944 года гвардейские тяжелые танковые полки прорыва). В данном случае КВ-1с из состава 6-го ГвТП.


Первые результаты проведенных реформ стали ощущаться во второй половине 1942 года. Танковые корпуса сыграли свою роль в переломе ситуации. Что такое танковый корпус, показали действия 24-го ТК во время рейда на станицу Тацинская. Это стало одним из ключевых моментов в битве за Сталинград, неспроста генерал-майор В.М. Баданов был награжден орденом Суворова II степени №1. А 24-й ТК стал 2-м Гвардейским Тацинским корпусом. Настоящей же проверкой на прочность тех метаморфоз, которые претерпевали танковые войска и танкостроительная промышленность, стал 1943 год. Да и Красная Армия в целом. Начиная с весны 1943 года немецкие танковые войска получили качественное преимущество над советскими. Но... с лета 1943 года инициатива перешла в руки Красной Армией. Да, с весны 1943 года по весну 1944 года на вершине бронетанковой "пищевой цепочки" находился "Тигр". В июле 1943 года на Курской Дуге дебютировали "Фердинанд" и "Пантера", последняя стала по-настоящему массовым явлением. Но в условиях преимущества немецких танков и САУ почему-то немцы стали терпеть одно поражение за другим. А всё потому, что Красная Армия стала воевать иначе. 2 года войны научили. Да, всё еще не идеально, но уже совсем не так, как в 1941-42 годах. Ну и по поводу соотношения уничтоженных советских танков к немецким. Оно в 1943 году стало в среднем ниже, чем в 1942 и тем более 1941 годах. Про всякие "1 немецкий танк к 5-6" можно сразу автора похожего высказывания в дурку отправлять. Реальные цифры потерь говорят слегка о другом.
 

Скрытый текст

Т-34-85 из состава 57-й гвардейской танковой бригады. Так в июле 1943 года стала именоваться 33-я ТБр. Война для нее закончилась в Германии.
Т-34-85 из состава 57-й гвардейской танковой бригады. Так в июле 1943 года стала именоваться 33-я ТБр. Война для нее закончилась в Германии.


Ответ советской танковой промышленности на "зверинец" не заставил себя долго ждать. В августе 1943 года на вооружение Красной Армии приняли КВ-85 и СУ-85. И если модернизированный КВ-1с стал временной мерой, то СУ-85 осенью 1943 года стала массовым явлением. Вместо неудачной СУ-76 в серию пошла СУ-76М (СУ-15М), лишенная главного недостатка предшественницы - ненадежной трансмиссии. Самоходная артиллерия еще с весны 1943 года стала всё чаще влиять на ход сражений. Осенью 1943 года выпуск советских легких танков окончательно прекратился, вместо них в серию пошли СУ-76М. Вместо СУ-152 начался выпуск ИСУ-152, на базе тяжелого танка ИС. А с декабря 1943 года в Челябинске стали выпускать ИС-2, лучший советский тяжелый танк военного периода. Еще раньше изменился и подход к формированию экипажей советских тяжелых танков и САУ. Офицеров в экипаже стало двое - командир (младший лейтенант) и механик-водитель (техник-лейтенант). Да и в целом качество обучения экипажей во время войны выросло. Организовывались специальные учебные центры, где проводилось обучение экипажей. К моменту, когда части попадали на фронт, у них уже имелся определенный опыт. Что же касается средних танков, то полноценную замену Т-34 с первого раза создать не удалось. Компромиссным вариантом стал Т-34-85, массовый выпуск которых начался с марта 1944 года. При этом количество заводов, выпускавших Т-34 (а позже Т-34-85), сократили до 3 - Нижний Тагил (завод №183), Омск (завод №174) и Горький (завод №112). В Свердловске, еще с сентября 1943 года, выпускали только СУ-85, а в Челябинске Т-34 прекратили выпускать с марта 1944 года. А в к концу лета 1944 года там выпускали по 250 ИС-2 и ИСУ. Это по 11 гвардейских тяжелых танковых полков прорыва и по 11 самоходных артиллерийских полков.
 

Скрытый текст

ИСУ-122 на марше, март 1945 года, Германия.
ИСУ-122 на марше, март 1945 года, Германия.


Перераспределение приоритетов промышленностью дало свои результаты. В танковые войска и самоходные артиллерийские полки пошли боевые машины нового поколения. Да, Т-34-85 был не "Пантерой", но не стоит забывать, что самым массовым немецким танком так и остался Pz.Kpfw.IV. А вот он Т-34-85 уступал, и сильно. С появлением ИС-2 золотая эпоха "Тигров" кончилась безвозвратно. За 1944 год Красная Армия безвозвратно потеряла 425 ИС всех типов, а также 421 КВ всех типов, причем 122 КВ списано на ремзаводах. Так вот, за всё тот же 1944 год немцы потеряли 790 Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E, а также 74 Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B. Итого суммарно 846 советских тяжелых танков на 864 немецких. Бывало по-всякому, естественно, но общая тенденция налицо. Что такое советские бронетанковые и механизированные войска, отлично показали операции второй половины 1944 года. Особенно Львовско-Сандомирская операция, оказавшаяся несколько в тени на фоне успеха операции "Багратион". Спустя 3 года после катастрофы лета 1941 года по Западной Украине прошло 3 танковых армии (1-я гвардейская Катукова, 3-я гвардейская Рыбалко и 4-я Лелюшенко), которые просто смяли всё, что там было. Те самые "Фердинанды" (на тот момент уже "Элефанты"), которыми год назад так пугали, попросту не заметили. За считанные дни их численность резко сократилась, после чего они тихо погрузились и уехали. Почти не заметили и 506-й тяжелый танковый батальон на "Тиграх", который точно так же смели. А закончилось дело погромом 501-го тяжелого танкового батальона на новейших Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B.
 

Скрытый текст

В Берлине, начало мая 1945 года.
В Берлине, начало мая 1945 года.


Со второй половины 1944 года бронетанковые силы РККА стали безоговорочно лучшими в мире. Можно сколько угодно рассказывать про успехи какого-нибудь немецкого аса Генриха фон Шмуклера, который якобы набил 100500 советских танков, пока фронт внезапно не оказался у Берлина. Но это не более чем попытка подсластить пилюлю. Правда жизни такова, что в апреле 1944 года фронт находился в более чем 1000 километрах от Берлина, а год спустя советские танки приехали на Кёнигсплац. При этом советская танковая промышленность не стояла на месте, работая над сменщиками ИС-2 и Т-34-85. В этом плане она переиграла немцев, оказавшихся в глубоком кризисе. Свои танки они откровенно перегрузили, лишив возможности модернизации. Можно сколько угодно показывать всякие бумажки из немецких архивов, но правда жизни такова, что заменять немецкие танки на что-то другое было нечем. Очень похожая ситуация была у американских и английских танкостроителей.
 

Скрытый текст

ЗСУ-37 из состава 4-й Гвардейской Кантемировской дивизии на параде, Первый День Танкиста, 8 сентября 1946 года.
ЗСУ-37 из состава 4-й Гвардейской Кантемировской дивизии на параде, Первый День Танкиста, 8 сентября 1946 года.


Безусловно, ситуация и в самих советских танковых войсках, и в танкостроении, была не идеальной. Хватало пунктов, по которым имелось отставание. Тем не менее, закончила войну Красная Армия с лучшими в мире танковыми войсками. Победа стоила огромных потерь, но не стоит забывать, что танкам зачастую приходилось действовать в одиночку. Главным стало то, что советские танки и самоходки сыграли в победе над Германией и ее сателлитами одну из решающих ролей. Они смогли переломать немецким танковым войскам хребет и проводить их до дома. Так что свой день наши танкисты получили более чем заслуженно. С праздником!

Источник:

https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/glavnaia-udarnaia-sila-krasnoi-armii-61364a733df852715d0661c3

 

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
 Share

×
×
  • Create New...